Бизнес с родственниками: плюсы и минусы

3340
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Не стоит вести бизнес с родственниками, гласит известное правило. Однако успешный опыт российских семейных компаний, как небольших, так и крупных, говорит об обратном. Главное — распределить обязанности и разделить полномочия. В то же время не стоит забывать и о семейных ценностях, на которые ориентируется такой вид бизнеса.

Лариса Федорова,
соучредитель, «Медиа-трейд»


Не стоит вести бизнес с родственниками, гласит известное правило. Однако успешный опыт российских семейных компаний, как небольших, так и крупных, говорит об обратном. Главное — распределить обязанности и разделить полномочия. В то же время не стоит забывать и о семейных ценностях, на которые ориентируется такой вид бизнеса.


На мой взгляд, семейный бизнес более устойчив, чем любой другой. Основные факторы его стабильности — родственные связи и доверие. Если в критической ситуации партнеры могут просто разбежаться, поделив компанию, то родственники попытаются решить проблему, не доводя дело до конфликта.


Бизнес с родственниками: плюсы и минусы


Плюсы семейной компании

Как показало исследование «Частный и семейный бизнес: надежная модель XXI века», проведенное компанией PwC в 2012 году, 63% респондентов — представителей семейных компаний — считают, что у них в большей степени развит дух предпринимательства; и чем крупнее бизнес, тем справедливее это утверждение. К тому же, как правило, руководители семейных компаний более ответственно подходят к вопросу создания рабочих мест и выбора сотрудников при масштабировании бизнеса. А в тяжелые времена семейные компании чаще других пытаются удержать сотрудников, включая и людей «со стороны».
 

Нельзя не отметить и сильную корпоративную культуру, а также систему ценностей в компаниях, где работают родственники. Как показало исследование PwC, по мнению многих представителей таких организаций, их успех в бизнесе с родственниками обусловлен тем, что доверительные отношения внутри компании положительно сказываются и на сотрудничестве с клиентами. По сути, семейным предприятиям отдают предпочтение потому, что они не являются «бездушными» международными корпорациями.


Бизнес с родственниками: плюсы и минусы

Однако необходимо понимать, что сильные стороны семейных компаний могут легко превращаться в слабые, порождая внутренние конфликты и тормозя развитие.


Минусы бизнеса с родственниками

Успех семейного предприятия во многом определяется прочными родственными связями; в то же время именно этот фактор играет решающую роль, когда речь заходит о слабых сторонах в работе организации.


Первый недостаток бизнеса с родственниками — непрофессионализм родственников. Довольно редко близкие люди являются высококвалифицированными специалистами в нужной области. Поэтому в семейном бизнесе надо как можно точнее формулировать требования к должности, которую занимает родственник, а также разъяснять подчиненному его обязанности и полномочия. При этом необходимо разделять, где семейное и личное, а где — профессиональное.
 

Вторая проблема — отсутствие регламента работы сотрудников-родственников: их права, полномочия и обязанности довольно сложно четко определить. В последнее время в российских компаниях, по примеру иностранных, все чаще составляют «Семейную конституцию», в которой сформулированы ценности семьи и организации, права и служебные обязанности партнеров, определен круг бенефициаров. Такой документ позволяет обеспечить исполнение воли основателя семейного бизнеса и регламентировать намерения семьи. В «конституции» можно отразить политику и предпочтения семьи в вопросах образования и общения, масштабы семейного бизнеса, правила осуществления финансовых трат, приемлемые виды деятельности и поведения членов семьи. Некоторые компании описывают порядок приема сотрудников на работу. Правда, применение такой «конституции» чаще практикуют в крупных организациях.


С третьей проблемой большинство отечественных компаний еще не сталкивалось в силу молодости — это вопрос преемственности. Сама суть частного и семейного бизнеса заключается в том, что он передается от одного поколения к другому, но здесь очень важно, в какой момент ответственность за дело будет переложена на новое поколение. Именно от этого зачастую зависит будущее компании. Согласно исследованию PwC, 41% опрошенных намереваются передать бизнес в собственность и управление следующему поколению, однако более половины из них сомневаются в том, что у преемников есть необходимые знания, навыки и энтузиазм для успешного ведения дел. Напрашивается вывод: предпринимателям следует заранее готовить наследников.
 

В западных семейных компаниях существует правило: чтобы понять всю специфику бизнеса, наследник обязательно должен поработать на низовой позиции либо где‑то на стороне — для усвоения корпоративной культуры. В отечественной практике пока рано выделять какие‑либо тенденции: большинство преемников только окончили вузы и, скорее всего, пока набираются опыта.


Наконец, четвертая проблема и даже угроза — конфликты и ссоры. Понятно, что лучше всего сразу обезопасить себя и партнера от подобных ситуаций и описать процедуры входа и выхода из бизнеса в «Семейной конституции». Однако есть и другой путь — периодически проводить работу с медиатором, который поможет урегулировать конфликт, пока он не достиг критического уровня. Надо сказать, что не всегда ссора или, скажем, развод становятся причиной развала семейного предприятия. Супруги Касперские, к примеру, еще два года после развода вели совместный бизнес и, более того, притворялись на работе парой, чтобы не подрывать корпоративный дух и сплоченность сотрудников компании.

Материалы для скачивания: Семейная конституция PDF 

Информация об авторе и компании


Лариса Федорова — собственник семейного бизнеса. Ведет индивидуальное обучение интернет-маркетингу и продвижению в Сети, консультирует в области увеличения продаж в малом и среднем бизнесе. Автор книг и публикаций в специализированных СМИ по интернет-маркетингу и продажам.


«Медиа-трейд» специализируется на организации дистанционных тренингов и обучения. Основана в 2009 году. Штат — семь сотрудников. Официальный сайт — ru.disecret.com



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль