Как разработать приложение, чтобы повысить продажи

137
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Сегодня более чем в 40 % случаев страницы сайтов просматриваются с мобильных устройств (данные Morgan Stanley). Эксперты уверены: на смену стационарным компьютерам и ноутбукам пришли мобильные технологии. Это означает, что будет меняться форма присутствия компании в интернете — сайт необходимо адаптировать к мобильной версии или создавать брендированное мобильное приложение.
Александр Сильченко,
 директор по развитию, Stream Telecom

В этой статье вы прочитаете:

  • Как грамотно разработать приложение для смартфонов
  • Ошибки в разработке приложений для мобильных устройств

Как разработать приложение для смартфонов, которое поможет компании продавать? Этот вопрос актуален почти для всех компаний, ведь мобильные приложения — это простой путь к карману клиента. И если вы постоянно совершенствуете свое приложение, то хотя бы раз в неделю пользователь будет к нему обращаться. Как же грамотно использовать этот перспективный инструмент продвижения и продаж? Что учесть при разработке приложений для мобильных устройств?

Мобильные приложения открывают множество возможностей: только push-сообщения позволяют ежедневно информировать аудиторию о новинках, акциях, мероприятиях и продуктах. Чем чаще клиент использует приложение, тем выше уровень повторных продаж. Вы у него в кармане — в устройстве, с которым он не расстается. Действуйте!

Как разработать приложение: выбираем доступные решения

Отдельное приложение. Есть по меньшей мере два направления мобильных приложений, которые могут способствовать развитию вашего бизнеса. Первое ориентировано на оптимизацию труда и облегчение взаимодействия работников компании. Разработать такое мобильное приложение не просто и не дешево, однако все затраты на разработку приложения для мобильного устройства с лихвой окупаются.

Корпоративные мобильные приложения напоминают о задачах и дедлайне, дают возможность делиться актуальной информацией, хранить в облачных сервисах данные, отчеты и прочую документацию. Удачным примером может служить социальный интранет «Битрикс24». С помощью этого сервиса можно обмениваться информацией, контролировать текущие задачи, создавать группы пользователей по направлениям деятельности и интересам. А сопутствующее мобильное приложение упрощает эти процессы, позволяя всегда знать обо всем, что происходит в компании.

Второй тип приложений направлен на взаимодействие с конечными потребителями. Посредством таких программ легко информировать аудиторию об услугах и товарах, привлекать новых клиентов и повышать лояльность существующих, улучшать сервис. Например, клиент может не только узнать адрес компании, но и выстроить маршрут проезда.

Описанные приложения открывают новый мощный канал коммуникации с клиентами, ведь теперь вся информация о вашей компании доступна им 24 часа в сутки, семь дней в неделю — так же, как пользователь вашего приложения доступен вам постоянно.

Оптимизация сайта. Однако у мобильных приложений есть не менее привлекательная альтернатива — мобильные сайты. Более того, многие пользователи не видят между ними разницы. Поэтому прежде всего необходимо их дифференцировать.

Мобильное приложение — это инструмент для лояльной аудитории. Пользователь должен найти его в веб-маркете, скачать и не забыть запустить через пять минут. Приложения в первую очередь предназначены не для решения сиюминутных задач, а для удовлетворения постоянных потребностей клиентов.

Определяем цели разработки приложения для мобильного устройства

Можно уверенно утверждать, что мобильные приложения увеличивают ценность бренда, ведь они придают компании определенный статус. Но чтобы достичь этого статуса, приложение должно решать проблемы ваших клиентов. Хороший сервис способствует улучшению отношения к вашему бренду, что влечет за собой рост числа обращений клиентов и, как следствие, повышает шанс повторных продаж.

Если вы создаете приложение-визитку, позаботьтесь о полноте заложенной в нем информации: должны быть представлены все сведения о компании, ее товарах и услугах. Кроме того, приложение должно иметь простой и удобный интерфейс: это упрощает использование данного инструмента, так что число обращений к нему растет.

Отличным примером приложения, которое не только поддерживает, но и увеличивает объем продаж компании, может служить проект компании Starbucks. В 2011 году было запущено мобильное приложение с мультибрендинговой программой лояльности My Starbucks Rewards. Пользователя обеспечивают виртуальным кошельком, который пополняется реальными деньгами.

За каждый платеж с мобильного устройства клиент получает «звезды», которые в дальнейшем может обменивать на продукцию сети кофеен.

Поддерживаем интерес к мобильному приложению

Самое трудное — это удержать внимание пользователя. Обычно охлаждение наступает через 30–40 дней. Чтобы клиенты не потеряли интерес к приложению, постоянно держите его в поле зрения пользователей и рекламируйте. Обязательно хотя бы раз в месяц (а лучше — раз в неделю) обновляйте информацию и расширяйте возможности приложения. У вас акция? Делайте через приложение скидку на 3–5 % больше установленной.

Пользователи чаще обращаются к мобильному приложению, которое не только помогает в работе, но еще и позволяет развлечься. Придумайте, как привлечь внимание клиента. Забавные исторические факты, истории из жизни компании, небольшие афиши — что угодно может заинтересовать его. Если у вас есть другой бизнес, применяйте приемы кросс-маркетинга. К примеру, цветочный магазин и сеть кафе.

Используйте приложение с умом: если молодой человек приглашает девушку на свидание и заказывает столик через мобильное приложение, пусть роза на столе будет подарком. Небольшие приятные сюрпризы помогут как увеличить число клиентов, так и повысить лояльность к вашей компании. Сделайте программу максимально простой и удобной, помните о принципе продаж в «три клика». Чем меньше действий пользователь совершает, тем лучше.

Используем различные инструменты продвижения приложения

После того как вопрос с тем, как разработать мобильное приложение, решен встает другой — как его продвигать? Какие маркетинговые шаги предпринять, чтобы точечно донести информацию до пользователя? Советы и решения просты и конкретны.

Сегодня большинство сайтов, представляющих бренды, в 20–25% случаев пользователи посещают с помощью мобильных устройств. По последним данным, ежедневное время контакта с рекламным брендом для пользователя планшета составляет 30 минут, для пользователя смартфона — 17 минут.

Редирект. У вас есть сайт? Отлично. Опубликуйте там анонс своей программы вместе со ссылками на магазины приложений: так вы существенно расширите круг потенциальных пользователей.

Распространение информации. Если у вас кафе с Wi-Fi-точкой доступа в интернет, люди должны знать об этом — а также о том, что кафе представлено в мобильном приложении, дающем определенные бонусы. В таком случае информации на сайте недостаточно: расскажите о приложении в маркетинговых материалах, соцсетях — словом, всеми способами сообщите клиентам, что использовать его интересно и выгодно.

E-mail- и SMS-рассылка. Если у вас есть база с номерами телефонов или электронными адресами пользователей, обращайтесь к ней. Не забудьте вставить ссылки из магазинов. Клиентам нравятся ненавязчивая забота и внимание, но назойливости не любит никто. Если ненавязчиво давать им актуальную информацию, это привлечет их внимание к вашей компании. Если же у вас нет данных о клиентах, воспользуйтесь услугами компаний, которые специализируются на рассылках и готовы предложить любой вариант: по группам адресатов, районам города или пользователям мобильных устройств; не только в любом городе России и СНГ, но и во всем мире.

Используйте профильные сайты. Постарайтесь попасть в обзоры мобильных приложений на профильных площадках — это один из лучших способов привлечь внимание. Чтобы оказаться, к примеру, в топе приложений в App Store, достаточно одного удачного обзора на www.iphones.ru или www.4pda.ru.

Задействуйте сарафанное радио. Это, пожалуй, один из самых продуктивных инструментов. Если приложение удобное, простое и эффективное, продвигать его будет гораздо проще, а положительные оценки и отзывы клиентов позволят на порядок увеличить интерес к вашей программе.

Постоянная поддержка. Общайтесь с пользователями. В магазинах отвечайте на их вопросы, реагируйте на замечания, устраняйте неточности, повышайте уровень сервиса. Обновляйте информацию, улучшайте сервис приложения, дорабатывайте и исправляйте ошибки. Помните о сборе и анализе статистики.

Присутствие в сети и интеграция. Если у вас еще нет корпоративных страничек в соцсетях, создайте их. Компании лучше присутствовать во всех сетях и интегрировать их в свое приложение. Так, игровые приложения предполагают дополнительные очки за то, что пользователь порекомендует их в Facebook. Это отличный инструмент для удержания клиентов, влияющий на интерес к компании. Максимально используйте все возможности интернета: от блогов до вирусной рекламы на Youtube.

Как избежать ошибок при создании приложения для мобильных устройств: советы разработчика

Искандер Гиниятуллин,  руководитель отдела разработки, BeBoss.ru

Процесс создания мобильного приложения начинается с выбора платформы носителя, и все зависит от того, на какую аудиторию оно рассчитано. Какую из платформ лучше выбрать для своего приложения, на что нужно обратить внимание при поиске разработчика, а также с какими проблемами можно столкнуться и как их избежать?

Важная новость для подписчиков!

Среди устройств, работающих на базе Android, можно найти как бюджетные аппараты, так и премиум-устройства, которые по количеству функций, скорости и удобству работы превосходят iPhone. Однако аудитория iPhone более платежеспособна, и если одна из главных целей приложения — продажи, стоит сосредоточить внимание на этой платформе.

Теперь рассмотрим подробнее критерии выбора подрядчика и обсудим ошибки, чаще всего допускаемые в процессе разработки платформы.

Как разработать приложение: критерии выбора подрядчика

Задавшись вопросом как разработать приложение, прежде всего обратите внимание на платформы, на которых специализируется потенциальный подрядчик. Многие компании работают в узком сегменте — только для iOS или только для Android, и, если вы планируете разработать универсальное мобильное приложение, такой вариант не подойдет.

Следующий этап — это оценка портфолио компании. Хорошо, когда в нем уже есть готовые продукты, похожие на тот, что требуется вам. Это значит, что потенциальный партнер уже понимает ваш рынок и ваши задачи и может избежать части проблем (неправильная оценка сроков работы или неграмотно составленное техническое задание, в котором просто забыли о некоторых необходимых вам функциях, что в перспективе опять же может привести к срыву сроков и дополнительным расходам). Обязательно проверьте, действительно ли компания имеет опыт разработки приложений для всех платформ, которые вам требуются. Самый простой способ проверить — зайти в магазины приложений Google Play, App Store и Windows Phone.

Далее обратите внимание на договор. Работа должна быть разбита на два этапа: составление технического задания и плана разработки; непосредственно разработка. Подрядчику это позволяет более точно планировать время и затраты, а заказчику — лучше контролировать процесс и представлять результат. Не забудьте в договоре указать сроки завершения каждого этапа и предусмотреть ответственность сторон за их нарушение. Очень важно, чтобы был четко оговорен процесс сдачи-приемки готового продукта, условия исправления недочетов, обнаруженных после сдачи продукта заказчику. Наличие всех этих пунктов позволяет сделать вывод, что компания серьезная, а отсутствие должно насторожить.

Еще один важный пункт — это дальнейшая поддержка приложения. Рано или поздно вы захотите внести изменения, так что еще на этапе выбора подрядчика необходимо обсудить дальнейшее сотрудничество. Часто стоимость поддержки приложения превышает затраты на его разработку. И здесь нужно быть очень внимательным.

Интересным решением многих проблем, связанных с выбором подрядчика, может стать работа по системе SAAS (software as a service), когда вы не заказываете разработку приложения с нуля, а берете готовый продукт в аренду — за годовую или ежемесячную плату. На российском рынке пока не так много компаний, работающих по этой схеме, однако ее преимущества очевидны. Во-первых, есть возможность протестировать готовый продукт еще до начала работы над ним. Во-вторых, затраты будут гораздо ниже, чем на создание собственного приложения, а период разработки станет существенно короче (1–2 дня вместо 2–6 месяцев). Более того, регулярные обновления и улучшения приложения вы получаете абсолютно бесплатно (обычно они входят в ежемесячный или ежегодный платеж). Недостаток у такого подхода только один — меньше простора для творчества. С другой стороны, вы можете быть уверены, что предложенные вам решения уже испытаны и проверены множеством пользователей.

Четыре основные ошибки разработчика приложения

Случается, что заказчик остается не вполне доволен готовым продуктом или вообще разочаровывается в нем. Если заранее знать о типовых ошибках и проблемах, возникающих в ходе разработки, этого можно избежать.

Ошибка 1. Недостаточно продуман пользовательский интерфейс. Это, наверное, самая распространенная ошибка, и причина у нее всегда одна — на этапе разработки заказчику на согласование «высыпают» дизайн-макеты приложения в виде изображений, на которых все выглядит очень красиво. Заказчик одобряет макеты, а когда получает готовый продукт, обнаруживает, что в какихто местах кнопки расположены неудачно и приложением неудобно пользоваться. Например, если предполагается список «избранного», то в интерфейсе обязательно должны быть предусмотрены три пункта: когда в избранном ничего нет, когда есть один-два элемента и когда их много. Если какойто пункт будет забыт, это может стать неприятным сюрпризом.

Решение. На этапе согласования интерфейса необходимо требовать не статичные дизайн-макеты, а интерактивный прототип приложения, позволяющий оценить его в динамике.

Ошибка 2. Приложение не соответствует принципам платформы. В этом случае у пользователя могут возникнуть серьезные проблемы при работе с вашим приложением, а значит, он быстро откажется от ваших услуг.

Решение. У каждой платформы, будь то iOS, Android или Windows Phone, есть четкие принципы, описывающие процесс взаимодействия пользователя с приложением. Они включают в себя как визуальное оформление, так и саму работу приложения и его реакции на действия пользователей. Обычно эта проблема свойственна приложениям кросс-платформенной разработки, когда фактически создается одна программа, которая впоследствии адаптируется к разным платформам. Именно поэтому для каждой из них необходим индивидуальный интерфейс — это относится как к дизайну, так и к верстке приложения.

Ошибка 3. Изменение приложения требует дополнительных усилий и затрат. Перед разработкой приложения обязательно определите, какие элементы потребуется часто менять. Например, если вы предусматриваете раздел «О компании», рано или поздно придется его редактировать. В некоторых случаях это может потребовать обращения к компании-подрядчику и переделки приложения за отдельные деньги. Разработчики приложения для торгового центра (со схемой расположения арендаторов) одного из наших партнеров вносили изменения так: каждый раз верстали новую схему, а потом две недели все ждали, пока App Store одобрит обновление приложения, причем любая корректировка оплачивалась отдельно.

Решение. Требуйте, чтобы, помимо приложения, вам были предоставлены удобные инструменты для самостоятельного редактирования информации в нем. Например, в виде «личного кабинета» на сайте, в который вы можете зайти и поменять все, что вам необходимо.

Ошибка 4. Приложение проверено не на всех устройствах. Порой разработчик обладает довольно скудным набором тестовых устройств. Из-за этого проверяются не все функции, поэтому продукт может не пройти окончательную отладку.

Решение. Все устройства отличаются размерами экрана и технически, и очень важно добиться плавной и стабильной работы приложения на каждом из них. Нужно проверить работу приложения на телефонах с различными техническими характеристиками — от самых дешевых китайских аппаратов до современных флагманов.

Пять шагов к работающему приложению: особенности взаимодействия с подрядчиком

Тимофей Куликов,
 советник председателя совета директоров, «Глобус Гурмэ»

Представьте ситуацию: ваш руководитель выступает на внутрикорпоративной конференции. С высоты трибуны вы слышите уверенное и смелое заявление: «Уже через три месяца мы представим лучшее мобильное приложение» — и осознаете, что реализовывать эту задачу вам. Наша компания с подобным вызовом справилась. Что же необходимо учесть, прежде чем взять на себя такие обязательства?

Прежде чем приступить к разработке приложения для мобильного устройства, необходимо понять, какие вопросы оно должно решать и на какую потребительскую группу будет рассчитано. Наш пользователь — премиальная аудитория, а основная цель приложения — удобный интернет-магазин. Прототипом программы было выбрано приложение «Зеленый перекресток», уже зарекомендовавшее себя как функциональный и привлекательный для клиентов продукт. Предлагаю рассмотреть алгоритм разработки мобильного приложения на нашем примере и взять на заметку все трудности, с которыми столкнулись мы.

Анализируем рынок разработки приложений для мобильных устройств

Поскольку опыта в разработке мы не имели, выбрали самый простой способ. Открыли App Store, выяснили, какими программами мы уже пользуемся и какие популярны в соответствии с рейтингами магазина, выбрали пять-семь компаний, создавших эти приложения.

Далее составили список критериев, по которым сравнивали всех потенциальных исполнителей: цена, портфолио, принцип организации работы по проекту и — самое главное — желание создать действительно качественный продукт.

Если концепция уже имеющихся у подрядчика программ позволяет решить все ваши бизнес-задачи и нужно только «немного перекрасить дизайн в ваши цвета», то выбирать исполнителя можно по критерию цены и показать программу, которую вы будете брать за основу. Если же вам нужно «немного отсюда, немного как здесь и еще добавить это», ищите творческую команду. Не всегда такой подход будет дороже; здесь важно, чтобы вы понимали друг друга.

Как правило, процедура выбора занимает около месяца, но и по ее завершении нельзя быть уверенным, что все пойдет гладко и не придется искать новых партнеров.

Ищем подрядчика, составляем описание, запускаем разработку

Предусмотреть все нюансы в техническом задании к продукту, который обращает на себя внимание прежде всего дизайном, — задача практически невыполнимая, особенно если это не типовое решение, а совершенно новый продукт для вас, подрядчика и конечного пользователя. Поэтому, выбирая исполнителя, чтобы разработать приложение, задумайтесь, насколько возможно изложить на бумаге все, чего вы хотите, — чтобы на этапе реализации интерфейса не пришлось все переделывать и переносить, чтобы логика программы была понятна любому без нудной инструкции, чтобы программой хотелось пользоваться и она была действительно полезна.

Как показывает опыт, подрядчики делятся на два типа. Первые начинают разработку с детального описания технического задания к будущему приложению, продумывания решения технической стороны и многочисленных нюансов. Вторые, что крайне редко, ставят один простой вопрос — какова основная задача приложения? И начинают работать, получив от заказчика вводные относительно бизнеса и сведения, которые компания собирается сообщать конечному пользователю посредством мобильного приложения.

Наши подрядчики принадлежали к первому типу. На старте долго составляли детальное техническое задание, описывали взаимодействие с системой управления контентом, правила загрузки и выгрузки информации и многое другое. В процессе создания технических документов терялась идея самой программы, и в какой-то момент проект превратился в продукт труда технического специалиста, который сосредоточился на выполнении алгоритмов. Разработчики не думали о том, как приложение будет воспринято обычным пользователем, привыкшим видеть «красивую картинку». Поскольку сроки были довольно сжатыми (оставалось всего два месяца), мы не решились перейти к другому разработчику.

Выявляем недостатки и ищем способы их устранения

Когда наконец подошли этапы приема дизайна и сборки приложения, стало понятно, что мы, от лица компании-заказчика, выступаем как эксперты. Приходилось акцентировать внимание исполнителей на шрифтах, выравнивании элементов интерфейса, отображении картинок без искажения пропорций. Даже такая элементарная вещь, как просмотр увеличенной фотографии, превратилась в трудное и долгое дело. Разработчик не понимал, почему нам не нравится, что часть вертикальной фотографии с алкогольной продукцией скрывается за тулбаром1, и предлагал сделать все фотографии квадратными: «тогда все поместится».

1 Тулбар — элемент графического дизайна: панель инструментов, которая упрощает работу с программой.

Техническая сторона тоже хромала, несмотря на многостраничное техзадание: приложение не запускалось, не работало в режиме отсутствия соединения с интернетом, а если какимто чудом появлялось сообщение о проблемах со связью, то его текст просто не помещался на экране. И так с каждой функцией, с каждой строкой и кнопкой.

Стало ясно, что постоянные доработки проекта делают его бесконечным, поскольку для нас созданное приложение выглядит сырым и недоделанным, а для исполнителя все уже давно готово: приложение выполнено на достойном уровне, и непонятно, «чего же мы еще хотим». Мы потеряли два месяца и решили все же обратиться в другую компанию.

Меняем подрядчика и работаем над ошибками

Новому подрядчику пришлось сконцентрироваться на интерфейсе и сервисах, доступных в приложении. К примеру, если речь идет о каталоге товаров, то у пользователя, помимо традиционных элементов навигации, таких как быстрое добавление товаров в заказ и отображение корзины с количеством выбранных продуктов, должна быть возможность сразу, двумя движениями, оплатить покупку и выбрать адрес получателя.

Только в таком случае приложение будет действительно полезным и решит поставленную задачу. Большинство мобильных программ этого не делают в силу трудности технической реализации. Однако опыт работы с новым подрядчиком показал, что нет ничего невозможного. Для приложения используется общая с сайтом система, все происходящее на сайте интегрируется в приложение, и наоборот. К системе подключаются эквайринг2, обмен заказами со службой доставки и синхронизация каталога товаров с внутренней базой данных.

2 Эквайринг — комплекс услуг по предоставлению пользователям возможности оплачивать товары и услуги банковскими картами.

Основные трудности в создании этого механизма возникли на уровне кооперирования отдельных служб, стыковки различных платформ: сложности вызывали взаимодействие системы со складом (отображение количества оставшихся продуктов) и CRM-системой, а также поиск оптимальных решений. К трудностям мы были готовы и успешно преодолевали их. Даже когда на завершающем этапе разработки приложения для мобильного устройства случился форс-мажор в виде запрета дистанционной продажи алкоголя, мы быстро внесли в программу изменения.

Анализируем недочеты в итоговом варианте

Наш результат — функциональное приложение, но, к сожалению, не такое, каким мы его представляли. Да, оно работает, через него можно сделать покупку — оно удобное, но два ключевых для нас момента упущены: статус красивого и популярного с точки зрения пользователей и положительная эмоциональная составляющая.

Если проанализировать первое описание проекта, примеры дизайна, на которые следовало ориентироваться (приложение «Зеленый перекресток»), и сложное техническое задание, трудно поверить, что первоначальная идея могла трансформироваться во чтото совсем далекое, совершенно неузнаваемое. Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что главное при создании приложения — грамотный выбор подрядчика и разумные сроки выполнения поставленной задачи.

Информация об авторах и компаниях


Александр Сильченко в 2005 году окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет. В сфере информационных технологий — более 10 лет, работал в компаниях «Аудиторская фирма «Балтика», «Вэб Плас», «Комплит» и BCC. В 2008 году вошел в число основателей ООО «Северо-Западная компания «Инфосвязь» (объединяет Stream Telecom, Stream Mobile, StreamSMS), тогда же назначен на должность директора по развитию Stream Telecom.

Stream Telecom — оператор мобильных услуг. Компания основана в 2007 году, специализируется на услугах мобильного маркетинга (SMS-рассылка, SMS-реклама по терминалам и по операторам, MMS-рассылка, e-mail- и голосовая рассылка, прием входящих SMS), оказывает дополнительные услуги (мобильные платежи, HLR-запросы). Число клиентов на 2012 год — более 2000 юридических и более 4000 физических лиц. Официальный сайт — www.stream-telecom.ru

Искандер Гиниятуллин в компании с 2009 года. В 2011 году создал отдел мобильной разработки в рамках проекта, под его руководством были созданы более 15 мобильных приложений для компаний b2b-сектора, адаптированных к различным платформам, включая инструменты для поиска франшиз, коммерческой и жилой недвижимости.

BeBoss.ru — онлайн-каталог франчайзинговых компаний с отзывами о них и условиями сотрудничества. Кроме того, здесь собраны предложения об аренде офисных и торговых помещений. Проект основан в 2006 году. Ключевые клиенты — Сбербанк, Savage, Cherutti. Штат — 15 работников. Официальный сайт — www.beboss.ru

Тимофей Куликов окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, прошел обучение по президентской программе переподготовки управленческих кадров по специальности «стратегический менеджмент» в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. С 2010 по 2013 год — директор по инновациям в компании «Глобус Гурмэ».

«Глобус Гурмэ» — сеть гастрономов премиального сегмента, первый открыт в 2005 году. Всего — семь магазинов (шесть в Москве и один в Санкт-Петербурге). Официальный сайт —www.globusgurme.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль