Затраты транспортной логистики: идеи, как сэкономить без риска

636
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Подходы к сокращению транспортных расходов зависят от отрасли и особенностей бизнеса. В одних компаниях проводят анализ текущих процессов и исключают риски — например, распределяют транспортные потоки на складе. В других перестраивают схему работы с логистическими операторами; это особенно актуально, когда у организации нет собственного автопарка. Есть и малобюджетные способы снижения расходов на содержание коммерческого авто. Какая стратегия окажется оптимальной для вашей компании?
Татьяна Бибикова,
руководитель проекта, Sela

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как снизить затраты на транспортную логистику
  • Как анализировать бизнес-процессы и исключить риски

Сокращаем затраты за счет снижения аварийности собственного автопарка

По данным опроса ГИБДД, наибольшие опасения у водителей автотранспорта вызывает поведение участников дорожного движения. При этом водители коммерческого автотранспорта вносят самый весомый вклад в увеличение количества аварий. Компании ежегодно тратят немалые средства на «воспитание» водителей, устанавливают продвинутые системы слежения, оборудуют автомобили замысловатыми гаджетами, но эффект либо незначительный, либо его совсем нет. Как без значительных вложений снизить аварийность и сократить расходы на ремонт автотранспорта?

В связи с ростом бизнеса и увеличением количества магазинов в компании Sela значительно усложнилась система логистики. Привлечение дополнительного автотранспорта обострило проблему аварийности на дорогах. Как следствие, затраты на транспорт и безопасность сотрудников возросли. В связи с этим было решено разработать меры по снижению аварийности. За идеями мы обратились к зарубежному опыту.

С 1999 года многие компании в мире используют систему под названием How am I driving? («Как я вожу?»). Она позволяет идентифицировать водителей, чье поведение на дороге находится в зоне риска, и своевременно его скорректировать. В результате удается избежать аварий и снизить издержки как компании — владельца транспортного средства, так и ее партнера по страхованию.

В 2014 году был создан специальный проект под названием «ДТП — нет!». Предлагаю подробнее рассмотреть опыт применения данной системы в российских условиях.

Опыт применения системы «Как я вожу?»

На транспортное средство наклеивается стикер с надписью: «Я — ответственный водитель! Нарушаю ПДД? Звони!» — и номером телефона, по которому следует сообщать о нарушении водителем правил. Колл-центр работает круглосуточно семь дней в неделю. Позвонившего просят подробно описать случившееся и указать, какое именно правило нарушил водитель (по классификатору ГИБДД). Кроме того, в центр можно отправить и видеозапись происшествия.

Затем обратившегося просят оценить тяжесть нарушения по пятибалльной шкале; данные заносятся в специальную компьютерную программу. Специалисты нашей компании проверяют корректность фиксирования дорожных происшествий (фильтр эмоционального состояния участников ДТП) и отсеивают заведомо ложные.

По истечении отчетного периода (день, неделя, месяц и так далее) компании предоставляется отчетность о жалобах и их содержании по каждому водителю транспортного средства, входящего в систему.

Основы работы системы

На уровне водителя. Число ДТП снижается уже потому, что водители чувствуют контроль, понимают, что являются частью системы, и дважды подумают, прежде чем нарушить правила. В психологии такой эффект называется Хоторнским: участники эксперимента (в нашем случае — водители) осознают причастность к нему, поэтому более усердны и добросовестны, чем обычно.

На уровне организации. Руководитель в конце месяца получает отчет о жалобах на каждого водителя. Таким образом, он видит, кто из его сотрудников практикует агрессивный стиль вождения и находится в зоне риска. Поэтому он имеет возможность воздействовать превентивно — а значит, предотвратить ДТП, а не разбираться с его последствиями. Это относится не только к дорожным происшествиям, но и к многочисленным штрафам, которые получают компании как владельцы транспортных средств.

Использование системы прямо воздействует и на транспортные затраты логистики.

Эффективность системы: опыт иностранных компаний

Зарубежный опыт свидетельствует, что по истечении 12 месяцев работы общее число аварий снижается в среднем на 45%, а аварий с высокой степенью повреждений — на 60% по сравнению с предыдущими периодами при прочих равных условиях. По истечении 24 месяцев работы компании в среднем экономят 30% прямых затрат в год, связанных со страхованием, ремонтом и обслуживанием транспортных средств.

Проект функционирует в течение полутора месяцев, и об аналитических данных говорить пока рано. Однако мы надеемся, что к концу года получим результаты, сопоставимые с показателями иностранных компаний.

6 принципов оптимизации затрат транспортной логистики

Андрей Медведев,
генеральный директор, «Промышленные силовые машины»

Основная задача логистики в промышленной компании — бесперебойное обеспечение производства с минимальными затратами. Решение этой задачи зависит от двух факторов: плана продаж и загрузки производства. В идеале разница между плановыми и фактическими показателями закупок (поставок) не должна превышать 5%. Чтобы добиться этого, необходимо грамотно организовать процесс поставки комплектующих.

В нашей компании управление затратами в логистике организовано так: на планирование закупок влияет объем двух типов продукции — серийной и изготавливаемой по индивидуальным проектам. Мы производим более 300 серийных моделей, причем мелкосерийные могут изготавливаться и поставляться по две штуки в месяц, а крупносерийные — по 15–20. Количество определяется спросом и, разумеется, влияет на закупки комплектующих — двигателей, генераторов и прочего. Производство серийной продукции требует глубокой автоматизации процесса закупок, позволяющей заранее находить поставщиков, планировать способы доставки и хранения комплектующих.

Индивидуальные проекты создаются с учетом конкретных задач заказчика; кстати, в свое время это направление деятельности и легло в основу нашего бизнеса. Такие разработки требуют сложного конструирования и очень тщательного подхода к выбору поставщиков.

Экономия за счет привлечения сторонних компаний

Нашей компании выгоднее привлекать наемный транспорт: сейчас у нас не настолько крупный объем грузов, чтобы содержать автопарк. Однако к 2017 году планируем нарастить объем производства и не исключаем возможности приобретения собственного транспорта.

Для доставки комплектующих и собственной продукции мы пользуемся услугами транспортных компаний. Среди наших партнеров — как собственники грузового транспорта, работающие без посредников, так и компании-экспедиторы, организующие транспортировку с привлечением третьих лиц. К услугам последних мы прибегаем чаще, поскольку они располагают обширными базами проверенных перевозчиков и могут подобрать нужный вариант в сжатые сроки. Кроме того, существуют специализированные интернет-ресурсы, связанные с грузоперевозками, — например, «АвтоТрансИнфо». К ним мы тоже обращаемся довольно часто. Здесь можно разместить заявку и очень быстро найти подходящего перевозчика.

Целесообразнее использовать наемный автотранспорт и при доставке больших объемов грузов, поскольку требуется нанимать нескольких перевозчиков. Мы воспользовались услугами сторонней организации, когда отправляли одиннадцать крупногабаритных электростанций для компании «Новатэк» в Новый Уренгой на газоконденсатные месторождения.

За выбор перевозчиков отвечает отдел управления транспортной логистики. Он полностью организует доставку комплектующих от поставщиков (их более 3000) и готовой продукции заказчикам (более 2000).

Основные правила снижения затрат на транспортную логистику

Мы стараемся минимизировать число посредников при заказе услуг. Это удобно и с точки зрения экономии времени при перевозке, допустим, нестандартной крупногабаритной продукции. Когда услуги предлагают новые транспортные компании, мы проверяем по своей базе перевозчиков, с кем они работают.

Снижению затрат логистики способствует и оптимальная загрузка транспорта. Естественно, перевозка одного дизельного генератора обойдется дороже, чем нескольких единиц продукции. Поэтому наш отдел транспортной логистики согласовывает свою работу с департаментом продаж и департаментом материально-технического снабжения, чтобы обеспечить максимальную загрузку транспорта. Правда, иногда мы делаем исключения из этого правила, исходя из потребностей клиента, — например, когда при крупном заказе он просит поставить быстрее какую‑то часть продукции.

Третий способ управления затратами в логистике — это консолидация грузов. Как правило, мы планируем ее, когда определяется состав закупки. Например, при закупках импортных комплектующих перевозчик собирает грузы в разных странах и городах Европы и доставляет на один склад в Прибалтике, Польше или Германии, а оттуда объединенный заказ отправляется к нам на производство, в Ярославскую область. Это особенно удобно при доставке мелких товаров.

Следующий способ, который мы используем, — отсрочка платежа за доставку от одного до двух месяцев. На уступки в основном идут постоянные партнеры. Такой инструмент необходим в связи с тем, что мы и сами производим продукцию для заказчиков в основном на условиях постоплаты.

И последний способ — оптимизация маршрутов. В основном изменениям подвергаются маршруты, по которым доставляются импортные грузы, — чаще всего из‑за ситуации на таможне назначения и тарифной политики таможенных складов.

Сейчас у нас возникли трудности на Балтийской таможне с согласованием таможенной стоимости и, следовательно, налогов и пошлин. Поэтому ищем альтернативные маршруты и, возможно, уже в ближайшее время доставлять грузы морем будем либо в обход портов Санкт-Петербурга — через Котку, Клайпеду или Таллин, либо транзитом через Санкт-Петербург в Ярославль.

Мы уже перевели на Ярославскую таможню все свои автомобильные маршруты из Европы. В результате брокерские и складские расходы сократились в 1,4 раза. Основные преимущества: близость таможенного склада и нашего производства, приемлемые тарифы на брокерские и складские услуги и стоимость доставки, а также возможность непосредственного участия наших специалистов в процессе таможенного оформления.

Еще один аргумент в пользу изменения маршрутов — расценки на разные виды транспорта. В последнее время развивается дорожная инфраструктура Забайкалья, даже несмотря на прошлогоднее наводнение в Хабаровском крае. Все больше компаний предлагают автоперевозки на Дальний Восток по сходным ценам. Мы убедились, что такая доставка выгоднее железнодорожной: она быстрее и обходится на 20–30% дешевле.

Сокращаем затраты за счет грамотного выбора компании-партнера

Александр Ключенко, генеральный директор, «ВэдТрансСервис»

Прежде чем выбрать логистическую компанию, проанализируйте, из чего складывается стоимость ее услуг. Стартовая цена грузоперевозки может быть вполне привлекательной, но в порядке «компенсации» к ней прибавят оплату нескольких дней хранения, дополнительной услуги, не обозначенной ранее, еще одного досмотра на терминале и так далее. Такие компании не нацелены на большие объемы и ориентированы не на формирование положительной репутации, а на погоню за длинным рублем.

Можно обратиться в специализированную логистическую компанию с комплексом услуг, разработанным с учетом особенностей груза отдельного заказчика. У таких компаний стоимость транспортировки дороже, чем у универсального перевозчика, но заказчик будет спокоен, доверяя груз партнеру, имеющему опыт работы с грузами определенной категории. В случае же с универсальным перевозчиком, как правило, возникает множество сопутствующих и неучтенных расходов, о которых становится известно лишь по завершении перевозки.

Однако необходимо помнить: предложение качественной перевозки по очень низкой цене должно вызывать подозрение. В этом случае экспедитор может компенсировать затраты либо за счет увеличения объемов и привлечения низкоквалифицированного персонала (из‑за чего, естественно, снижается качество работ), либо путем осуществления незаконной деятельности.

Информация об авторах и компаниях


Татьяна Бибикова окончила НИУ ВШЭ по специальности «менеджмент». Восемь лет работала в сфере подбора персонала, прошла путь от стажера до директора департамента. Успешно занималась подбором топ-менеджеров и представителей редких специальностей. В 2014 году возглавила проект «ДТП — нет!».

Sela специализируется на производстве одежды. Компания основана в 1992 году. В России более 400 магазинов в 300 городах; представительства открыты в девяти странах. Штат — 1500 сотрудников. Официальный сайт — www.sela.ru

«ВэдТрансСервис» — транспортно-логистическая компания полного цикла. Предоставляет услуги по оформлению транспортной документации, страхованию грузов, таможенному оформлению. Официальный сайт —www.vedtransservis.com

Андрей Медведев окончил Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Работал в ТД «Автодизель» ведущим специалистом отдела продаж и заместителем начальника отдела маркетинга. Был одним из инициаторов создания инжиниринговой группы «Промышленные силовые машины».

ГК «Промышленные силовые машины» специализируется на инжиниринге и производстве специального оборудования на базе дизельных двигателей. Ведущий российский производитель дизельных электростанций и насосных установок. Основана в 2005 году. Штат — 300 сотрудников. Официальный сайт —www.powerunit.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль