Проблемы бизнес-планирования и способы их ликвидации

22
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Архангельский Глеб
генеральный директор ОАО «Организация времени», ведущий российский эксперт в области управления временем
О построении ассортиментной политики желательно задуматься еще до открытия магазина. Чем быстрее вы займетесь изучением спроса и поиском поставщиков, тем эффективнее заработает ваш бизнес.

 Ведь у вас будет запас времени, вам удастся избежать проблем в бизнес-планировании и:

  • договориться о наиболее выгодных условиях поставок;
  • свести к нулю риск оставить полки полупустыми;
  • детально проработать ассортимент.

Но, следуя моему совету работать на будущее, вы столкнетесь с некоторыми проблемами в настоящем. А именно — придется совмещать решение вопросов, касающихся ремонта и обустройства помещения, с другими задачами. Ниже я продемонстрирую, как это происходит в реальной жизни.

Читатель журнала «Владелец магазина» недавно прислал мне крик о помощи. Он описывает события, которые произошли с ним в марте этого года. Если вкратце, он действовал согласно моим рекомендациям: занимался ремонтом, параллельно выстраивая ассортиментную политику. В своей статье я рассмотрю один день из его жизни по такой схеме:

  • Что планировал владелец магазина
  • Что получилось фактически
  • Ошибки
  • Как следует действовать
  • Бизнес-планирование: виды, структура и анализ

Типичные ошибки в бизнес-планировании: утро

По плану

1. Проверить, на какой стадии находятся отделочные работы в торговом зале.

2. Посетить две овощные оптовые базы, заключить по возможности договора с тремя поставщиками продукции.

По факту

1. Общение со строительной бригадой затянулось на три часа. Пришлось указывать на недочеты и ошибки.

2. Успел доехать только до одной овощной базы. Ни одного договора заключить не удалось: представители нужных поставщиков разъехались по делам.

Ошибки

1. Неправильно расставлены приоритеты.

2. Человек стремится взвалить решение всех проблем на себя.

Что делать

Договориться с поставщиками — более важная задача, чем проверить, как продвигается ремонт в торговом зале. Ведь, если вы не успеете заказать продукты в срок, магазин просто-напросто не откроется. Почему бы не поручить супруге, например, или кому-то из близких проверить готовность помещения? Для того чтобы работа была выполнена качественно, попросите их сделать небольшой фотоотчет о состоянии помещения. Снимки помогут вам понять, на какой стадии находятся сейчас отделочные работы. Так вы сэкономите время. И еще, фотографии — это память о том, с чего все начиналось, как ваше детище выглядело в первые месяцы своей жизни.

Таким образом вы сразу убьете двух зайцев!

Типичные ошибки в бизнес-планировании: день

По плану

1. Заглянуть в торговые точки трех конкурентов, расположенные в полукилометре от магазина. Проанализировать их ассортимент.

2. Сделать вывод, какие именно товары не следует покупать, поскольку их и так слишком много у конкурентов.

По факту

1. Рядом с магазином находится одна небольшая торговая точка. На изучение ее ассортимента ушло менее часа. Гораздо сложнее оказалось проанализировать продукцию двух супермаркетов. Один принадлежит федеральному ритейлеру, второй — региональной сети.

2. Детально изучить прилавки конкурентов не хватило времени. Но стало предельно ясно: помимо продуктов питания следует ввести в ассортимент и непродовольственные товары (такие как средства для мытья посуды, мыло и пр.). В магазине «у дома» таких товаров вообще нет, а в супермаркетах их ассортимент довольно скуден.

Ошибки

1. Переоценка собственных сил.

2. Нежелание обратиться к специалистам.

Что делать

Вам наверняка не составит труда заглянуть к трем конкурентам, точки которых расположены в полукилометре от магазина. А вот детально проанализировать их ассортимент — тут уж нужно хорошенько потрудиться. Самый простой и быстрый способ — перепоручить это задание профессиональному маркетологу. Если же вы не располагаете лишними средствами или боитесь доверить это дело незнакомому специалисту, то можете разобраться во всем сами, даже сэкономив время. Но придется заранее подготовить почву.

Изучать рынок конкурентов вам предстоит постоянно:

  • в процессе открытия магазина;
  • на начальных этапах работы;
  • даже тогда, когда магазин уже раскрутился.

Поэтому вам нужно:

  • составить единую матрицу анализа рынка, которой вы будете пользоваться;
  • разработать единую форму, которую нужно будет только заполнять, а не выдумывать каждый раз по новой.

Для этого лучше единожды потратить время:

  • поискать в интернете, как создаются подобные формы, какие данные учитываются;
  • внести пару своих идей;
  • смело пожинать плоды труда, каждый раз оперативно работая по отлаженной схеме.

Советую заранее продумать графы, которые войдут в эту форму, например:

  • товары для дома;
  • товары премиум-класса;
  • универсальные товары;
  • товары экономкласса.

Типичные ошибки в бизнес-планировании: вечер

Проблемы бизнес-планирования и способы их ликвидации

По плану

1. Закупить первую партию товара: консервы и газированные напитки — то есть продукты с большим сроком годности.

2. Просчитать, какой объем этих товаров придется закупать дополнительно и когда.

3. Распланировать завтрашний день: надо посетить две оптовые базы, пекарню и трех производителей молочной продукции.

По факту

1. Поскольку это была пробная закупка, к поставщикам отправился на собственном автомобиле. Все товары поместились.

2. Срочно вызвали в магазин. Произошла серьезная авария: прорвало трубу. Отделочные работы в торговом зале затянутся минимум на две недели. Нужно перестилать пол. Поэтому открытие магазина, запланированное на следующий понедельник, откладывается!

3. Завтрашний день распланировать уже не удалось: ликвидировал последствия «наводнения».

Ошибки

1. Неумение планировать время.

2. Нежелание видеть хорошее даже в самом плохом.

Как решать проблемы бизнес-планирования

Типичные ошибки в бизнес-планировании, которые я перечислил, конечно, слишком глобальны по своей сути. Но даже их можно достаточно быстро исправить.

Итак. По пути до торговой точки, где вы будете закупать продукты:

  • обрисуйте себе завтрашний день;
  • подведите итоги сегодняшнего дня.

Когда вернетесь домой, запишите все наметки: сделать это надо даже несмотря на то, что буквально полчаса назад вы ликвидировали последствия аварии! Собранность — вот какое качество важно в себе воспитывать!

Для того чтобы определить, когда закупать следующую партию товара, обратитесь за помощью к тем же поставщикам: у них огромный опыт работы с магазинами любого типа — от крупных до мелких. Поинтересуйтесь, как обычно проходит этот процесс в магазинах, подобных вашему. Никто не гарантирует, что собеседник даст вам точный и правдивый ответ, но если отнестись к его словам с долей критики и проанализировать свой опыт, а также опыт коллег-бизнесменов, то вам как раз удастся найти то самое среднее арифметическое.

В магазине прорвало трубу?! Самое главное в этой ситуации — набрать в грудь побольше воздуха и не нервничать. Есть два пути решения проблемы.

1. Срочно найти подрядчиков, которые отремонтируют поломку в срок, — тогда магазин откроется вовремя.

2. Если открытие все-таки придется перенести, попробуйте отнестись к этому философски и истолковать все в свою пользу. Теперь у вас появился запас времени — целая неделя — и вы сможете довести каждую мелочь до совершенства! Успеть сделать то, что в спешке перед открытием было отложено, просрочено или забыто!

Не надо бояться проблем в бизнес-планировании и форс-мажорных ситуаций! Вы — профессионал! Отбросив эмоции, вы сможете решить любой вопрос!

Удачи!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль