Логистика и управление затратами: 7 антикризисных решений

485
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
После создания отдела логистики в 2012 году мы приступили к оптимизации расходов на закупочную, складскую и транспортную деятельность. Снизить прямые затраты на 20% смогли, используя семь решений.
Андрей Кузовлев, 
директор по логистике компании «Орловский кабельный завод»

В этой статье вы прочитаете: 

  • 7 антикризисных решений для оптимизации логистики и управления затратами
  • Как снизить число недовольных клиентов на 80%, оптимизировав работу склада
  • Как получить у перевозчика скидку, составив общий ежемесячный план
  • Как окупить содержание отдела логистики, создав из него самостоятельную компанию

Логистика и управление затратами – это та область, которая нуждается в оптимизации в кризисные времена. Какие решения помогут снизить затраты на складскую логистику предприятия?

Решение 1. Корректировка объема закупок

В 2015 году отказались от системы квотовых закупок. Она обязывала выкупать у поставщика конкретный объем товара в год по цене, на которую влияют прошлогодние котировки Лондонской биржи металлов. С ростом объема производства на фоне нестабильного курса валют стало выгоднее ежемесячно корректировать объем и стоимость товара.

Мы заключили договор с несколькими компаниями, которые не требуют фиксировать объем и стоимость закупок. Теперь формирование заказа возможно в любой день, когда выгодны курс доллара и котировки.

Решение 2. Отказ от покупок впрок

Раньше упаковочные материалы заказывали на месяц вперед. Остатки не анализировали, поэтому часто закупали продукцию вновь. Теперь приобретаем материалы строго по необходимости, корректируя их объем несколько раз в месяц. Это сокращает ежемесячные дополнительные расходы на 10% и освобождает место на складе.

Решение 3. Дополнительная маркировка товара

Складские зоны, где хранятся ассортиментные группы товаров, разделили по десяти цветам. Цветные этикетки нанесли на полки. При этом схему с пояснениями разместили при входе на склад. На этикетках указали и название товара, и бренд. Каждый вид продукции снабдили, помимо штрихкода, персональным кодом. За счет этого сотрудники оперативно ориентируются на складе, дважды проверяют комплектацию заказа.

Решение 4. Выравнивание пиков отгрузок

Раньше отгрузки занимали два дня в неделю. Это увеличивало нагрузку на работников склада и повышало число ошибок при формировании и отправке грузов. К тому же из‑за возрастающей нагрузки складской логистики предприятия в эти дни приходилось платить сотрудникам за сверхурочную работу.

На первом этапе оптимизации логистики и управления затратами выделили группу некрупных клиентов, которым перенос отгрузки товара на день-два не причинил бы неудобств. Их доля составила 40%. За первые два месяца сейлз-менеджеры договорились с каждым из них. С остальными заказчиками согласование новых дат отгрузок и производственных этапов шло дольше. Зато теперь отгрузка товаров равномерно распределена по всем рабочим дням месяца. 

Логистика и управление затратами: 7 антикризисных решений

Выравнивание пиков отгрузок позволило ввести двойной контроль сборки заказов. Если раньше кладовщик говорил двум грузчикам, какой товар идет в заказ, то теперь он проверяет качество сборки. Время обработки заказа увеличилось всего на 10 мин., при этом сократилось число негативных отзывов. Раньше из‑за авралов происходила путаница с продукцией или документацией.

Недовольный клиент отказывался от заказа или просил поменять товар, из‑за чего мы несли дополнительные транспортные расходы, а имидж компании страдал. После выравнивания нагрузки на сотрудников склада число претензий сократилось на 75–80% — с 60 до 12–13 в месяц.

Решение 5. Фиксация объема перевозок

Чтобы оптимизировать логистику и управление расходами, мы предложили партнерам в начале каждого месяца предоставлять план перевозок по объему и маршрутам. На основе полученной информации перевозчики могли заранее спланировать работу по затратам складской логистики: взять попутный груз, наметить обратный маршрут транспорта, минимизировав порожний пробег автопарка. В ответ транспортные компании снизили стоимость услуг перевозки на 15% и увеличили период отсрочки платежей. Кроме того, мы расширили круг партнеров. Ввели критерии отбора поставщиков: сроки и цена доставки, возможность выполнения любого заказа.

Оптимизировать расходы на транспортную логистику можно, разделив заказы между транспортными компаниями. В таком случае мы минимизируем риск срыва поставок, снижаем стоимость доставки, комбинируя рейсы по разным тарифам, которые предлагают партнеры.

Главные направления транспортировки обслуживают три поставщика, в случае разовых поездок по новым адресам обращаемся к пяти запасным транспортным компаниям. Объем заказов для основного перевозчика не превышает 20%.

Решение 6. Ограничение времени выгрузки товара

До 2011 года менеджеры по продажам не согласовывали друг с другом отправку грузов, из‑за чего перевозчики неоднократно шли по схожим маршрутам с разницей в один-два дня. Теперь мы объединяем двойные маршруты, в полной мере используя грузоподъемность транспортных средств. Это сокращает число рейсов и, следовательно, снижает затраты.

Кроме того, установили допустимое время ожидания выгрузки продукции. Раньше водители, прибыв на место отгрузки, задерживались при сдаче товара из-за опоздания клиента или неудовлетворительной работы склада приемки. По этой причине срывались другие доставки. Теперь на выгрузку продукции на складе клиента отводится один час.

Если клиент не успевает разгрузить и принять товар, то логист корректирует маршрут и работу водителя: предупреждает следующих заказчиков о возможном опоздании или меняет время и очередность сдачи груза на маршруте, согласовав изменения с логистами покупателей. Это улучшает качество доставки и повышает клиентскую лояльность. Время погрузки и выгрузки на складах ограничили одним часом, благодаря чему начальник склада теперь планирует ежедневные задачи подчиненных.

Приобретать автомобили для грузоперевозок мы посчитали нецелесообразным. В условиях высокой конкуренции среди транспортных компаний выделиться можно за счет перевозки нестандартной продукции: стекла, муки, зерна, животных и пр. Для нее требуется специфический автотранспорт. Только в такой ситуации компания сможет установить высокую цену на услуги и быстро окупить инвестиции на закупку транспорта.

Решение 7. Запуск логистического бизнеса

В конце 2015 года в поисках дополнительного заработка переформировали отдел логистики в самостоятельное подразделение компании. Штат увеличили на два человека, получать лицензию не понадобилось. Теперь мы предлагаем сторонним организациям три вида услуг. Первый — поиск поставщиков любого сырья и материалов, организация закупок сырья или продукции. Второй — предоставление склада для приемки, хранения, комплектации и отгрузки товаров. Третий вид услуг — грузоперевозки. 

Поскольку транспортные компании предоставили специальные условия по ставкам на грузоперевозки, мы заинтересовываем заказчиков сниженной ценой. Если клиент использует неполный объем автомобиля, привлекаем попутный груз других заказчиков или своей компании. Благодаря этому заказчик экономит до 50% стоимости перевозки. Клиентскую базу собирают логисты за дополнительное вознаграждение. Часть заказчиков перенаправляет отдел продаж компании.

Результат

Шаги, которые мы предприняли, позволили сократить прямые логистические затраты на единицу продукции на 20%, а дополнительные расходы — на 10%. Кроме того, за счет нового вида деятельности отдел логистики вышел на самоокупаемость, снизив тем самым ежемесячные затраты компании еще на 5%.

Комментарий эксперта

Иван Касаткин, руководитель отдела логистики компании «Скинкеа»

Оптимизировать логистические затраты помогут семь советов.

Используйте таможенные карты. При ввозе продукции с низкой ценой таможня может заподозрить недостоверность заявленной таможенной стоимости товаров и обяжет компанию ее скорректировать. Из-за этого вырастет и НДС. Держать для таких случаев постоянный положительный баланс на таможенных счетах в кризис сложно. Упростит ситуацию таможенная карта.

Избавьтесь от неликвида на складе. Мониторинг сроков оборачиваемости и прибыльности товара позволит определить, сколько стоит содержание на складе низколиквидных и малооборачиваемых категорий продукции. Если цена высока, уменьшите плечи поставок таких товаров и выведите их из складской номенклатуры на позиции под заказ. Чтобы оптимизировать затраты на хранение продукции с большим сроком оборачиваемости, предпочтите складские площадки с более низким уровнем сервиса.

Приближайте склады к клиентам. Если вы прогнозируете спрос на год вперед, выгоднее создать склады ближе к заказчикам. Это оптимизирует логистическую цепочку, повысит конкурентоспособность и лояльность клиентов.

Откажитесь от деревянной обрешетки. Относительно новая технология упаковки с помощью палетного борта стоит в три раза меньше, но при этом сохранит груз при транспортировке на дальние расстояния. Однако это решение не подойдет компаниям, чья продукция выступает за края палеты.

Проверьте репутацию перевозчика. Выясните, участвовала ли компания в судебных разбирательствах как ответчик по неисполнению обязательств по договору. Попросите рекомендации от прошлых клиентов. Прежде чем заключать договор, проведите пробную поездку, чтобы выяснить, какими непредвиденными затратами грозит сотрудничество: придется ли доплачивать за незадействованное пространство машин или вагонов, за погрузочные или разгрузочные работы, отслеживание груза, оформление документов и пр.

Диверсифицируйте риски. Скидка транспортной компании не распространяется на все перевозки. Те, что не входят в перечень профильных направлений, обойдутся дороже. Если у вас география перевозок выходит за пределы одного региона России, лучше сотрудничать сразу с 4–8 компаниями.

Используйте эффект масштаба. Сократить расходы поможет волновая комплектация заказа, когда запускают несколько заказов одновременно. Кроме того, догружайте неполные машины, используйте схему работы «в два конца». У нас в компании автомобили привозят сырье на производство и забирают продукцию для клиентов. Это минимизирует порожние пробеги. Создайте для сотрудников отдела логистики дополнительный KPI по загрузке транспорта

Информация об авторе и компании


Андрей Кузовлев окончил Санкт-Петербургское высшее военное инженерное строительное училище им. генерала армии А. Н. Комаровского. С 1999 года работал менеджером по логистике в компаниях AESP и «Юнимилк». В 2011‑м перешел на Орловский кабельный завод на должность менеджера по логистике. С 2012 года — в нынешней должности.

Орловский кабельный завод создан в 2002 году. Сфера деятельности — производство и реализация медной кабельно-проводниковой продукции под брендами «МастерТока», «ГОСТок» и Voltex. Штат — более 200 человек. Официальный сайт — www.orelkabel.ru. 

«Скинкеа». Сфера деятельности — разработка и производство профессиональных средств защиты кожи для работников промышленных предприятий. Компания создана в 2004 году. Представлена в Европе, Азии, странах СНГ и 88 регионах России. Штат — 180 сотрудников. Официальный сайт — www.skincare-global.com



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль