Исследование поведения потребителей в период экономической стагнации

3283
Кризис в российской экономике заметно повлиял на поведение потребителей: трафик в магазинах снизился, люди начали сокращать расходы. Однако эксперты уверены, что это ненадолго. Какие тренды и на каких рынках будут актуальны во время экономической стагнации? Почему не стоит пугаться оттока покупателей?
Исследование поведения потребителей в период экономической стагнации
Фото: Shutterstock
 
Татьяна Рукавишникова,
управляющий директор, М2М (группа агентств OMD OM)

В этой статье вы узнаете

  • Исследование поведения потребителей: какие тренды актуальны сейчас
  • Как ведут себя потребители в период экономической стагнации
  • Какие рынки окажутся в невыгодном положении

Согласно исследованию поведения потребителей, третий российский кризис будет не таким экстремальным, как предыдущие два, — скорее это продолжение событий 2008–2009 годов. Поэтому тренды, которые наблюдались в бизнесе два-три года назад, в посткризисный период, будут актуальны и сегодня. Пример — создание усеченных продуктов: объем продукта снижается на 50%, а цена уменьшается всего на 15–20%. Эффективны и кредитные программы с минимизацией первого платежа.

Спрос и поведение потребителя

Во время предыдущих кризисов мы провели несколько исследований потребительского поведения и теперь можем сопоставить эти данные с показателями, характеризующими нынешнюю ситуацию. Прежде всего, потребители быстро адаптируются к кризису. Первые три месяца они говорят: «Я буду покупать меньше и дешевле и отложу крупные покупки». Однако спустя всего полгода большинство возвращается к обычной схеме потребления. Женщины, которые в ходе опросов говорят о намерении уменьшить траты на косметику и парфюмерию, на практике поступают с точностью до наоборот. Даже во время кризиса спрос и поведение потребителей не меняется, потому что трудно отказаться от инвестиций в себя. Именно поэтому продажи кремов и подобной продукции растут. Заметная безалаберность в покупках представителей целевых аудиторий дает нам надежду, что россияне все‑таки будут вести себя не так аккуратно, как немцы или англичане в подобной ситуации (рисунок).

Исследование поведения потребителей в период экономической стагнации

То же самое можно сказать и об автомобильном рынке: машины, особенно дорогие марки, все равно покупают. Судя по показателям за сентябрь этого года, продажи «мерседесов» и «лексусов» пока растут.

Сегодня, в период экономической стагнации, в потребительском поведении намечаются те же тенденции, что и в 2009 году: в торговых центрах наблюдается некоторое снижение трафика, то есть потребители стараются тратить меньше. Но мой прогноз таков: они вернутся через полгода или даже раньше.

Как исследовать поведение потребителей и «оседлать» правильный тренд в период спада

Спрос и поведение потребителя на рынке FMCG в кризисный период  не меняется, т.к. хороший эффект дает тренд здоровой жизни. Акцент на том, что товар произведен из экологически чистых продуктов или гораздо более полезен, чем схожие товары (например, крупа лучше, чем мюсли), может повлиять на выбор потребителя, который скажет себе: «Я не буду экономить и начну покупать здоровые продукты».

Рынок товаров категории luxury, скорее всего, «просядет» незначительно. Дорогие ювелирные изделия пока покупаются в том же объеме, и падения не наблюдается.

Рынок рекламы. В 2009 году, во время глобальной экономической стагнации, дефляция на рынке рекламы составила 5%. Сегодняшняя ситуация представляется не настолько критичной. В следующем году мы прогнозируем рост в этом сегменте в пределах потребительской инфляции (примерно на 7%).

Рынок рекламы существенно изменился. Прежде всего, тяжелые времена переживают люксовые журналы, проигрывая интернету, доля которого в области размещения рекламы растет и будет расти дальше, — и в этом заключаются сегодня возможности бизнеса по оптимизации эффективности рекламы.

Информация об авторе и компании


Татьяна Рукавишникова работает в сфере рекламы более 19 лет, из них 16 — в сегменте медиа. В 1998 году стала руководителем медийной команды OMD. Работала с такими клиентами, как Barilla, Campina, Estée Lauder, Hermès, Mango, Nissan. С 2010 года — управляющий директор агентства M2M.

OMD OM Group — международное сетевое коммуникационное агентство, представленное на российском рынке с 1992 года. Один из лидеров российского рекламного медиасервиса. Официальный сайт — www.omd.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль