Торговля через нестационарные объекты: как организовать бизнес и защитить свою собственность

128
Торговля через нестационарные объекты: как организовать бизнес и защитить свою собственность
Косец Ольга
президент Межрегиональной общественной организации «Деловые люди», Москва
Борьба государства с незаконной деятельностью предпринимателей, владеющих нестационарными торговыми объектами, привела к тому, что сейчас уничтожается целый пласт малого бизнеса. Но нельзя вешать один ярлык на всех — далеко не все работают в антисанитарных условиях.

Добропорядочных предпринимателей, которые занимаются торговлей через нестационарные объекты, намного больше. Многие из пострадавших десятки лет инвестируют в развитие своего дела, ухаживают за территорией, оказывают содействие управам в облагораживании районов. И сейчас их лишают всего! В своей статье я расскажу о том, с какими проблемами сталкиваются и еще столкнутся в будущем владельцы киосков, ларьков и прочих нестационарных объектов.

Временные сооружения

Правила размещения объектов нестационарной торговли на всей территории нашей страны устанавливает Федеральный закон РФ от 28.12.2009 №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В нем дано четкое определение, какие именно объекты являются нестационарными. Это временные сооружения и конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарные торговые объекты подразделяются на:

  • временные сооружения: павильоны, киоски;
  • временные конструкции: летние кафе, палатки, лотки, контейнеры;
  • передвижные сооружения: автомагазины, автолавки, автоприцепы.

Источник: информация любезно предоставлена Александрой Фомичевой, адвокатом частной практики, Санкт-Петербург

В закрытом доступе

Проблемы предпринимателей в первую очередь связаны с принятием постановления правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Согласно этому документу, установить нестационарный торговый объект теперь можно, только выиграв аукцион (подробнее о постановлении и правилах размещения нестационарных торговых объектов см. «Правила размещения» и «Схема включения»). Лишь так предприниматель может купить объект, затем установить его, подключить к коммуникациям, получить все разрешительные документы и приступить к работе.

  • Изначально эти аукционы позиционировались как полностью прозрачные, доступные для всех желающих. Еще до начала их проведения в открытом доступе должна была выкладываться информация о том, где и когда какие объекты будут разыгрываться, а по итогам — кто выиграл аукцион и кто и на каких условиях заключил договор.
  • В жизни все вышло иначе: найти информацию очень сложно, а списки победителей тщательно скрываются, хотя должны публиковаться сразу после проведения. Закрыта информация и о суммах итоговых договоров. Абсолютно естественно, что именно это интересует и предпринимателей, которые хотят попробовать бороться за свои места в дальнейшем, и общественные организации.

Правила размещения

Основной документ, регулирующий на данный момент правила размещения нестационарных торговых объектов, — постановление правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Суть его в следующем.

  • В соответствии с постановлением разрабатывается схема размещения мест нестационарной торговли.
  • Затем органы исполнительной власти и префектура должны разместить информацию на своих сайтах и дать объявление о проведении открытых аукционов, на которых можно приобрести право на размещение нестационарного торгового объекта.
  • Все желающие подают заявки.
  • Победитель получает благоустроенную силами префектуры асфальтированную площадку с возможностью подключения к электросетям.
  • Сумму, заявленную на аукционе, победитель обязан выплатить полностью в течение трех последующих лет.
  • С выходом 26-ПП все объекты, установленные согласно предыдущим законам и правилам, были признаны незаконными.
  • В одностороннем порядке были расторгнуты существующие земельные договоры, аннулированы все предыдущие разрешения. То есть все павильоны, установленные ранее в законном порядке, было решено снести. Их владельцам теперь приходится судиться и требовать возвращения их же собственности.
  • С некоторых пор в 26-ПП появился пункт, утверждающий, что все объекты, размещенные до его принятия и разработки новых схем размещения и имеющие действующие земельные договоры, вправе остаться на прежнем месте. Но это правило внесено в закон недавно и пока не вступило в силу, а тысячи объектов уже снесены или вывезены на штрафные стоянки.

Источник: информация любезно предоставлена Татьяной Родичевой, руководителем комиссии по мелкорозничной торговле московского отделения «Опоры России», Москва

Схема включения

Согласно ФЗ №381 основные правила размещения нестационарных торговых объектов следующие:

  • размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • порядок включения в схему размещения устанавливается правительством Российской Федерации;
  • схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (стоит отметить, что в схеме размещения не менее 60 % объектов должно быть отдано субъектам малого и среднего предпринимательства);
  • схема размещения и вносимые в нее изменения должны быть опубликованы, а также размещены на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

Источник: информация любезно предоставлена Александрой Фомичевой, адвокатом частной практики, Санкт-Петербург

Торговля через нестационарные объекты не по правилам

На данный момент на аукционах было разыграно несколько тысяч киосков, павильонов и прочих нестационарных объектов. Проходили торги следующим образом.

  • Предпринимателям предлагали заплатить остальным участникам, чтобы те отказались от борьбы и сделали лишь несколько номинальных ставок. В случае их согласия разыгрываемые места уходили с аукциона всего за 10–15 тыс. руб.
  • Владельцами этих объектов становились около десятка фирм, зарегистрированных в офшорных зонах. Все эти фирмы — крупные игроки на рынке недвижимости. Это вопиющим образом нарушает антимонопольное законодательство!
  • Для прочих желающих приобрести нестационарный объект финальные ставки превышали сумму в 1 млн руб. Одна из наших предпринимательниц участвовала в аукционе и «сошла с дистанции», когда сумма достигла 1,7 млн руб. А кроме этого, еще 500–700 тыс. руб. надо потратить на возведение объекта и получение всей разрешительной документации. Таким образом, чтобы открыть палатку или киоск, предпринимателю надо инвестировать в бизнес 3–3,5 млн. руб. Это абсолютно неподъемная для мелкой розницы сумма!

Вынужденная субаренда

Киоски, выкупленные на торгах крупными фирмами, затем сдаются в субаренду. И предприниматели, которые всегда были прямыми арендаторами, вынуждены заключать договоры с третьими лицами, идти на дополнительные риски и значительно переплачивать.

Сейчас в субаренде находится около 95 % объектов. Проведение аукционов приостановлено, поскольку они оказались еще более коррупционными, чем конкурсы, которые организовывались до выхода 26-ПП.

Столичный департамент торговли и услуг предлагает внести изменения в №26-ПП ради того, чтобы было легче получить разрешение на размещение нестационарного объекта. В частности, власти предлагают заняться размещением нестационарных объектов саморегулирующимся общественным организациям, которые могли бы контролировать деятельность предпринимателей.

Чистка по закону

Чем закончится эпопея с организацией аукционов, неизвестно. А тем временем не далее как 2 ноября этого года было подписано постановление правительства Москвы 614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов». Согласно этому документу, 2 593 нестационарных объекта будут снесены.

И это не те незаконные объекты, о которых говорил мэр! В результате около 20 тыс. человек в столице окажутся безработными. Также нельзя забывать о поставщиках, которые обеспечивали киоски продукцией. Таким образом, малый бизнес уничтожается сразу в нескольких направлениях.

Постановление 614-ПП наделяет представителей управ полномочиями судебных приставов. Теперь управа может выдавать уведомления о переносе павильона в короткий срок на штрафную стоянку, которая обойдется предпринимателю в 3 000 руб. в сутки за место. Подразумевается, что объект будет находиться там до окончательного судебного разбирательства.

Это полностью противоречит нескольким статьям конституции, в том числе Приказу президента от 1993 года «О свободе торговли на территории Российской Федерации», а также федеральному законодательству, в частности закону от 28.12.2009 №381-ФЗ.

Торговля через нестационарные объекты: как организовать бизнес и защитить свою собственность

Как отстоять свои права

В сложившейся ситуации также есть коррупционная составляющая, поскольку вместо этих магазинчиков в ближайшем будущем на остановках появятся вендинговые автоматы. И конечно, никто не предлагает предпринимателям, которые раньше занимались торговой деятельностью на остановках, приобрести автоматы и переориентировать бизнес. Им не предоставляют альтернативы.

Наша организация подготовила и отправила обращение к президенту и мэру Москвы, в котором мы обращаем их внимание на состояние мелкорозничной торговли (ознакомиться с текстом письма вы можете на нашем сайте http://drprf.ru). Предприниматели готовы выполнить все требования мэрии:

  • вынести павильоны из красной зоны;
  • обновить их;
  • убрать из ассортимента алкоголь и сигареты.

Они хотят только заниматься своим делом. Для грамотного решения проблемы требуется индивидуальный подход, а не массовый снос объектов, которые, что немаловажно, находятся в частной собственности.

Но пока все наши попытки донести до властей информацию о незаконности сложившейся ситуации заканчиваются лишь обвинениями в наш адрес. Мы не против подчинения закону. Но мы хотим, чтобы законы честно выполнялись и давали людям возможность работать.

В некоторых городах Липецкой и Иркутской областей предприниматели добились разрешения остаться на своих прежних местах. Это показывает, что бороться можно и нужно. Если предприниматели сейчас объединятся, у них будет больше возможностей отстоять свои права.

Мнение эксперта

Екатерина Гунбина,
владелица ИП Гунбина, Москва

В 2003 году мы с мужем решили заняться новым бизнесом. Приобрели павильон и открыли зоомагазин. Я узнала правила оформления, получила все разрешительные документы, встала на учет в налоговые органы. Так мы начали развивать свое дело. Ни у меня, ни у мужа нет профильного образования, поэтому всему учились на собственных ошибках, что-то давалось с трудом, разбирались постепенно со всеми вопросами. Бизнес развивался, уже в 2004 году открыли второй магазин.

В новом статусе

С 2003 года мои павильоны законно стояли на своих местах: был договор аренды земли и договор с Мосэнергосбытом. Сейчас нас называют «незаконными ларечниками», но таковыми мы стали совсем недавно. Масштабная компания мэра по сносу торгово-остановочных павильонов объясняется тем, что мы стоим в улично-дорожной сети (УДС — так называемых красных линиях) и мешаем транспортному потоку. Но наши наблюдения показали, что новые павильоны благополучно размещаются в этой самой УДС, и почему-то они никому не мешают! Хочу заметить, что установка остановочных торговых модулей была в свое время инициирована правительством Москвы.

С выходом 26-ПП, в соответствии с которым все нестационарные торговые объекты должны размещаться согласно схеме, разработанной Департаментом торговли, с нами в одностороннем порядке расторгли договор на землю. В такой же ситуации оказались более 7 тыс. торговых объектов Москвы. В некоторых регионах органы местной власти решили эту проблему по-своему: приняли новое постановление с учетом предыдущих законов. Тем, у кого были договоры и разрешительные документы, предлагались компенсационные места. Но московские власти не снизошли до такого. Все мы вне закона! Нас всех обязывают убрать павильоны до 1 января. Это масштабный снос предпринимательской собственности без решения суда!

У меня, кроме зоомагазина, есть павильон бытовых услуг. Это социально значимый объект, и управа должна оказывать поддержку этому направлению. Я писала заявление о том, что обязуюсь предоставлять социальные льготы некоторым группам граждан, например, бесплатно ремонтировать обувь пенсионерам. Но управе это не принесет прибыли, поэтому мое предложение осталось без внимания.

А одним из самых возмутительных решений стало принятие 614-ПП, в соответствии с которым главам управ и префектурам предоставляется возможность сносить объекты без решения арбитражного суда. Теперь они могут в любой момент демонтировать мой собственный павильон и перевезти его на штрафную стоянку, за которую я должна буду дополнительно платить.

Страшно то, что коррупция остается. На наших местах будут стоять те, кто заплатит префектуре в обход закона.

Дела судебные

О владельцах нестационарных объектов говорят, что они стоят на своих местах незаконно и еще и оспаривают решения городских властей. Но разве тот, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, пойдет в суд? Я пошла и буду судиться до последнего. И правда на моей стороне: есть все документы, все разрешения, честно все эти годы платила налоги.

Я приобретала павильон у фирмы по договору купли-продажи. Но меня как собственника даже не привлекали к суду! В обход меня суд принял решение обязать фирму, на которую был оформлен договор на землю, снести мой павильон. Я убеждала их, что это незаконно, поскольку только собственник по решению суда может снести свой объект. Просила не поблажек, а принятия законного решения. Я понимаю, чем руководствуется правительство, облагораживая город, и я готова заменить павильон, отодвинуть его, но я не хочу, чтобы у меня отняли мой бизнес, в который я вложила столько сил и которому отдала несколько лет своей жизни.

Сейчас много говорят о поддержке малого бизнеса, на самом же деле складывается очень неблагоприятная для предпринимателей ситуация. Я считаю, что происходящее сейчас — это убийство среднего класса. А ведь большинство индивидуальных предпринимателей честно работают и всего лишь хотят ни от кого не зависеть. Но я уверена, что нам надо продолжать бороться за то, что мы честно заработали. Мы проводим пикеты, пишем обращения. Многие, к сожалению, отчаялись. И я лучше, чем кто-либо, их понимаю, потому что точно так же лишилась своего бизнеса, который последние годы был очень важной частью моей жизни. Я практически разорена.

Татьяна Родичева,
руководитель комиссии по мелкорозничной торговле московского отделения «Опоры России», Москва

Каждый регион издает свой законодательный акт о размещении нестационарных торговых объектов в соответствии с федеральными законами от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 29.09.2010 №772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», в связи с чем выпускаемые нормативные акты практически аналогичны и дальнейшие изменения, принимаемые в Москве, почти всегда сказываются на работе законодателей по всей стране.

Основные нарушения

Постановление правительства Москвы №26-ПП от 03.02.2011 «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» отражало изначальный замысел законодателей, в том числе:

  • оптимальное размещение нестационарных торговых объектов;
  • улучшение архитектурного облика города;
  • создание благоприятных условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения;
  • повышение культуры обслуживания населения;
  • обеспечение защиты прав потребителей;
  • улучшение санитарного состояния.

Однако при формировании схем размещения и проведении аукционов возникли проблемы, которые требуют скорейшего решения.

Большая часть торгов, прошедших в конце 2011 года, выявила основные нарушения.

Появилось несколько фирм, победивших в большей части аукционов в административных округах Москвы. Несомненно, это отрицает вероятность честных торгов и ведет к монополизации рынка, что является нарушением антимонопольного законодательства. В этом должна разбираться Федеральная антимонопольная служба.

О нарушениях при проведении аукциона часто свидетельствует финишная цена торгов. Там, где аукцион проходит по правилам, почти все предприниматели выходят на получение права на размещение нестационарного объекта по рыночной цене. В среднем, если говорить об объектах со специализацией «бакалея», «гастрономия», «общественное питание», «овощи-фрукты», «цветы», (именно эти объекты уходили по максимальной цене), то они обошлись предпринимателям в среднем в 1–1,5 млн руб. за трехлетний период. Итоговая сумма варьировалась в зависимости от места размещения объекта. Но там, где аукционы проходили с нарушениями, аналогичные места уходили с торгов при цене от 5 до 50 тыс. руб. за три года размещения торгового объекта, что, естественно, говорит об отсутствии равных возможностей для всех желающих и признаках сговора при проведении аукционов. В результате итоговая цена оплаты по договору на размещение торговых объектов многократно занижена, бюджет города недополучил значительную часть запланированных к поступлению денежных средств.

Вселяет некоторую надежду на улучшение ситуации принятие изменений вышеупомянутого постановления.

Если раньше открытые аукционы проводились в обычном порядке, то теперь, согласно внесенным изменениям, аукционы должны проводиться в электронном виде. При проведении электронных торгов легче соблюсти предписанный порядок и избежать нарушений, что позволяет сделать отношения между продавцом и покупателем более прозрачными.

Кроме того, существенное изменение было внесено в сентябре этого года: теперь предложения о внесении изменений в схему размещения могут вносить различные ассоциации, союзы, некоммерческие организации, депутаты муниципальных округов. Это предоставляет больше возможностей для размещения именно тех объектов, которые нужны жителям конкретных районов.

Секреты взаимодействия

Наибольшие возражения вызывает принятие постановления правительства Москвы от 02.11.2012 №614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов».

Оно наделяет префектуры полномочиями на демонтаж и перемещение нестационарных торговых объектов без согласия собственников в отсутствие решения суда, что незаконно и противоречит конституционным нормам, федеральному законодательству и подтверждается имеющейся арбитражной практикой.

«Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ст. 35 Конституции РФ). Упомянутым постановлением органы исполнительной власти Москвы наделены полномочиями демонтировать и перемещать собственность, им не принадлежащую, и без судебного решения. При этом ответственности за сохранность имущества они не несут. Более того, указанным постановлением предложено в договорах на размещение нестационарных объектов предусматривать условие, согласно которому орган исполнительной власти, осуществляющий демонтаж или перемещение, «не несет ответственности за состояние и сохранность товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в объекте, при его демонтаже и (или) перемещении…».

К этому постановлению есть приложение, в котором перечислено более двух тысяч объектов, которые уже признаны незаконными и подлежат демонтажу. Перечень их очень обширен, но не содержит никакой конкретной информации о том, кем и на основании чего они признаны незаконными.

Конечно, это постановление будет оспорено, но, пока будет длиться судебное разбирательство, могут пострадать еще тысячи объектов, принадлежащие субъектам малого предпринимательства.

Мнение эксперта

Александра Фомичева,
адвокат частной практики, Санкт-Петербург

Правила включения нестационарных торговых объектов в схему размещения разработаны Правительством РФ (постановление от 29.09.2010 №772). Но органы местного самоуправления могут выбирать форму включения этих объектов в схему размещения. В предыдущие годы включение проводилось на конкурсной основе, теперь же — на основании результатов аукционов.

Важно отметить, что формирование новой схемы размещения и внесение в нее каких-либо изменений не является основанием для изменения мест размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных ранее.

Как подать заявление

Предприниматель, желающий разместить нестационарный торговый объект, должен подать в уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере торговли, заявление с приложением к нему следующих документов (список может варьироваться в зависимости от требований в каждом конкретном регионе):

  • устав, свидетельство о государственной регистрации — для юридических лиц;
  • свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуальных предпринимателей;
  • справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
  • список работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле, с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.

Обязательный пакет документов

Размещение и планировка объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим и другим нормам и правилам, условиям приема, хранения и реализации товаров, а также обеспечивать условия труда и правила личной гигиены работников.

На каждом объекте в течение всего времени работы должны находиться и предъявляться по требованию органов государственного контроля (надзора) следующие документы:

  • разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (для нестационарных объектов мелкорозничной сети), которое должно находиться на доступном для покупателей месте;
  • лицензия на право осуществления деятельности (в случае, предусмотренном законодательством);
  • документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции (договоры, контракты на поставку пищевых продуктов, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, качественные удостоверения, ветеринарные свидетельства, санитарно-эпидемиологические заключения);
  • договор на поставку воды и вывоз стоков (при отсутствии централизованного водоснабжения и централизованной системы канализации), график дезинфекции емкостей для хранения питьевой воды;
  • заверенная копия документа о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется);
  • текст федерального закона «О защите прав потребителей»;
  • книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;
  • журнал учета мероприятий по контролю;
  • договоры на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию бактерицидных ламп, санитарную обработку спецодежды.

Информация о компаниях

ИП Гунбина. Год создания: 2003. Количество магазинов: 3 нестационарных павильона. Площадь: 18 м2 и 4 м2 (остановочная часть). Штат: 8 человек. Оборот и прибыль: не раскрываются

«Опора России». Год создания: 2002. Цели: содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Структура: в составе организации действует 81 региональное отделение на территории от Калининграда до Камчатки, которое защищает права предпринимателей на местах и объединяет более 370 тыс. человек, создающих свыше 5 млн рабочих мест.

Юридический кабинет Александры Фомичевой. Год создания: 2006. Услуги: юридическая помощь малому бизнесу.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль