Ответственное хранение грузов: как пользоваться услугой, чтобы сэкономить

474
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Зарубежный опыт показывает, что если компания специализируется на производстве или торговле, то хранение и перевозку стоит отдавать на аутсорсинг. Все западные компании, которые выходят на наш рынок, как правило, находят логистических провайдеров, которые обеспечивают и доставку, и хранение товара.
Сергей Тарасов,
генеральный директор компании «Альбатрос Складская логистика», Москва

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как передать груз на ответственное хранение на склад
  • Как сэкономить на услуге ответственного хранения груза

На услугу ответственного хранения груза стоит обратить внимание и отечественным компаниям: иногда бизнес растет быстрее, чем развивается его инфраструктура. Тогда разумнее часть продукции держать у себя, а другую отдавать на хранение. Или на этапе запуска бизнеса, когда компания еще не может инвестировать долгие деньги в обустройство склада. На примере нашего склада расскажу, как устроена работа операторов ответственного хранения и на что нужно обратить внимание при выборе такого склада.

Ответственное хранение грузов: классификация складов

Есть три основные категории складов, отличающиеся друг от друга условиями хранения товара.

Склады категории С

Это переоборудованные ангары или производственные помещения, которые уже не используют по назначению. Их адаптировали к новым функциям — возможно, провели отопление, проложили подъездные пути, — и теперь используют как склад.

Склады категории B

Отвечают требованиям к хранению по температуре — зимой она не ниже +15 °С. Высота помещения на складах категории В обычно составляет 6–8 м, развита инфраструктура — при них есть офис.

Склады категории А

Склады, соответствующие требованиям по удельной нагрузке на пол до 7 т/м2. Это высотное хранение — минимум 12 м в высоту от уровня пола. Здесь есть офис, созданы условия для работы с клиентами. На складах категории А установлены системы безопасности и пожаротушения.

Можно еще выделить склады с возможностью обеспечить специальные режимы хранения. В частности, склады с температурным режимом — самые сложные из всех упомянутых. Огромное количество ресурсов тратится на поддержание заявленной температуры — даже когда на улице +35°С, на складе площадью 1 000 м2 нужно обеспечить температурный режим –20 °С. Здесь расценки на хранение выше, чем на обычных складах: нужно покрыть затраты на электроэнергию, покупку дорогостоящей складской техники и спецодежды для работников.

Я не раз приведу в качестве примера наш склад, поэтому стоит рассказать про него подробнее. Это склад категории А, для хранения без спецусловий. Площадь составляет около 11 000 м2, температурный режим установить нельзя. Высота между уровнем пола и нижнем краем фермы — 12,5 м, стеллажи на шести уровнях.

Какой товар можно отдать на склад ответственного хранению грузов

На ответственное хранение принимают любой груз, который находится в групповой упаковке и не подпадает под список исключений.

Как правило, на хранение не принимают следующие товары:

  • требующие специального температурного режима;
  • горюче-смазочные материалы;
  • товары, для хранения которых требуется лицензия — лекарственные средства, алкогольная и табачная продукция;
  • сельхозпродукцию — для хранения овощей и фруктов существуют специальные хранилища;
  • сыпучий, весовой товар.

В одном складском комплексе могут соседствовать совершенно разные группы товаров. Например, у нас на складе хранятся бытовая техника, сварочное оборудование, обувь.

За поврежденный или утерянный товар логистический оператор несет материальную ответственность. У нас все, что хранится на складе, застраховано: помимо таких рисков, как повреждение или ошибочная обработка товара, предусмотрены также случаи пожара и несанкционированно сработавшей системы пожаротушения.

База данных

Между складом оператора и клиентами всегда идет обмен информацией:

  • заявки на прием и отгрузку товара;
  • отчеты о поступившем за период товаре;
  • отчеты об отгрузках за период;
  • данные по товарным остаткам.

Информационные системы тесно взаимодействуют между собой. Например, мы предоставляем клиенту данные об отгрузках или приеме товара, и эта информация поступает в его систему — «1С» или другую.

Когда в нашу базу данных вводится информация о новом товаре, мы фиксируем в системе такие данные:

  • сведения о весогабаритных характеристиках, а при необходимости также о дате производства и сроке годности;

  • данные о «партионности» — каждая партия уникальна, отличается от предыдущей, и мы ставим идентификатор, чтобы в будущем отслеживать реализацию сначала одной партии и только потом следующей (товар отгружаем по принципу «первым пришел — первым вышел»).

Мы не можем потерять товар, потому что у нас введено адресное хранение: каждое палето-место имеет свой адрес, который занесен в систему управления складом Solvo.WMS. Когда мы принимаем товар, мы «привязываем» его к определенному месту хранения; учитывая, сколько взяли товара из этой ячейки, вносим изменения в систему, она это учитывает и корректирует остаток.

Оборудование на складе ответственного хранения грузов

У каждой ячейки есть своя спецификация по весу и габаритам. В стеллажной системе указывается, какой вес допустим для той или иной ячейки, то есть у каждого палето-места есть своя характеристика. Перед тем как распределять поступивший товар, мы обращаемся к этой системе. Она не позволит разместить слишком тяжелый для конкретной ячейки груз. Например, если для ячейки указан предельный вес 1 т, наша система не позволит разместить там палету весом в 1,5 т.

Ворота оснащены доклевеллером (специальная платформа, которая работает как мост между полом кузова транспортного средства и уровнем грузовой платформы или иной поверхностью, перекрывая пространство и компенсируя перепад высот. При этом часть платформы может находиться на одном уровне с полом кузова грузовика. — Прим. редакции). Пол подстраивается под высоту транспортного средства, чтобы можно было вкатить груз внутрь склада или, наоборот, — со склада в машину. Доклевеллер выдерживает до 6 т, грузы весом больше 6 т на склад нельзя принимать.

Ответственное хранение грузов: как пользоваться услугой, чтобы сэкономить

Используется также докшелтер. Это своего рода рамки, которые облегают кузов, чтобы грязь с улицы, дождь или снег не летели внутрь, когда происходит выгрузка или погрузка машины. Помимо защиты от проявлений внешней среды, изоляция помещения способствует экономии электроэнергии и стабилизирует температуру на складе.

Заключение договора на услугу ответсвенного хранения грузов

Прежде чем предложить услугу, оператор ответственного хранения грузов, как правило, анализирует товарооборот клиента. Мы запрашиваем следующие данные:

  • описание товара, его характеристики, особенности обработки;
  • количество товара, которое предполагается принимать на хранение в день, в неделю, в месяц, в течение года;
  • сколько товара предполагается отгружать (единицы измерения могут быть разные — палеты, короба, тонны, кубические метры).

В обсуждении особенностей товарооборота клиента с нашей стороны участвуют технолог, начальник склада и другие специалисты, с другой стороны — также ключевые специалисты. Мы должны хорошо понимать, какая работа нам предстоит, а клиент должен максимально четко озвучить все пожелания. Все это будет зафиксировано в договоре.

При заключении договора могут фигурировать показатели эффективности при загрузке и при отгрузке. Например, когда приходит машина с товаром от клиента, мы должны в течение 2 часов ее разгрузить. После разгрузки мы должны не позднее, чем на следующий день, занести товар в учетную систему. Если требования клиента не выполняются, он может настаивать на каких-то штрафных санкциях, но только если эти требования были заранее оговорены при составлении контракта.

Цена складывается из двух факторов: предполагаемый товарооборот и количество товара для хранения. Если товар просто хранится и не оборачивается, это одна цена, если же будут ежедневные отгрузки — другая. Договор заключается на срок от 1 года, операторы заинтересованы в том, чтобы срок был 2–3 года. Цена, назначенная в контракте, может изменяться не чаще одного раза в год.

Как выбрать склад для ответственного хранения грузов

1. Увидеть все своими глазами

При выборе склада очень важно приехать и посмотреть, как протекают бизнес-процессы — приемка, хранение, комплектация, отгрузка. Когда идут переговоры, мы сами предлагаем клиентам увидеть все своими глазами, и после этого многие вопросы снимаются с повестки дня. Показываем стандартные операционные процедуры — вот идет приемка товара, вот товар размещают в зоне хранения. Обратите внимание, достаточно ли техники и сотрудников на складе. Если оборудования не хватает, это может стать причиной задержки комплектации заказов.

2. Просчитать транспортную схему

Удобная транспортная схема — это очень важно. Но если говорить про Москву и Подмосковье, то, несмотря на развитую транспортную инфраструктуру, при выборе склада в этом регионе нужно обращать внимание на его удаленность от мест реализации товара. Например, наш склад находится в 5 км от МКАД: я считаю, что это удачное расположение. Если склад будет дальше — в 20–30 км от Москвы, то из-за непредсказуемой дорожной ситуации машины с товаром могут задерживаться. Кроме того, удобнее, чтобы склады находились как можно ближе к Москве из-за ограничений времени движения по городу для большегрузных машин. Въезд на МКАД для машин грузоподъемностью свыше 12 т запрещен с 6 утра до 22 вечера, то есть они могут приехать на склад только ночью. Склады работают в обычном «офисном» режиме — с 9:00 до 18:00, но по договоренности могут продлить рабочий день. Например, если у клиента пришел товар с таможни и нужно принять машину, мы идем навстречу.

3. Пропускная способность склада

Работа склада — это прежде всего прием и отгрузка товара. Если эти операции проводятся быстро и без задержек, это серьезное конкурентное преимущество. На каждую 1 тыс. м2 должны быть одни ворота, через которые можно загрузить товар. Если площадь 10 тыс. м2, там должно быть 10 ворот. Это важно. Если на 5 тыс. м2 будут только одни ворота, это неминуемо приведет к задержкам при приеме и отгрузке товара и, как следствие, к большим очередям из машин. У нас 11 тыс. палето-мест, одновременно могут отгрузиться 11 машин и столько же может стоять в ожидании. Также немаловажно, чтобы перед складом имелась большая заасфальтированная площадка, где могли бы маневрировать большегрузные машины.

Как все успеть

В складской логистике самое главное — своевременно собрать и отгрузить заказ. А чтобы его собрать, нужно получить у клиента заявку как можно раньше. У нас обработка заказа строится следующим образом:

  • если клиент присылает заявку до 15:00, на следующий день не позднее 9:30 мы отгружаем товар;

  • если клиент делает заказ не позднее 12:00, мы делаем отгрузку в тот же день.

Около 6 часов нужно на обработку заказа в обычном режиме. Но если заказ срочный, мы можем обработать его и в течение часа — срочные заказы обычно небольшие.

Если у клиента возрастает оборот, мы просим, чтобы он присылал заказы на комплектацию раньше, чем обычно; со своей стороны, стараемся оптимизировать бизнес-процессы.

Пользуясь услугой ответственного хранения грузов, ничем не рискуем

Юрий Куров, генеральный директор ООО «Оушенимпэкс», Екатеринбург

— Уже второй год мы храним замороженную выпечку и морепродукты на хладокомбинате «Норд» по системе ответственного хранения. Объем товара — около 100 палето-мест, на складе постоянно поддерживается температура –18 °С. На случай поломки оборудования есть резервные компрессоры, и даже если за эти два года случались неполадки с техникой, нас это не коснулось — даже не заметили.

Ответственное хранение грузов как раз этим и удобно — если возникает проблема, то все риски несет провайдер такой услуги. Молодой фирме пользоваться ответственным хранением очень выгодно. Но если компания планирует проработать на рынке 10 лет и больше, конечно, хорошо иметь свой склад. Здесь стоит упомянуть, что складское помещение — это недвижимость с очень низкой ликвидностью, ее так просто не продать. И если уж в это вкладываться, надо будет эксплуатировать его много лет и по максимуму, без простоев.

В моем случае с ростом объемов продаж будет выгоднее перейти на аренду. Причем меня устроит именно та схема, при которой арендодатель будет нести ответственность за работу склада: так я смогу распределить риски бизнеса. А если бы я организовал собственный морозильный склад, пришлось бы самому целиком за него отвечать.

У нас в городе есть современные склады, практически полностью автоматизированные — уровень сервиса очень высокий. А на нашем хладокомбинате все довольно просто. Это старое промышленное предприятие, основанное почти 100 лет назад. Его преимущество в том, что при складе есть офис, где можно арендовать рабочие места. Наши сотрудники туда приезжают каждый день, отслеживают товарные остатки, готовят документы. Вообще работы много: нужно постоянно учитывать приход и расход товара, регулярно проводить инвентаризацию. Кроме того, склад находится недалеко от центра города, и мы всегда уверены, что успеем доставить товар клиентам в назначенное время.

Информация об авторе и компании


ООО «Альбатрос складская логистика». Год создания: 2012. Сфера деятельности: складские услуги. Клиенты: поставщики сварочного оборудования, чая, бытовой техники, обуви. 

ООО «ОУШЕНИМПЭКС». Год создания: 2010. Сфера деятельности: оптовая поставка замороженной выпечки. Клиенты: торговые сети, отели, рестораны



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль