Налоговые риски: оценка, управление и методы снижения

4563
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Любая предпринимательская деятельность напрямую связана с событиями, результат которых имеет вариативный характер. К таковым относят налоговые риски, которые регламентированы не только нормами, регулирующими финансовые отношения, но и публичными нормами уголовного права.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Что такое налоговые риски
  • Какие различают виды налоговых рисков
  • Когда возникают налоговые риски
  • Как в компании проводится оценка налоговых рисков
  • Как управлять налоговыми рисками
  • Возможно ли снижение налоговых рисков

Что такое налоговые риски

Выведение средств из активов предприятия путем обязательных платежей может повлечь за собой появление такого рода риска как налоговый. Ему характерна вероятность утраты из бюджета предприятия финансов в связи с изменчивостью налоговых ставок. Налоговые риски подразделяются на:

1) Информационные риски. Связанные с недостаточной информированностью. Данные риски возможны при отсутствии законодательного регулирования возникающих отношений. Ярким примером может быть вопрос вычета предпринимателем НДС в случаи заверения счета-фактуры факсимильной подписью. Он не находит своего отражения ни в законодательном мнении, ни в решениях судебных органов, выступающих к обязательному применению при толковании норм.

2) Риски процесса. Связанные с неурегулированностью финансовых процессов при ведении бизнеса. Такой налоговый риск возникает в связи с нарушением сроков, порядка, несоблюдения правил, иных требований, предусмотренных налоговыми нормами, в частности, непредоставление в срок декларации о доходах.

3) Риски окружения. Возникающие в связи с неравносильным восприятием норм бизнесменами и налоговыми органами. Постановлением КС РФ от 14.07.2005 №9-П, предусмотрена возможность восстановления сроков давности для привлечения к ответственности юридического лица, совершившего неправомерное деяние. То есть по истечению срока, ограниченного законодателем до 3 лет, у налогового органа все еще есть возможность возложить на предприятие ответственность в случаях, когда оно умышленно противодействует проверке инспектора, применяя пробелы в законодательстве относительно сроков давности во вред другим компаниям.  Такое утверждение несет собой неоднозначное понимание, возникает необходимость в указании того, какие именно действия подразумевает законодатель. На почве такой неясности возникает конфликт мнений.

Налоговые риски: оценка, управление и методы снижения

4) Репутационные риски. Налоговые риски, связанные с оценочным представлением о предприятии в целом. Негативное положение в отношениях с налоговыми органами может вызвать отторжение как потребителей, так и партнеров, в том числе спонсоров. Условия, при которых возникли разногласия, в данном случае не подлежат рассмотрению, даже если причиной выступили независящие от предпринимателя обстоятельства либо его невнимательность.

Какие факторы налоговых рисков можно выделить

1. Организационные факторы. Особенности внутреннего функционирования предприятия также порождают  условия возникновения риска. К примеру, если орган финансового контроля компании не получит информацию, связанную с движением в ней денежных средств. Впоследствии это может свидетельствовать о несоблюдении налогового кодекса. Причинами возникновения налогового риска может выступать и безответственная деятельность лиц, на которых возложены функции по формированию плана распределения и расчета обязательных выплат.

2. Технические факторы. Проблемой возникновения нарушений при выплате налоговых сборов является невнимательность лица, которое производит исчисление и оплату таких средств, либо представителя налогового органа. Причиной проблемы выступает сложность и неупорядоченность нормативных требований и правил, а также отсутствие единой автоматизированной системы, которая бы упростила проведение таких расчетов.

3. Экономические факторы. Особой проблемой является изменчивость налогового законодательства в связи с развитием экономической и социальной сферы жизни. Такие изменения могут выражаться как в смене количества ставки, так и в полной отмене налога, также в порядке исчисления и выплаты сбора. Эти события могут повлечь возникновение налоговых рисков в организации. На лицо, которое оплачивает обязательный сбор, помимо такового, возлагаются и расходы, связанные с соблюдением им своих обязанностей, обусловленных налоговым законодательством. Данным фактором охватываются также расходы на сотрудничество с аудиторскими службами, защиту прав в судебном порядке.

4. Социальные факторы. Одним из условий возникновения риска определяют интерес, при котором оправдываются негативные изменения в налоговом праве. Такое явление выступает средством в управлении обществом, классом чиновников, наделенных интересом выгоды. Кроме того, к факторам налогового риска относят дополнительные, несанкционированные выплаты, которые возлагаются на предпринимателей, то есть получение прибыли служебным лицом с использованием своего положения. Но такое мнение, помимо негативного влияния, имеет и положительную сторону, которая заключается в решении общественных вопросов. К примеру,  используя свой статус, служебное лицо осуществляет определенную деятельность, тем самым обеспечивая интересы всего общества.

5. Политические факторы. Государственная власть в связи с широкими полномочиями и низким уровнем действия демократических институтов использует налоги как рычаги по управлению обществом. Сдерживающим фактором, в данном случае, выступают влияние иных государств на международной арене и внутренняя политика.

Какие существуют критерии оценки налоговых рисков

С целью оценки налоговых рисков возникла необходимость составления плана выездных проверок на основании приказа ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. Данный нормативный документ предусматривает двенадцать оснований для отбора компаний с целью проведения проверок. Мы укажем лишь одиннадцать, в связи с тем, что последний критерий относится только к частному предпринимательству. Достаточным условием для проведения налоговой инспекцией проверки выступает наличие хотябы трех критериев. Если обнаружено наличие одного либо двух – возникает возможность избежать такой проверки в связи с отсутствием необходимости в ней.

Критерий 1. Низкая налоговая нагрузка. Установить такой коэффициент можно с помощью формулы:

Налоговая нагрузка = налоги, уплаченные за рассматриваемый период : выручка от реализации за тот же период (без НДС) × 100%.

Налоги, выплаченные в границах одного периода, находят свое выражение в определенном количестве средств, что закрепляются в отчете об их движении. Такие средства отображаются как те, что подлежат распределению при выплате налогов и сборов (Форма №4). Нет необходимости относить к таким активам сбор в Пенсионный фонд и сбор, возложенный на предпринимательство как на налогового агента, по причине того, что они не учитываются при среднем значении. Ячейка 010, связанная с прибылью и убытками, указывает на количество средств, которые необходимо учитывать, рассчитывая выгоду, полученную в итоге деятельности (Форма №2). Результат, полученный при исчислении коэффициента, можно сопоставить со средним результатом, характеризующим направление деятельности.

Кто в зоне риска. Под оценку налогового риска подпадает то предприятие, нагрузка которого недотягивает до среднего уровня. Кроме того, плюсом для компаний, уровень которых выше (либо ими не предусмотрена единая обязательная выплата, либо упрощенный порядок) выступает то, что такое условие позволяет им экономить при оплате налогового сбора.

Критерий 2. Убытки в течение двух и более лет.

«Чистая прибыль (убыток) отчетного периода», предусматривает те расходы, которое понесло предприятие. Особое внимание, помимо текущего года, должно уделяться, в том числе, и предыдущим. Ячейка 060 листа 02 предусматривает расходы (убытки) предприятия. Они должны фиксироваться в налоговой декларации. В ячейке 040 листа 02 указывается информация о применении упрощенного способа налогообложения, так называемого «доходы минус расходы».

Кто в зоне риска. Под оценку налогового риска, в данном случае, попадают все предприятия, указавшие о своих убыточных расходах. Категории учреждений, подпадающих под проверку:

  1. Компании, которые указали об убытках в декларациях за последний год, при условии продолжения такой перспективы и в текущем году, даже при указании прибыльных периодов;

  2. Организации, указавшие об убытке, при этом вычитывая большие суммы по НДС;

  3. Организации с убытком, при этом выплачивающие заработную плату на низком уровне;

  4. Организации, указавшие об убытке, прибыль которых получает положительный рост.

Критерий 3. Большие суммы налоговых вычетов. В случае, когда исчисление налога на добавочную стоимость составляет 89% от государственного, предприятие подлежит оценочной проверке налоговых рисков. Для установления такого процента необходимо изучение как минимум четырех деклараций по кварталам в пределах одного года. При осуществлении такого исчисления необходимо сопоставление результата с ячейкой 210, в соотношении с которой, он не должен быть выше 89% указанного в ней показателя.

В случаи попытки избежать проверки путем переноса суммы налога на добавленную стоимость, что может обеспечить уменьшение процентной ставки, такое действие со стороны компании может повлечь нарушение налогового законодательства. Причиной этого является необходимость вычета НДС в рамках того периода, в котором данный налог заверен счетом-фактурой. В связи с этим, если такое возмещение не производится, у налогоплательщика возникает обязанность подачи в следующий отчетный период декларации, в которой уточняются данные, реально полученные за прошлый период. Но для контрольного органа такая  информация может иметь сомнительный характер. Пытаясь обойти в дальнейшем подачу такой декларации, предприятие прибегает к действиям, обеспечивающим более позднюю выписку подтверждающего документа, к примеру, счет-фактура предоставляется поставщиком позже либо удерживается в регистрации такой документ во избежаниеналоговых рисков налогоплательщика. Но это должно подкрепляться определенными доказательствами, к примеру, оговариваясь в журнале учета входящей корреспонденции, дабы избежать сомнений со стороны налогового органа.

Критерий 4. Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов.При составлении декларации обязанностью является проведение расчетов только на основании реально существующих сумм, полученных в связис учетом налоговых и бухгалтерских данных. Под доходами либо расходами, которыеучитываются как налоговые, понимаются такие расходы либо доходы, которые не связанны с непосредственной производственной деятельностью предприятия и не получены от нее, что закрепляются отдельной декларацией «налоги и прибыль». В свою очередь, при ведении бухгалтерского учета доходные и расходные данные выражаются как средства полученные,как итоговый продукт, либо обеспечение коммерческого интереса предприятия, что закрепляются как «прибыль и убытки».

Кто в зоне риска. В случае разницы за отчетный период между доходными и расходными суммами возникает налоговый риск предприятия, который влечет за собой ответственность перед контролирующим органом. Такого рода сомнительная информация вызывает вопросы у налоговой инспекции о реальности указываемых данных, возможном их завышении (занижении).

Критерий 5. Зарплата работников ниже среднего уровня. В строке 0100 декларации об уплате единого социального налога указываются данные по отчетности о годовой зарплате, в форме «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» закреплено среднее количество подчиненных в данный период. Эти два показателя необходимо использовать для формирования месячной зарплаты для лиц, работающих на предприятии.

Налоговые риски: оценка, управление и методы снижения

Кто в зоне риска. Налоговый риск в таком случае возникает у предприятий, которые выплачивают заработную плату сотрудникам с коэффициентом ниже, чем установленное среднеотраслевое значение. Такие действия говорят об укрытии реально выплачиваемых заработных плат (в конверте) либо заниженных ставках единого социального налога и на доходы физического лица. В таком случае контролирующий орган осуществляет оценку налоговых рисков компании и проводит проверку ее руководящих органов. 

Где найти статистику по зарплате

Светлана Киселева, генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит», Челябинск

Для получения необходимой информации при расчете заработной платы есть возможность использования таких источников данных:

1. Официальные сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru);

2. Методические материалы, издаваемые Федеральной службой государственной статистики;

3. Официальные сайты территориальных и федеральных органов налоговой службы (www.nalog.ru).

Также вы наделяетесь правом подачи запроса в необходимый вам орган для решения возникших вопросов.

Критерий 6. Предельные значения при специальных режимах. Оценка налогового риска применяется в таком случае только к тем субъектам предпринимательства, которые используют упрощенную систему взимания налогов, либо производят выплату налога на временную прибыль, либо – на сельское хозяйство.

Кто в зоне риска. Интерес контролирующих органов привлекут те предприниматели, показатели по результатамдеятельности которых будут выше 95% от возможного предела с возможностью установления специального режима налогообложения. Примером такового случая является рисковое положение компании с упрощенной системой взимания налогов с прибылью 55,009 миллионов рублей. При сопоставлении налоговых ограничений с результатами деятельности предприятия необходимо использовать два составляющих: учетную налоговую информацию и данные, характеризующие деятельность компании (количество сотрудников, размер рабочего места и т.д.).

Критерий 7. Договоры с перекупщиками или посредниками. Особенное значение имеют соглашенияо посреднических услугах, которые в большинстве случаев заключаются с целью обойти уплату большого количества налогов. Такое сотрудничество должно нести собой определенную коммерческую цель, при отсутствии которой у налоговой службы возникнут сомнения в правомерной деятельности предприятия, с вопросом о причинах отказа в ведении прямого сотрудничества без особой необходимости.

Предприятия с упрощенным режимом налогообложения, прибыль которого превышает граничную ставку, может сохранить специальный режим путем заключения соглашения с другой компанией со сроком действия в один день о предоставлении услуг, которые выражаются в помощи реализации ими изготовленного продукта. В таком случае стороны выступают как продавец и изготовитель, и налогом облагается только сумма, оговоренная за услуги. Предприятия, пользуясь такой схемой, сохраняют свое право на специальный режим и одновременно скрывают большие суммы прибыли на счетах партнерских компаний.

Кто в зоне риска. Пленум ВАС РФ определил в постановлении№ 53,вступившем в силу двенадцатого октября,определенные требования, при которых возникает риск сокрытия реальной выручки. Оценке налогового риска подлежат предприятия в случае:

  1. Невозможности выполнения условий договора по различным причинам, в частности - недостаточность средств, времени, работников;

  2. Производства продукции, в объеме, либо по факту учетных документов бухгалтерии, несоответствующей таким документам;

  3. Установления взаимных обязательств между сторонами договора;

  4. Выполнения операций в офисе самого предприятия;

  5. Проведения расчетных операций через один банк;

  6. Проведения партнерскими компаниями особых платежей по возмещению средств.

Критерий 8. Компания получала уведомления налоговиков, однако пояснений не дала. В данном случае, определяянесоответствие информации, полученной из декларации, поданной предприятием, тем данным, что имеются у самого органа, подается контрольным органом уведомление начальнику компании с целью прибытия его для дачи объяснений. В таком случае у бухгалтерского отдела есть два выхода из данной ситуации: либо подача правдивой декларации, либо составление письменных пояснений, неисполнение которых влечет за собой для предприятия дополнительные проверки со стороны контрольного органа. 

Критерий 9. Изменение местонахождения. При попытке смены местарегистрации юридического лица с целью исправления недостатков деятельности путем отсрочки проведения проверки налоговым органом, у такого предприятия могут возникнуть налоговые риски.В данном случае компания пользуется гарантией, по которой налоговый орган не может препятствовать смене регистрационных данных.

Критерий 10. Отклонение уровня рентабельности от среднего по отрасли. Этот коэффициент исчисляется на основании показателей формы №1 и №2, в которых фиксируется бухгалтерский баланс и информация о прибыли и убытках.

Определена четкая формула расчета данного коэффициента относительно продукции и активов:

Рентабельность проданных товаров = прибыль от продаж (строка 050 формы № 2) : себестоимость проданных товаров (строка 020 формы № 2) × 100%;

Рентабельность активов = прибыль от продаж (строка 050 формы № 2): валюта баланса (строка 300 формы № 1) × 100%.

Кто в зоне риска. Исходя из такой формулы, под оценку налогового риска контрольным органом подпадают юридические лица, коэффициент рентабельности которых ниже установленных приделов более чем на 10%.

Критерий 11. Взаимоотношения с подозрительными контрагентами. Сотрудничество содноразовыми предприятиями – это самый приемлемыйспособ установления желаемого уровня налогов. Органы Федеральной налоговой службы, используя определенную систему данных, которая содержит информацию о тождественных адресах регистрации нескольких юридических лиц, которая свидетельствует о признании их «одноразовыми», и данные о руководителях предприятия, занимающих одновременно такой пост еще в нескольких компаниях, а также такого рода учредителях, выявляет такие фирмы путем проведения оценки налоговых рисков. Такие проверочные мероприятия контрольным органом осуществляются путем запроса:

  1. Справки по движению денежных средств на счёте юридического лица, имеющего право проводить банковские операции;

  2. Документа, содержащего информацию о выделении IP-адреса, провайдера;

  3. Информации о выдаче лицензий одной из сторон договора в федеральном центре, в компетенцию которого входит обязанность выдачи такой лицензии;

  4. Переписки между органом налоговой службы и предприятием, которые осуществлялись с целью проверки достоверного указания места регистрации такого юридического лица. Она запрашивается у контрольного органа, находящегося на данной территории.

Кто в зоне риска. Налоговая инспекция осуществляет проверку относительно такого предприятия, у которого:

  • При заключении договора нет переписки между поставщиком и стороной покупателя;

  • Отсутствуют любые документы, подтверждающие должность и личность главного должностного лица компании;

  • Отсутствуют данные о его территориальном расположении по факту, а также структурных единиц и складов;

  • Отсутствует реклама деятельности предприятия в средствах массовой информации либо в Интернете;

  • Отсутствуют данные, подтверждающие проведение обязательной регистрации юридического лица;

  • Договором предусмотрены положения, которые не соответствуют правилам делового оборота, к примеру, указана без всяких оснований продолжительная отсрочка выплат;

  • Товар, что закупается и реализовывается, не является продуктом деятельности предпринимательства, к примеру, продукция как результат сельскохозяйственной деятельности;

  • Возникают необоснованные действия, связанные с отсутствием любого реагирования на задолженность партнерского предприятия, то есть продолжение активного сотрудничества даже в случае несоблюдения стороной своей обязанности.

Как можно осуществить анализ налоговых рисков

Изучение возможных налоговых рисков при ведении предпринимательства дает возможность избежать их в дальнейшем. Предлагаем к рассмотрению несколько возможных приемов изучения и определения риска. Проводя такую деятельность, используются элементы налогового риска:

  1. Степень, при которой он может наступить либо не может;

  2. Негативные последствия как результат.

Первый элемент можно установить при использовании одного из методов - объективного либо субъективного. Метод объективного характера устанавливает, как часто возможно появление рисков.В свою очередь внутренние убеждения того или иного лица, выраженные во мнениях, опыте, наличии специальных знаний, проявляются в методе, имеющем субъективный характер. Используя данный метод, результаты оценки могут содержать неоднозначное значение в связи с различным восприятием того или иного события разными людьми.

Второй элемент в любом случаи выражается в числовом значении, несмотря на то, какой метод использовался при его оценке.

Методы оценки налоговых рисков, связанные с субъективным подходом изучения таких рисков, подразделяют на:  

1. Метод аналогии. Выступает как сопоставление всех критериев риска с подобной ситуацией. В таком случае сравнивается вид, условия и причины появления, степень.

2. Метод «DueDiligence». Изучается окружающая обстановка, в результате чего собираются определенные по ней данные.

3.Метод построения «дерева решений». Выражается в определенной этапности проведения изучений и построения теории, начиная с установления вариантов поведения, что в свою очередь позволяют  выделить события как результат возникшего риска, и дают возможность лицу выбрать наиболее подходящий для него вариант ситуации.

4. Метод «Монте-Карло». Характеризуется построением определенной модели поведения, использующиеся в случаях,по которым возникают сложности по формированию прогноза. Этот метод описывает риск.

В случае отсутствия статистических показателей, по которым возможно установление определенных взысканий, есть возможность с целью оценки налогового риска применять вышеперечисленные методы.

Иные методы, исследующие качественную характеристику риска, основываются на показателях теории вероятности. К таким методам оценки налоговых рисков относят, к примеру, средний показатель вероятности, отклонение от такого показателя, показатель изменчивости и иные специфические методы. Необходимость использования такой информации возникает только при оценке количественного критерия риска, причем, относительно нескольких налогов. В таком случае и ответственность будет наступать комплексно при условии связи между такими налогами в рамках одной организации.

Для установления вероятного налогового риска с целью обеспечения дальнейшего выхода из него, лицу, производящему такое исследование, необходимо пройти несколько этапов:

Этап 1. Определение условий сравнения: тех действий, которые необходимо провести при оценке желаемых результатов; временных рамок, необходимых для изучения; правил, которые касаются налоговой и противоположной ей деятельности, и их соблюдения.

Этап 2. Формирование показателя - критерия сравнения. Данный показатель может быть образован, ссылаясь на основополагающие начала, соблюдение которых возможно при условии ответа на такой перечень вопросов:

Принципы, что обеспечивают образование показателя

Перечень вопросов, требующий четкого ответа, для такого формирования

Показатель своим экономическим содержанием обязан отвечать целям оценки.

В чем заключается критерий сравнения как один из элементов финансовой аналитической деятельности?

Первичная информация должна соответствовать возложенным на неё требованиям.

На основании чего выражается и определяется показатель на конкретном предприятии?

Показатель должен иметь установленный порядок формирования.

Какова вероятность получения положительного результата при сопоставлении определенной информации в расчете критерия?

Этап 3. Расчет значений критерия по всем сравниваемым вариантам, сбор, исследование, оценка и анализ информации, которая необходима для принятия полного и точного решения.

Как происходит управление налоговыми рисками

Проблемой невозможности полной защиты от налоговых рисков предпринимателя выступает недостаточность средств для осуществления управления такими рисками. Одним из способов гарантирования безопасности может быть специальный орган внутри самого предприятия, но его деятельность ограничена только определенным кругом вопросов. А некоторые предприятия, в силу маленького бюджета, попросту не могут создать у себя такой орган.

Исходя из этого, можно предположить, что у крупных предприятий есть более широкие возможности для обеспечения защиты от рисков в связи с наличием достаточных средств, для воздействия в политике либо подкупа должностного лица.  Малые предпринимательства в таком плане слабы и подвержены налоговым рискам.

Для обеспечения безопасности в случае малых предприятий можно воспользоваться и другими средствами:

1) Избегание риска. Соблюдение правил, при которых не возникают условия появления риска. Ими могут выступать такие действия, как незаключение договоров сомнительного характера, использование услуг только реально существующих компаний, соблюдение требований налогового законодательства. Но в любом случае обеспечить отсутствие всех рисков невозможно в связи с тем, что некоторые из них, к примеру, как изменения в экономической сфере, имеют независимый от вашей деятельности характер, и повлиять на которые можно лишь путем изменения действия налоговых норм.

2) Удержание риска. Это действия, связанные с установлением и изучением последствий влияния риска. В таком случае необходимо оценить масштаб и критичность таких последствий, и применить необходимые средства для их ненаступления.

3) Передача риска. Такое средство заключается в том, что предпринимательство передает свой риск лицу, предоставляющему консультативную помощь либо аудиторскую. В таком случае возникает необходимость оплаты предоставляемой помощи.

4) Снижение риска. Такие средства, в первую очередь, направлены напоследствия, которые повлек за собой риск. Их основной целью является уменьшения таких последствий.

Это может выражаться в таких гарантиях, как:

  1. У предпринимателя есть возможность получения информации о контролирующих органах, о требованиях к выделению обязательных платежей, что позволяют уменьшить влияние налогового риска, связанного с информированностью;

  2. Помимо законодательных норм юридическое лицо может пользоваться и доктринальными, методическими предписаниями, также судебными решениями, обязательными к применению для получения достаточной информации во избежание риска;

  3. При выборе сотрудника предприниматель имеет право пользоваться услугами общественных организаций, которые представляют помощь при проведении собеседований с работниками и установлении критериев их отбора;

  4. Может устанавливать предприниматель аудит налоговых рисков в отношении своих подразделений.

  5. Расширение направлений деятельности предпринимательства, клиентуры и партнеров, что может снизить налоговые риски.

5)Установление лимита. В данном случае предприниматель выбирает себе определенное количество необходимых сделок, выход за рамки которых влечет за собой негативные последствия от рисков.

6)Налоговый эксперимент. Это такое средство, при котором предприятие с целью получения опыта судебной тяжбы умышленно нарушает незначительные нормы налогового законодательства. Но такие мероприятия не всем доступны в связи со сложностью и большими расходами.

Каким образом возможно снижение налоговых рисков

По большому счету, круг средств минимизации налоговых рисков достаточно широк, к примеру, возможность использования предприятием судебной практики для доказательства правомерности деятельности либо проведение налоговых экспериментов, которые практически могут осуществляться таким образом:

1. Сбор дополнительных документов. Такой метод заключается в противостоянии мнению чиновников. Они могут выражать различные претензии, к примеру, относительно расходов компании в связи с их незаконным включением для понижения прибыли, что выражается в отсутствии их документального подтверждения. У предпринимательства в таком случае возникает право препятствовать данным позициям путем преждевременного обеспечения юрисконсультом предприятия документами, подтверждающими расходную его деятельность.

Юрист может обеспечить компанию таким комплектом документов, которые будут достаточны для подтверждения правоты предприятия в спорах с налоговым органом:

  1. Ответ на запрос в государственные исполнительные органы финансовой и налоговой политики;

  2. Заключение предприятия, вынесенное самостоятельно, либо с помощью консультанта о причинах таких расходов;

  3. Решение руководства компании, которое подтверждает использование расхода по целевому назначению;

  4. Документы учета внутренней деятельности;

  5. Судебные решения, вступившие в силу, которые могут выступать подходящим для Вас прецедентом;

  6. Документ, подтверждающий предоставление услуг организациями, осуществляющими консультативную помощь.

Ярким примером мероприятий по обеспечению минимизации налогового риска может выступать ситуация, при которой определенное предприятие заключает соглашение о предоставлении услуг по профессиональному обучению своих работников согласно нормам трудового законодательства, на протяжении которого этим работникам предоставляется денежное вознаграждение. Такая выплата, которая выражается в стипендии, не облагается налогом, но контрольный орган может утверждать об отсутствии необходимости проведения такой деятельности в связи с чем потребовать взыскания обязательного платежа. В таком случае организация обратилась в орган государственной исполнительной власти по вопросам финансовой политики, что в конечном итоге подтвердили правомерность действий предприятия.

Такого рода документ может применяться по аналогии к делам с типичным объемом оспариваемых вопросов только если оно имеет рекомендательный характер и излагается как разъяснение той или иной нормы. В таком случае необходимо обратиться к юристу, который позволит установить какого характера данное письмо, направлено ли оно только одному лицу либо его можно использовать как разъяснение определенных положений закона.

2. Изучение мнения налоговиков и судей. Данный метод позволяет предпринимателю пользоваться судебным решением, вступившим в законную силу, как определенной нормой в решении налоговых рисков. Его применение может осуществляться несколькими путями.

Одним из способов использования прецедента является метод, по которому предприятие полностью уплачивает налог, выступающий основанием судебного разбирательства с органом налоговой службы, а потом возмещает данные средства путем подачи заверяющей свою правоту декларации с уточнениями. В таком случае отсутствует риск негативных последствий для предприятия даже при решении в пользу исполнительного органа. Плюсом выступает возможность возвращения уплаченных денег.

Другим же способом является выделение обязательного платежа налоговому органу в определенной части, после чего, также как и в первом случае, лицо подает декларацию с уточнениями.  Последующие действия будут такими же, как и при первом методе - суд вынесет решение по возникшему спору, которое может выступать прецедентом. Но минусом этого является риск в необходимости доплаты налога, а также дополнительного возложения штрафа за его неуплату в установленный срок.

К примеру, предприятие заключит партнерский договор о передаче части своей деятельности другому предприятию, выступающему субподрядчиком. И чтобы обеспечить правомерность расходной деятельности при ведении таких отношений и ликвидацию условий налоговых рисков есть возможность осуществить такие действия:

  1. Организация уплачивает полностью налог, не учитывая расходы, понесенные в связи с партнерской деятельностью, в дальнейшем требуя возместить налоговым органом на основании декларации с уточнениями переплаченный налог и в случаи невыполнения такого требования, подать в суд;

  2. Предприятие оплачивает налог только в определенной части, далее подает налоговой инспекции декларацию с уточнениями и письмо, разъясняющее такое решение, и точно также требует возмещения переплаченного налога, а если налоговики не идут навстречу, то подает в суд.

Но такой метод не является наиболее благоприятным в связи с тем, что предприятие не может предугадать действия налогового органа, который в свою очередь имеет право воспользоваться полномочием, возложенным на него законодательством, и провести проверку деятельности юридического лица. Контрольный орган обязан будет тщательно изучить тот период времени, который указан в повторной декларации, поданной с уточнениями.

3. Налоговая «подушка безопасности».Компания, переплачивая необходимое количество обязательных выплат, может использовать лишнюю часть с целью оплаты налога в будущем.Таким образом предприятие защищает свою деятельность от возможности возникновения налоговых рисков (это основано положением ВАС РФ) путем использования переплаченной части налоговой ставки, покрывая занижение выплачиваемой суммы за прошлый квартал, что позволяет избежать возникновения долга налогоплательщика. В этом случае нет нарушений законодательства, которые могут повлечь штрафные санкции.

Практическое применение такого средства происходит таким образом:

– Когда предприятие получает отказ у налоговых органов возместить переплаченные средства, оно вправе оставить их для дальнейшего погашения налогов или иных налоговых рисков.Минусом такой, на первый взгляд, удобной формы обеспечения ликвидации условий налогового риска выступает невозможность возвращения средств в оборот компании либо возможно пропустить срок, по которому есть право обжаловать решение и в итоге потерять средства, Вами переплаченные. В таком случае контрольный орган может использовать свои полномочия в проведении еще одной проверки.

– А во втором случае возможно использовать информацию о переплаченной налоговой ставке как контраргумент в случае дополнительно назначенных налоговых выплат при проведении проверки контрольным органом. При этом нет необходимости требовать возмещения переплаты. На практике такая возможность не одобряется налоговыми органами, но при судебном рассмотрении решение в таких спорах выносится в пользу предприятия, основываясь на том, что обязанностью налоговой службы является сообщение о такой ситуации плательщику.

Ярким примером применения такого метода, с целью предотвращенияналогового риска, выступает случай, по которому на предприятие при внеочередной проверке возложили необходимость выплаты дополнительного налога. До выполнения такого требования лицо обратилось в суд. В результате рассмотрения было установлено, что у предприятия переплата за прошедший квартальный период, которая полностью перекрывает необходимое взимание.  В таком случае решением суда стало то, что юридическое лицо освободили от необходимости повторной выплаты и штрафных санкций.

Но возникает коллизия при решении типичного вопроса с негативным результатом. В данном случае суд постановил незаконность использования такого метода, основываясь на том, что отсутствуют какие-либо указания в учетной деятельности предприятия на переплату, и о такой переплате не было сообщено налоговому органу перед осуществлением проверки.

В связи с этими двумя противоположными решениями можно сделать вывод, что приемлемо применить данный метод будет после изучения судебной практики в юрисдикции вашего суда.

Какие существуют еще способы решения проблемы

Предприниматель может самостоятельно проводить профилактику возникновения налоговых рисков и иными путями:

  1. Постоянное изучение поправок, вносимых в законодательство, связанное с налоговой и финансовой деятельностью;

  2. Предусматривать при спонсировании деятельности налоговый риск;

  3. Учитывать минимизацию налогового риска при формировании программы деятельности;

  4. Постоянно проводить сопоставления и сравнение расчетов, связанных с выплатой налога;

  5. Установление оптимального порядка учета рисков;

  6. Анализ ошибок в осуществлении налоговых выплат;

  7. Контроль за соблюдением исполнения обязательств, возложенных как на налогоплательщика, так и на инспекцию;

  8. Проведение обучения с целью повышения квалификационного уровня работников предприятия, полномочия которых связаны с ведением налогового учета;

  9. Распределение полномочий, связанных с таким учетом при бухгалтерии предприятия.

Какой метод выбрать для своей компании

Елена Сафарова, руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров компании «ЦБА», Москва

Прежде всего вам вместе с юристом и финансовым директором необходимо выбрать форму воздействия на риски в соответствии с целью, которую преследует компания:

– Уменьшить расходы предприятия путем минимизации налоговых рисков, понесенных в результате проверок или штрафных санкций, исходя из вышеуказанных методов. Можно подобрать такой, который будет наиболее подходящим для Вашего предприятия.

– Тщательный подбор кандидатов для заключения партнерских отношений, поможет избежать возникновения риска, при консультативной помощи профессионалов;

– Риск может удерживаться самой компанией, при условии сообщения о таковом директору и спонсорам;

– Заключение соглашения с консультативной компанией о передаче ей риска, о чем должно быть прямо указано в условиях такого договора;

Исходя из этого, при выборе направления, которое поможет избежать либо понизить налоговый риск для предприятия, оно должно установить для себя определенную цель. Таким образом, руководителю необходимо изучить деятельность компании и установить все ее возможности.

В заключение можно сказать, что для управления вероятными рисками, предпринимателю необходимо систематично изучать налоговую политику, судебную практику, поправки в законах и обязательно оценивать свой статус на финансовом рынке.

Информация об авторе и компании


Елена Сафарова, руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров компании «ЦБА», Москва. окончила юридический факультет Государственного университета по землеустройству в Москве. Работала адвокатом, с 2004 года постоянно сотрудничает с деловыми и экономическими СМИ. В 2005 году – главный редактор журнала «Расчет», автор книг «Взыскание недоимки: правила «самообороны» (Бератор-Паблишинг, 2008), «Доказательства в налоговых спорах» (Бератор-Паблишинг, 2008). До 2008 года являлась сотрудником Федеральной налоговой службы РФ, позднее – руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров ЗАО «ЦБА». Центр бизнес-консалтинга и аудита (ЦБА). Сфера деятельности: бизнес-консалтинг и аудит. Основные клиенты: группа компаний «Боско», компания «Авиапредприятие «Газпромавиа», агентство «Интерфакс», Новолипецкий металлургический комбинат, «Роснефть», «Ростелеком», мебельная компания «Шатура».

Светлана Киселева, генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит», Челябинск. Окончила экономический факультет Челябинского государственного университета. Аттестованный аудитор, имеет диплом ACCA (AssociationofCharteredCertifiedAccountants) по МСФО; победитель всероссийских конкурсов «Лучший аудитор России» (2003 год), «Молодой директор года» (2005 год); действительный член проекта «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны» (2008 год). Стаж в сфере бухгалтерского учета – 17 лет, в сфере аудита – 13 лет, в сфере управления – 8 лет. специализируется на аудите компаний, налоговом планировании и МСФО.«ВнешЭкономАудит». Сфера деятельности: аудит, юридические услуги, налоговый консалтинг, МСФО, бизнес-образование. Форма организации: группа компаний.Месторасположение: Челябинск.Численность персонала: 65.
 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль