Проблемы управления бизнесом: как менталитет влияет на работу

154
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Зачастую бывает, что те или иные бизнес-процессы, теории маркетинга и менеджмента, пришедшие к нам с Запада, не только плохо приживаются, но и не дают обещанных результатов. Оказывается, дело не в нашей русской лености и разгильдяйстве. Созданные и отработанные в большинстве своем на типичных американцах, эти методики просто не могут работать, когда дело касается представителей других культур.
Надежда Бондаренко,
директор, NBTraining

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как решать проблемы управления бизнесом, связанные с менталитетом 
  • Как обеспечить эффективное управление бизнес-процессами с учетом кросскультурных различий 

Проблемы управления бизнесом, связанные с менталитетом нации, с которой приходится работать, не редкость в мире коммерции. Как же обеспечить эффективное управление бизнесом, когда кросскультурные различия сотрудников и партнеров не показывают нужный результата от работы? Давайте разберемся в этом вопросе детальнее. 

Кросскультурные различия как проблема управления бизнесом

Какое отношение наша национальная принадлежность имеет к тому, как мы распоряжаемся своим временем? Самое прямое. Все национальные и региональные культуры мира (а их насчитывается несколько сотен) могут быть приблизительно разделены на три группы: моноактивные, полиактивные и реактивные.

Человек моноактивной культуры производит все свои действия поэтапно, не отвлекаясь на другие задачи. Время — деньги. А значит, его, как и деньги, нужно посчитать, грамотно распределить и выжать по максимуму из себя и своего окружения. Это психология американца.

Народы реактивных культур думают и слушают, прежде чем взяться за что-либо. Они лучшие в мире слушатели, поскольку концентрируются на том, что им говорят, не позволяя себе отвлекаться, что практически невозможно, например, для латиноамериканцев. Представители реактивной культуры — азиаты — практически никогда не прерывают говорящего. Более того, выслушав, они не торопятся с ответом. Приличествующий период молчания после того, как собеседник закончит говорить, демонстрирует уважение к весомости замечаний, которые должны быть рассмотрены неспешно и с должным вниманием. Это важно знать для эффективного управления бизнесом и отдельными бизнес-процессами, в частности.

Русская культура относится к разряду полиактивных. Мы считаем, что лучшая форма инвестирования времени — это общение с людьми. Вспомните все неформальные коммуникации — посиделки на кухне, курилки. Самые важные проблемы управления бизнесом решаются именно в процессе неформального общения. Клиенты становятся друзьями, а бизнес-партнеры — практически членами семьи. Какое может быть совещание, если вдруг как снег на голову нагрянул «друг детства Васька, который теперь лесом занимается, надо обсудить и это заодно — вдруг что срастется».

Проще говоря, итальянцам кажется, что американцы зануды и живут по минутам, русские считают англичан заторможенными снобами, а японцы за всем этим молча наблюдают и делают выводы.

Людей полиактивной культуры не очень заботят пунктуальность и расписания. Они делают вид, что следуют им, только если на этом настаивают моноактивные партнеры или руководители, а сами при этом считают, что реальность важнее, чем какойто абстрактный распорядок дня.

В такой культуре принято делать одновременно несколько дел. Поэтому для большинства из нас советы типа «нужно четко прописывать список дел на день и выполнять одну задачу в единицу времени» сложновыполнимы. Наш темперамент, люди вокруг и сама российская реальность требуют от нас полиактивности. Это важно учитывать для эффективного управления бизнес-процессами и решения проблем управления бизнесом.

Вы спросите: «А как же мой знакомый директор, который бодро встает в 6:00 под гимн России, делает забеги на точно распланированные временные дистанции, совершает строго определенное количество звонков и встреч и в конце дня помечает галочкой «готово» все запланированные на день дела?»

Ответ прост: в его характере превалирует моноактивная культура. Да, темперамент не всегда зависит от географии проживания. Именно поэтому сначала нужно определить свой тип, а потом уж выбирать максимально эффективные и комфортные способы организации своего времени и своей жизни. 

Но все же большинству наших соотечественников свойственны полиактивность и, как следствие, особые методы управления временем, к которым можно отнести, например, кайросы (удобные, удачные моменты для выполнения дел). Этот термин ввел в менеджмент Глеб Архангельский. Типичный русский кайрос — чтение в метро.

Это хорошо характеризует наше многослойное восприятие времени. И линейное отображение — графики, планы и таблицы — в этом случае не очень удобно. Нам всем нужно постоянно учиться находить и ловить кайросы. Архангельский подробно рассматривал систему их поиска и применения.

Все это нужно учитывать при использовании западных технологий менеджмента, оценки и управления временем. Если вы собираетесь, например, вводить «чудо-зверя» KPI, причем в отдельно взятом бизнес-процессе, подумайте, насколько это будет эффективно именно для вашей компании. Ведь существуют еще и субкультуры организаций, которые, в свою очередь, тоже можно поделить на моноактивные, полиактивные и реактивные.

Часто бывает, что приходит западный менеджер и начинает предъявлять четкие требования к организации времени, распорядку и процедурам. А коллектив к этому не готов. Возникают психологическое сопротивление и тихий саботаж. Причем быстрее всего уволятся самые сильные, уверенные в себе сотрудники. Поэтому важно проводить кросскультурную подготовку и обсуждать нюансы организации работы, и особенно это касается межнациональных компаний. 

Определение доминирующих черт

Конечно, у нас возникает вопрос, можно ли быстро определить, к какой культуре относится человек. Здесь нужно прояснить один момент: в каждом человеке присутствуют черты моноактивных, реактивных и полиактивных культур. Вопрос в том, в каком соотношении.

Выраженность тех или иных черт — величина шкальная. Например, Бразилия и Россия относятся к полиактивным культурам, но, как вы понимаете, бразилец Педро и сибиряк Иван все-таки отличаются в проявлении черт. Поэтому русские априори несут в себе черты полиактивной культуры, но степень ее проявления бывает разная.

Я уверена, что среди ваших знакомых есть «люди-часы». Причем в нашем обществе к ним почему-то не очень хорошее отношение. Про таких говорят «педант», «все по часам расписано». То есть человек с моноактивными чертами становится в нашем полиактивном обществе как бы белой вороной.

В нас архетипично присутствуют национальные черты именно русского народа. Это ядро сокрыто от нас самих, с трудом осознается. Наверное, это и есть загадочная русская душа, русский характер.

Но давайте вернемся к внешним проявлениям. Итак, как вы уже, наверное, поняли, определить, к какой культуре относится человек, можно, пообщавшись с ним буквально пять минут: по манерам, скорости речи, жестам и дистанции, которую он держит во время общения. 

С помощью несложной процедуры можно уже на этапе собеседования примерно понять, какие черты превалируют в характере человека (таблица). Отметьте свойства, которые присущи вам, в каждом столбике по вертикали. Подсчитайте количество выделенных вами черт в каждой колонке, и вы поймете, признаки какой культуры в вас превалируют.

Полученная таким образом информация может служить дополнительным инструментом при определении функционала сотрудника. Ведь понятно, что человеку лучше поручать задачу, для которой он больше подходит. Впрочем, уже при выборе профессии большинство из нас подсознательно отдает предпочтение специальностям, которые дадут возможность не вступать в конфликт с собственным «я». Так, большинство бухгалтеров — сотрудники с ярко выраженной моноактивной составляющей, ну а в менеджеры по продажам идут, как правило, полиактивные люди.

Информация об авторе


Надежда Бондаренко имеет два высших образования в области естественных наук и психологии (Челябинский педагогический университет). В 2007 году вошла в топ-10 тренеров по тайм-менеджменту и личной эффективности журнала «Маркетинг Менеджмент». В 2011 году сертифицировалась в Будапеште по программе Mentality Quotient Development Program («Продуктивный стиль мышления в бизнесе»). Имеет эксклюзивное право продажи теста и тренинга MQ в России. В 2010 году открыла в интернете Школу бизнес-тренеров.

Официальный сайт —www.blogtrenera.ru


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль