Как оборудовать розничную точку продаж

364
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В этой статье мы рассмотрим, как эффективно оборудовать розничную точку продаж. Чем отличаются POS-системы и POS-терминалы? Какое кассовое оборудование подходит для торговли на ярмарках? Подробнее – далее в материале.
Евгений Абрамов,
продакт-менеджер «Компании СКАН СИТИ», Москва

В этой статье вы прочитаете: 

  • Чем отличаются POS-системы и POS-терминалы 
  • Как грамотно оборудовать розничную точку продаж
  • Какая расстановка торгового оборудования в магазине эффективнее

Расстановка торгового оборудования в магазине, розничной точке продаж, имеет важное значение для коммерсантов. Часто следует такой вопрос: «Может ли обычный компьютер заменить базовые элементы POS-системы (системный блок, монитор и клавиатуру)?». При наличии необходимого ПО может, но лишь теоретически.

  • POS-компьютер компактен (например, Bematech 7100 по габаритам незначительно превосходит покетбук).
  • У него есть все необходимые разъемы для подключения периферийных устройств.
  • У POS-компьютера отсутствует вентилятор, что позволяет избежать шума и попадания пыли в технологические отверстия, а также сократить количество подвижных деталей.

При расстановке торгового оборудования в магазине учтите, что производительность POS-компьютеров оптимизирована под типовые задачи: двухъядерного процессора, разработанного специально для компактных устройств типа нетбуков и неттопов, более чем достаточно для работы со специализированным ПО. Такие компьютеры не рассчитаны на современные игры и работу с графическими приложениями, поэтому производительность домашних и офисных компьютеров будет попросту избыточной.

Очень важно учитывать, что к специализированному оборудованию точки продаж предъявляются свои требования — прежде всего это надежность, износостойкость, эргономичность и достаточно продолжительный цикл выпуска моделей. Далее я хотел бы рассмотреть основные виды оборудования, которое необходимо для организации точки продаж в соответствии с вашими запросами и задачами.

Расстановка торгового оборудования в магазине: разделение по фармфактору

По формфактору POS-системы для розничной точки продаж можно разделить на модульные и моноблочные.

Модульные POS-системы состоят из сборочных элементов (модулей):

  • системного блока,
  • монитора кассира,
  • программируемой клавиатуры,
  • дисплея покупателя,
  • денежного ящика,
  • считывателя магнитных карт,
  • фискального регистратора.

К собранной системе подключается многополосный сканер штрихкода. В розничной точке продаж желательно также подключить терминал для безналичных платежей и детектор подлинности купюр.

Из блоков модульной POS-системы рассмотрю два самых важных: монитор и клавиатуру (характеристики других модулей вы можете изучить по таблицам, размещенным в данной статье. — прим. редакции).

ДИСПЛЕИ ПОКУПАТЕЛЯ

Как оборудовать розничную точку продаж

КАССОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Как оборудовать розничную точку продаж

МОНИТОР

Как оборудовать розничную точку продаж

Для вывода информации на экран используют небольшие (с диагональю 10–12 дюймов) жидкокристаллические мониторы с повышенной стойкостью к царапинам и другим случайным повреждениям по сравнению с домашними и офисными мониторами.

Мониторы с электронно-лучевой трубкой сейчас уже практически не используются; сенсорные мониторы редко бывают с диагональю меньше 15 дюймов (иначе будет неудобно осуществлять навигацию и выбирать необходимые пункты меню).

Использовать несенсорный 15-дюймовый монитор для простого вывода информации на экран нерационально из-за размеров (на кассовых узлах обычно приходится экономить место), к тому же есть вероятность случайно столкнуть его на пол.

POS-МОНИТОРЫ

Как оборудовать розничную точку продаж

КЛАВИАТУРА

Требование износостойкости особенно актуально для POS-клавиатуры, наработка которой составляет до тридцати миллионов нажатий, в отличие от компьютерной клавиатуры. К тому же первую можно полностью оптимизировать под свои запросы как физически, так и программно, присвоив конкретной клавише функцию выполнения определенной программы или последовательности программ. Оптимальный вариант — клавиатуры Preh, которые проектируются и изготавливаются в Германии.

Чем больше уровней программирования клавиатуры, тем она функциональнее. Не следует забывать, что такие клавиатуры защищены от воздействий неблагоприятных условий окружающей среды — пыли и влаги.

POS-КЛАВИАТУРЫ

Как оборудовать розничную точку продаж

Как оборудовать розничную точку продаж

Моноблочные системы для розничной точки продаж

Моноблочные POS-системы представляют собой технические устройства, объединяющие в себе несколько модулей:

  • системный блок;
  • сенсорный резистивный монитор, как правило 15-дюймовый, что позволяет также избавиться от клавиатуры.

Они оптимальны для следующих видов предприятий:

  • HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe), то есть кафе, рестораны, фастфуды;
  • магазинчики при автозаправочных станциях;
  • гостиничный бизнес и сфера развлечений.

Также их можно использовать для розничной торговли непродовольственными товарами (одежда, аксессуары и т. д.)

Как оборудовать розничную точку продаж

Сейчас моноблоки набирают все большую популярность за счет своих качественных и функциональных характеристик. Моноблоки:

  • существенно уменьшают площадь кассового узла;
  • упрощают сборку точки продаж;
  • придают более эстетичный вид кассовой зоне;
  • позволяют избавиться от лишних проводов, поскольку к ним можно подключить считыватель магнитных карт и дисплей покупателя.

В пользу специализированных моноблоков свидетельствует также повышенная износостойкость сенсорного экрана (как правило, 35–50 млн нажатий) — эта характеристика очень важна в связи с интенсивностью и частотой нажатий на его поверхность. Многие моноблоки комплектуются считывателем магнитных карт и дисплеем покупателя, которые подключаются через COM-порты со специальной распайкой, что также делает устройство универсальным и избавляет от лишних проводов. Например, Partner Tech SP-800 имеет встраиваемые считыватель и двухстрочный дисплей покупателя, который крепится непосредственно к корпусу.

Для детализации заказа, прокрутки рекламных роликов и акций в розничной точке продаж вместо вакуумно-люминесцентного двухстрочного дисплея покупателя используют мультимедийный экран (обычно диагональю 7, 12 или 15 дюймов), который также либо крепится к корпусу моноблока, либо устанавливается на ножке. Например, в сети кафе быстрого питания «Крошка-Картошка» используются двухъядерные Bematech 9015D с дополнительными 15-дюймовыми дисплеями покупателя.

Длительный цикл выпуска моделей важен с точки зрения налаженности и продолжительности их производства, поскольку срок службы моноблоков составляет в среднем 5–6 лет (что примерно соответствует времени морального устаревания моделей). Большой срок выпуска гарантирует наличие комплектующих после снятия конкретной модели с производства.

Как выбрать программное обеспечение для розничной точки продаж 

Как правило, оборудование поставляется «пустым», то есть без установленной операционной системы и программного обеспечения. Это делается, чтобы предоставить бóльшую свободу выбора заказчику — так он сам сможет установить необходимую русифицированную операционную систему и специализированную программу для обслуживания клиентов. Обслуживание и установку необходимого «софта», как правило, обеспечивает технический специалист предприятия или компания-интегратор.

Комментарий практика

Константин Долматов, руководитель ООО «Стей», Уфa

— В моих магазинах установлены POS-терминалы POSIFLEX. Программное обеспечение — Frontol и «1С» на офисном компьютере. Раньше и на кассах был установлен «1С»; не могу сказать, что были нарекания, но ощущалась некоторая нестабильность, а в работе такого быть не должно. Поэтому ПО поменяли, и сейчас все работает очень слаженно и полностью меня устраивает.

Кассы и сервер не имеют постоянного соединения, работают автономно, но могут обмениваться информацией по инициативе одной из сторон. Из центрального компьютера на кассы несколько раз в день передаются данные о ценах, а в обратном направлении раз в день — отчет о продажах.

В некоторых магазинах у нас установлены нетбуки, к которым подключены:

  • фискальные регистраторы;
  • сканеры штрихкода;
  • торговая клавиатура со встроенными считывателями магнитных карт.

Это экономит место на кассовом узле. Считыватели карт обычно установлены в POS-системах изначально, поэтому их наличие зависит от выбранной системы.

Но для приема оплаты банковскими картами недостаточно просто приобрести оборудование. Необходимо договариваться о сотрудничестве с банком, но никаких сложностей обычно не возникает. Их сотрудники самостоятельно устанавливают программное обеспечение, которое затем считывает информацию с карты, передает запрос в банк и проверяет баланс. Когда из банка приходит подтверждение о наличии средств на счету, вводится ПИН-код. Сейчас такая система обычна и встраивается практически в любое оборудование. Полагаю, чтобы отвечать современным условиям жизни и запросам покупателей, магазинам необходимо вводить системы оплаты банковскими картами.

Все установленное у нас оборудование работает стабильно, дополнительного обслуживания обычно не требуется. Если что-то выходит из строя, то наш штатный специалист выезжает для ремонта, но это бывает крайне редко.

Информация о компаниях


ООО «Компания СКАН СИТИ». Год основания: 1992. Сфера деятельности:дистрибьюция оборудования для автоматической идентификации

ООО «СТЕЙ». Год создания: 2002. Количество магазинов: 8. Площадь: 70–180 м2. Штат: около 8 человек в каждом. Оборот и прибыль: не раскрываются



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль