Методы управления расходами, или как заставить деньги вас слушаться

3579
Flickr.com
Flickr.com
Научившись управлять своим бюджетом, вы сможете воплотить в жизнь самые смелые финансовые планы и мечты. И что важно, размер ежемесячного дохода здесь непринципиален. Если подойти к планированию с умом, даже при скромном доходе можно найти возможность отложить некоторую его часть на черный день. Но лучше целенаправленно копить на день белый. Главное — поставить себе задачу.

Юлия Воронцева,
финансовый директор, «Инпарк»

В этой статье вы прочитаете
  • Какие методы управления расходами существуют
  • Как научиться воплощать в жизнь финансовые планы и мечты
  • Как оптимизировать и сократить траты

Методы управления расходами могут быть разными, но конечная цель одна – оптимизировать свой бюджет и исключить лишние траты.

Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах говорил: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — это искусство». Надеюсь, вы все согласитесь с этой фразой. Я, например, полностью с ней согласна.

Вне зависимости от вашего дохода можно и нужно копить. Ведь никто из нас не хочет для себя такой участи: проработать всю жизнь на хорошей работе, получая при этом высокий и стабильный оклад, а к моменту выхода на пенсию понять, что никакого фундамента для жизни так и не подготовил. Чтобы избежать подобного, предлагаю составить финансовый план и придерживаться его.

Методы управления расходами: ставим цель

Все понимают: деньги — это лишь средство, но никак не цель и уж тем более не мечта. Например, вашей целью может быть покупка дома, в котором смогут собираться ваши родные и близкие люди, получение образования (MBA, второе высшее, образование детей и т. д.). Или вы задумались о пенсии и, глядя на европейцев, которые это время проводят в свое удовольствие, путешествуя по миру, себе того же желаете. Но, как ни прискорбно отметить, нашим пенсионерам Европа только снится — не научили нас, как копить и приумножать свои кровно заработанные. Чтобы иметь возможность в пенсионном возрасте ездить по миру и наслаждаться заслуженным отдыхом, уже сегодня необходимо организовать планирование и управление финансами. И в этом случае, например, вашей целью может быть приобретение квартиры, которую потом можно сдавать в аренду, или вложение сбережений в разнообразные финансовые инструменты.

Возьмите и запишите все то, что вы хотели бы иметь и позволить себе и своим родным. Отнеситесь к этому с долей азарта. Например, в вашем списке могут быть и загородный дом, и новая квартира, и возможность (то есть средства) отправить ребенка за границу на учебу, и многое другое. Записали? Отлично. Выберите из этого списка приоритетную цель. И самое время перейти к ее достижению.

Анализируем существующую систему управления расходами

Чтобы детально прописать финансовый план для достижения намеченной цели, составьте реальную картину состояния финансовых дел. Для этого хотя бы два месяца записывайте все расходы. Не удивлюсь, если большинство из вас так сразу и не вспомнит не только ежемесячные расходы, но и финансовые поступления и тем более их общую сумму.

Заведите блокнот и отмечайте в нем все расходы хотя бы за два-три месяца либо собирайте чеки. Введите это в привычку — каждый вечер записывать все покупки с примечаниями и комментариями, что повлияло на ваш выбор. Подобная детализация позволит не только подсчитать объем расходов, но и выявить ваши слабые стороны. Затем проделайте то же самое с доходами: записывайте все источники прибыли, благодаря которым за отчетный период ваш карман пополнился.

Следующим шагом будет структурирование расходов и доходов по месяцам. Начните с расходов: составьте таблицу и запишите туда все свои траты (таблица 1. Материал для скачивания в конце статьи). Только есть одно условие: надо постараться быть честным с самим собой. Когда закончите, посмотрите, сколько всего лишнего, ненужного, без чего ваша жизнь не стала бы хуже и с чем вы не стали счастливее, вы себе позволили за последние месяцы.

Теперь вернитесь к доходам: составьте таблицу, указав в ней все финансовые поступления. Теперь подведем итоги: сравните свои расходы с доходами (таблица 2). Обратите внимание: скорее всего, при непостоянных (в таблице — «Прочие») доходах и затраты возрастали. Аппетит приходит во время еды, это нормально. Все поправимо. Полученные результаты дали вам реальное представление о вашем финансовом состоянии. Теперь будем исправлять, используя приведенные методы управления расходами.

Таблица 2. Шаблон для таблицы — анализа соотношения доходов и расходов
Доходы руб. % Расходы руб. % Излишние траты Разумные траты
Заработная плата ## ## Затраты на питание ## ## ## ##
Процент от депозитов ## ## Затраты на одежду, обувь ## ## ## ##
Доходы от бизнеса ## ## Содержание квартиры (дома) ## ## ## ##
Гонорары ## ## Содержание загородного дома (дачи) ## ## ## ##
Доходы от недвижимости ## ## Содержание машины ## ## ## ##
Доходы от инвестиций в ценные бумаги и ПИФы ## ## Расходы на образование свое ## ## ## ##
Доходы от продажи любого имущества ## ## детей ## ## ## ##
Прочие доходы ## ## Расходы на детей общие ## ## ## ##
## ## на одного ребенка ## ## ## ##
## ## Услуги бытовые ## ## ## ##
## ## прочие ## ## ## ##
## ## Содержание животных ## ## ## ##
## ## Услуги связи ## ## ## ##
## ## Оплата долгов, кредитов и процентов ## ## ## ##
## ## Уход за собой ## ## ## ##
## ## Здоровье ## ## ## ##
## ## Отдых ## ## ## ##
## ## Развлечения ## ## ## ##
## ## Увлечения ## ## ## ##
## ## Вредные привычки ## ## ## ##
## ## Расходы «по глупости» ## ## ## ##
## ## Налоги ## ## ## ##
## ## Прочие ## ## ## ##
Общие доходы ## ## Общие расходы ## ## ## ##
Итог (общие доходы минус общие расходы) ##
Источник: «КД»

Планирование и управление финансами

В графе «Расходы» вы должны оставить только те траты, без которых и правда невозможно вести достойную и комфортную жизнь. Думаю, в глубине души все мы понимаем, без чего на самом деле не сможем прожить, а что — спонтанные покупки.

Отныне все ваши статьи расходов должны быть необходимыми, то есть такими, без которых вы действительно не сможете жить на привычном уровне. Если при детальном анализе расходов в течение двух месяцев вы отметили перебор по той или иной статье — например, каждую неделю ходили в ресторан с друзьями, — не стоит полностью отказываться от нее, просто ограничьте число встреч в месяц. Так можно действовать по всем статьям расходов: сокращайте на 10–20 %, но не отказывайтесь от них совсем. Это позволит избежать психологического дискомфорта.

Система управления расходами: избавляемся от лишних трат

После того как вы подсчитали, сколько денег уходит на необходимое, решите, как расставить приоритеты между остальными вашими запросами. Здесь поможет планирование покупок. Например, вы хотите купить новый телефон или ноутбук. Отметьте в календаре, что вернуться к этой мысли надо через неделю. Возможно, когда вы откроете ежедневник через семь дней и увидите запись «Купить телефон», вам это будет уже неинтересно и не нужно. Поэтому, когда у вас возникает желание приобрести ту или иную вещь, не позволяйте себе делать это сию минуту, наберитесь терпения и подумайте об этом завтра (читай: через неделю). Так вы избежите спонтанных покупок и сохраните деньги.

Методы управления расходами: стратегия

Вы должны полностью уйти от краткосрочного планирования бюджета, поэтому, изучая методы управления расходами, составьте план. Предположим, после подсчета всех обязательных ежемесячных расходов у вас остается 50–60 % постоянного оклада. Во-первых, возьмите за правило 10–20 % (в зависимости от поставленной цели) оставшейся суммы откладывать на заветную мечту. Где хранить эти деньги, решать только вам. Это может быть банковский депозитный счет или просто конверт, подписанный «Дом в Испании», который хранится в вашем домашнем сейфе.

Относительно ежегодных трат, таких как отпуск, дни рождения близких и другие праздники, также заранее все продумывайте. Расписав подобные траты, вы, во-первых, будете спать спокойнее, а во-вторых, сможете существенно сэкономить.

Приведу пример из своей жизни. Мы с компанией друзей еще прошлым летом запланировали встретить новый, 2011 год в Нью-Йорке. Всего собиралось полететь семь человек, у четверых из них на тот момент была открытая годовая американская виза. Казалось бы, дело за малым — получить троим визы, купить билеты и ждать спокойно и с предвкушением отлета в «Большое яблоко». Не тут-то было. Один товарищ дотянул до последнего, билеты он покупал втрое дороже, чем мы, так как сделал это за месяц до отлета, тогда как мы — чуть ли не через неделю после того, как решили отправиться в Штаты. Но это еще не все: он так затянул с визой, что получил ее в день отлета. В итоге — нервотрепка и переплата за перелет. Поэтому, если не желаете себе того же, планируйте все заранее.

После того как вы введете систему управления расходами, распишете все ежемесячные обязательные платежи, продумаете отпуск, подарки на праздники, посмотрите, что останется. Например, 10–20 % постоянной зарплаты. Это средства, которые могут стать первым шагом для достижения второй приоритетной цели. Посмотрите, что у вас там в списке желаний записано.

Файл для скачивания Таблица 1. Шаблон для таблицы контроля ежедневных расходов

Информация об авторе и компании


Юлия Воронцева — выпускница Алтайского государственного университета («бухгалтерский учет и аудит») и Академии народного хозяйства при правительстве РФ (степень MBA). В сфере экономики предприятий работает с 1993 года. Более пяти лет занимает должность финансового директора, в «Инпарк» — с 2008 года.

«Инпарк» — группа компаний, специализируется на управлении крупными комплексами недвижимости в Москве, Переславле-Залесском, Красноярске. При участии группы созданы и успешно функционируют несколько технопарков и индустриальных парков в России. Официальный сайт —www.industrial-parks.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль