Депремирование работников: насколько эффективно и когда применять

195
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как показывает практика, мнения работодателей о том, стоит ли наказывать нерадивых сотрудников рублем, диаметрально противоположны. Кто-то считает, что штрафы привносят в любую компанию только негатив, другие уверены, что это необходимый инструмент стимулирования работников. Если же опираться на различные опросы, предоставляемые открытыми источниками, то окажется, что штрафные санкции в той или иной форме введены примерно на половине российских предприятий.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Эффективны ли способы отрицательного стимулирования работников
  • Можно ли штрафовать сотрудников и рассчитывать на их лояльность
  • Как можно наказать сотрудника за прогулы и опоздания

Депремирование работников – распространенная практика компаний. Можно ли штрафовать сотрудников так, чтобы не убить в них желание трудиться? Практики рассказывают о своем опыте.

Депремирование работников: ломаем копья о проблему штрафов

Вера Анисцына, 
руководитель группы подбора персонала, кадровый центр «Юнити»

У нас такие инструменты, как штрафы, не применяются, однако огромное количество компаний используют подобные методики по отношению к сотрудникам. Думаю, что если говорить о статистике, то, к сожалению, более половины работодателей так или иначе используют депремирование работников. Как еще можно наказать сотрудников?

На мой взгляд, система штрафов является наименее эффективным управленческим приемом, так как вызывает со стороны коллектива исключительно негатив и влияет на лояльность сотрудников компании в целом. Помимо этого штрафы как таковые приемлемы для сотрудников, у которых мотивация направлена на то, чтобы избежать неудачи, а в отношении тех, кто ориентирован на достижение успеха и в большинстве случаев наиболее эффективен в компании, штрафы не работают.

Не секрет, что в конкурентной борьбе на рынке труда, как правило, добиваются успеха те работодатели, которые ведут рациональную компенсационную политику. В противном случае компании начинают сталкиваться с проблемами большой текучки кадров и перехода ключевых сотрудников к конкурентам.

Можно ли штрафовать сотрудников

Оксана Морозова,
 HR-директор, RosLogistics

При нашей ментальности премиальная часть заработной платы воспринимается как должное — персонал чаще всего настроен на ее получение по умолчанию. В том случае, если этого не происходит, ситуация воспринимается как депремирование работника.

Мы делаем акцент на премию как на инструмент мотивации и стимулирования сотрудников и ни в коем случае не как на способ как наказания. Нужно просто сменить вектор с отрицательного на положительный.

Иногда в компаниях бытует мнение, что если премию не платят, то и работать незачем. Необходимо внедрить и продвигать в компании культуру качественной и эффективной работы в рамках своих должностных обязанностей за гарантированную зарплату. Премия же должна выплачиваться за особые показатели и достижения, качественно выполненный проект, внедрение инноваций и т. д. Надо отметить, что даже размер премии в таком случае не имеет принципиального значения. Важны справедливость и обратная связь. Если говорить о гибкой части зарплаты как реальном инструменте мотивации сотрудников, то это в первую очередь касается коммерческих подразделений. У них отношение премии к окладу может быть действительно значительным — до 100 % и даже больше. Это объясняется спецификой деятельности: волка ноги кормят.

Иногда работодатели пытаются использовать этот инструмент для управления дисциплиной труда. Опоздал на 10 минут — штраф 500 руб., на 15 минут — 1000 руб. Однако российское законодательство не предусматривает подобных действий. Опоздание является дисциплинарным проступком и наказывается дисциплинарным же взысканием (например, замечанием или выговором). При этом наличие дисциплинарного взыскания может стать причиной неначисления премии, если это оговорено в положении компании о премировании. Вывод: пропишите в положении об оплате труда отсутствие дисциплинарных взысканий как обязательное условие для расчета возможной премии и правильно оформляйте дисциплинарные взыскания. Это поможет улучшить дисциплину на предприятии. В любом случае должны использоваться прозрачные и понятные принципы и правила расчета премий, которые будут работать в равной степени для всех сотрудников.

Как наказать сотрудника

Дмитрий Балков, 
коммерческий директор, «Петкус Технологи»

По моему глубокому убеждению, без таких мер, как прямые вычеты из «конвертной» части зарплаты и депремирование, не только эффективное, но даже просто нормальное функционирование предприятия невозможно.

Возьмем, например, материально ответственное лицо. Если такой сотрудник испортил дорогое оборудование, то КЗоТ требует материальной сатисфакции. Как можно наказать сотрудника? Вычеты из оклада должны будут производиться даже при смене места работы — как алименты. До полного погашения долга. И это справедливо!

Важная новость для подписчиков!

А что делать с людьми, которые, как бы это охарактеризовать, без должной ответственности относятся к своим обязанностям? Можно ли штрафовать сотрудника? И человек вроде хороший, и работник грамотный, а вот какой-то несерьезный. Такого увольнять жалко, а как на него еще повлиять? Как можно еще наказать сотрудника? Не с доски же почета фотографию снимать. Причем я уверен, что такая мера воздействия будет только способствовать будущему карьерному росту сотрудника.

Многие руководители используют материальное воздействие в борьбе с опозданиями на работу. Это, конечно, интересный вариант, но он применим только в очень крупных компаниях, где результаты деятельности сотрудника теряются в общей массе бюрократических разработок. На малых предприятиях это не слишком важно, особенно если работник справляется со своими обязанностями. Но так как и этот аспект труда крайне важен, руководство фирмы обязательно должно искать и находить меры воздействия.

На многих предприятиях очень важным показателем работы сотрудника является выполнение точно в срок и в предусмотренном объеме оговоренных работ. В этом случае обсуждать размеры вознаграждения легко.

На нашем предприятии не оговорены ни формы штрафов, ни виды депремирования. Однако так как на предприятии практикуются премии, то размер этих самых премий так или иначе проходит у руководителей цифровую и ментальную оценку. А значит, вольно или невольно система депремирования работников все же применяется.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль