Проблемы в логистике предприятия, с которыми сталкиваются все новички

482
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Проблема перевозок и транспортного снабжения в России всегда стояла остро – иного состояния дел в огромной стране и быть не могло. К тому же, вслед за вопросом непосредственного перемещения товара, всегда появляются вопросы складирования, упаковки, временного хранения и т.д. Именно логистические проблемы могут затормозить или же вовсе остановить развитие молодой компании. При этом, практически нет различий между теми стартапами, которые занимаются логистикой, или же теми компаниями, которые производят некий продукт или услугу.
Максим Соколов,
директор по развитию и ведущий методолог «IMBD Partners», руководитель представительства «Dale Carnegie Training & Associates» в России, Москва

В этой статье вы прочитаете: 

  • Типичные проблемы в логистике молодого предприятия
  • Решение проблем в управлении логистикой

Проблемы в логистике предприятия, которое только начинает совю работу, неизбежны. На что обратить внимание, чтобы избежать проблем с логистикой?

Какие проблемы в логистике предприятия ожидают молодую компанию

Первая проблема в логистике предприятия – выстраивание собственной логистической цепи. Поскольку, в силу ограниченности средств, денег для приобретения собственных складов и транспорта, а также найма специальных сотрудников обычно не хватает, возникает необходимость поиска подрядчиков. Но на начальном этапе развития компании предпринимателю зачастую сложно просчитать рынок сбыта и сформулировать параметры продукта или услуги, поэтому у него не всегда получатся и предъявлять четкие требования к подрядчикам. Допустим, мы решили продавать некий товар через Интернет. Товар производим сами, сайт сделали, далее встает вопрос – кто будет развозить продукцию, и где будет торговый склад?

Поскольку денег на аренду собственного склада и на покупку автомобилей нет, ищется транспортная компания, назначается встреча, на которой всё обсуждение зачастую сводится к следующему диалогу:

Стартапер (СТ): Можете?

Перевозчик (П): Ну конечно можем.

СТ: А скидку?

П: Нет.

СТ: А почему нет?

П: А какие у вас объемы будут?

СТ: Ну, этого никто не знает.  А можете в шесть часов утра?

П: Можем в шесть часов.

СТ: А в десять часов ночи можете отгрузить?

П: Ну можем, наверное. А вам когда надо?

СТ: Мы пока не знаем.

Не до конца сформулированные параметры продукта или услуги, предлагаемых рынку, не позволяют сформулировать и требования к подрядчикам. Как следствие, подрядчики работают разрозненно, снабжение сбоит, продукт не удовлетворяет клиента, клиент ничего не покупает, бизнес закрывается. То есть проблема с логистикой вытекает из-за отсутствия проработанной маркетинговой стратегии.

Требование к подрядчику должно вытекать из того, что мы предлагаем клиенту, каковы будут объем и условия поставки продукта или оказания услуги. Невозможно найти нормальных подрядчиков и свести их воедино в случае, когда не сформулированы требования к логистике, и отсутствует представление о собственных обязательствах.

Проблема в логистике предприятия №2 Алчность владельца. После того, как (и если) налажена работа с подрядчиками, а бизнес начинает приносить прибыль, проблемой в логистике предприятия может стать алчность владельца компании. Дело в том, что следующий этап роста напрямую связан с выходом на крупных клиентов – например, торговые сети. Тут-то и возникает дилемма: выход на крупные сети приводит к росту оборота компании, но падению в процентном плане прибыли. Происходит это из-за того, что крупные клиенты всегда «давят» в цене, предлагая в обмен объемы. При этом без сотрудничества с крупными компаниями нет возможности роста, потому что работа напрямую с конечным потребителем не обеспечивает ни крупных объемов, ни стабильности.

Но, как только удается наладить сотрудничество с крупной сетью, возникает проблема: прибыль с единицы товара уменьшается (из-за разницы оптовых и розничных цен – мы не можем продавать компании-партнеру товар в оптовых количествах по розничной цене) и при этом увеличиваются затраты на производство и логистику за счет выросших объемов.

То есть финансовый оборот растет, но растут и наши издержки, и в итоге мы получаем меньший доход с одной единицы товара. Ко всему прочему прибавляется и необходимость инвестиций в компанию, начиная от расширения инфраструктуры и производственных мощностей, заканчивая инвестициями в персонал. Однако, не всё так плохо – крупные сети, помимо больших объемов, дают и колоссальный опыт. Большие компании сами по себе умеют работать с подрядчиками и на собственном опыте они показывают, как «продавливать» подрядчиков и заставлять контрагентов идти на наши условия. На своем примере крупные торговые сети демонстрируют, как можно получать наиболее комфортные для себя условия, учат давить по цене и заставлять других приспосабливаться к собственным требованиям. Следует учесть, что подобное поведение в бизнесе требует определённого навыка, и даже бывалый предприниматель здесь не сможет ничего сделать без опытной команды.

Как вы поняли, зачастую мы видим на данном этапе развития компании определённый парадокс: предпринимателю хочется заработать больше, чем на предыдущем этапе, но, тут процент прибыли в действительности уменьшается, возникают дополнительные затраты в виде инвестиций. Если предприниматель не победит свою алчность, то в итоге его компания не пройдет этот этап развития и не вырастет.

Проблема в логистике предприятия №3. Где найти хороших сотрудников? Настал этап, когда компания выросла до того уровня, что становится выгоднее создавать собственную службу логистики взамен контрагентов (за исключением совсем специфических функций). Но где брать сотрудников? Нанимать опытных специалистов или сделать ставку на выпускников?

С одной стороны, опытные кадры обладают практическими навыками, которым невозможно научиться в теории – их можно изучить только на практике. 

Приведу пример из собственного опыта работы в логистической компании в начале двухтысячных годов:

Есть груз, состоящий из двух частей. Начальный пункт – Москва, конечный – Нью-Йорк. Из Москвы груз уходит бортом «Lufthansa» в Берлин, из Берлина другим самолетом его отправляют в Франкфурт-на-Майне, оттуда переправляют в Лондон, откуда уже «British Airways» доставляет груз в Нью-Йорк. Все это происходит примерно за двое суток. И вот груз ушел, а спустя два дня звонит клиент и сообщает, что получил только одну часть. И дальше оператор-новичок начинает поднимать всю логистическую цепочку и выяснять где же была утеряна часть груза: вот два места отмечено в Москве, отмечено в «Lufthansa», отмечено в Берлине, отмечено во Франкфурте, в Лондоне, а в Нью-Йорке уже одно.

Значит, потеряли в Лондоне и нужно звонить в Хитроу. Опытный же оператор не стал выяснять количество мест, а посмотрел на вес посылки. И оказывается, что отправленный из Москвы груз и полученный в Нью-Йорке одинаковые по весу. Скорее всего, в Лондоне просто скрепили скотчем две части в одну ради удобства. Времени такой простой анализ занял немного, и клиент был удовлетворен скоростью ответа, не говоря уже о том, что было сэкономлено рабочее время оператора.

Конечно,  на рынке труда сейчас много специалистов с опытом – из-за сокращения рынка перевозок по внешним причинам (сложная экономическая ситуация, санкции и т.д.), поэтому найти опытного работника не составляет большого труда. Но и зарплату такие специалисты хотят соответствующую, при этом часто они слабо мотивированы продолжать учиться – ведь карьера и без того состоялась. Да и большой лояльности от таких специалистов ждать не приходится – у них уже есть опыт взаимодействия с другими компаниями, и они понимают, что в случае ухудшения дел на новом месте работы, смогут легко найти другое.

Молодые же специалисты хотят меньшую зарплату и ждут карьерного роста, и поэтому готовы учиться. При этом выпускники не обладают в нужном объеме специальными навыками, и с высокой долей вероятности, не обладают опытом работы (за тем редким исключением, когда студент параллельно с обучением работает по специальности). Пугаться этого не стоит, потому что высшее образование, в первую очередь, дает человеку умение системно мыслить, подходить к проблеме с точки зрения той профессии, которая заявлена в названии факультета. А уже после этого выпускник, глядя на окружающий мир сквозь профессиональную призму, должен получать знания при помощи практики. При этом, хорошо мотивированный молодой специалист будет лоялен и будет расти вместе с компанией. В итоге из него может получиться высококлассный профессионал, знающий специфику компании от и до.

Проблемы в логистике предприятия, с которыми сталкиваются все новички

Независимо от того, на каких специалистов делается ставка – на опытных или только закончивших ВУЗ – рано или поздно возникнет проблема недостаточного количества знаний сотрудников, которая потребует услуги по обучению персонала. И встает вопрос – кому доверить обучение персонала? Второе высшее или курсы повышения квалификации подходят далеко не всегда, и поэтому необходимо искать сторонних консультантов.

В целом же, создав хорошую команду и не забывая в нее инвестировать, можно успешно решать проблемы в управлении логистикой и развить свой стартап до достаточно солидной компании. Всегда необходимо помнить, что не бывает роста компании лишь на колебаниях рынка или изменении иных внешних факторов – рост возможен лишь тогда, когда вкладываются усилия всей команды и в компанию идут инвестиции. Важно найти баланс между вложениями в бизнес, развитием команды и выходом на новые рынки с учетом внешних факторов. Но главное – не бояться расти и не бояться проблем – потому что практически все они решаемы.

Информация об авторе и компании


Максим Соколов, директор по развитию и ведущий методолог «IMBD Partners», руководитель представительства «Dale Carnegie Training & Associates» в России, Москва.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль