Аккредитация медицинских учреждений: как вывести клинику на зарубежный уровень

925
Средняя продолжительность жизни онкологических пациентов в США с момента постановки диагноза — 10–15 лет, а в России — около 2,5–3 лет. Мы изучили опыт американских коллег и прошли аккредитацию по одной из самых престижных в медицинском сообществе программ JCI, что позволило нам улучшить качество медицинской помощи и вывести свою клинику на международный уровень.
Аккредитация медицинских учреждений: как вывести клинику на зарубежный уровень
Фото: doctoricum.eu
 
Ирина Ерилина,
заместитель директора медицинской службы по качеству, клиника «Медицина»
В этой статье вы прочитаете:
  • Для чего необходима аккредитация медицинских учреждений
  • Как подготовиться к внедрению стандартов
  • Как улучшить качество медицинских услуг

Аккредитация медицинских учреждений – неотъемлемая часть повышения качества услуг.

В работе отделения химиотерапии нашей клиники применяется опыт зарубежных онкологических центров, в которых сотрудники регулярно проходят стажировку. Один из таких центров — нью-йоркская клиника Memorial Sloan-Kettering Cancer Center1. Центральное направление обмена опытом — стандарты JCI2, которые мы внедряем с конца 2010 года. Аккредитация состоялась в 2011 году (по правилам клиника должна минимум полгода проработать по этим стандартам).

С самого начала сотрудничества с иностранными коллегами мы обратили внимание на качество медицинского обслуживания, а в частности на то, как строго соблюдаются в Европе и США протоколы обследования и лечения пациентов. Во-первых, здравоохранение в Америке контролирует, чтобы перед лечением пациент проходил полное обследование в соответствии с медико-экономическими стандартами3. В России же врачи их не соблюдают, полагаясь на «собственный клинический опыт». Во-вторых, лечение в США проводится по установленной схеме, которую определяет мультидисциплинарная команда врачей — онколог, радиотерапевт, химиотерапевт, — и ни один из них не может изменить схему лечения самовольно, без согласования с другими специалистами. В нашей стране в большинстве клиник такой регламент отсутствует.

Аккредитация медицинских учреждений: подготовка

Когда мы решили работать по стандартам JCI, то пересмотрели и улучшили многие организационные процессы в клинике. В частности, больше внимания стали уделять подтверждению квалификации персонала. В России нет единого реестра, позволяющего удостовериться в подлинности диплома медицинского работника. Поэтому за полгода мы проверили подлинность всех документов об образовании сотрудников клиники, отправляя запросы в учебные заведения. Были выявлены поддельные диплом медсестры и более 100 сертификатов о повышении квалификации. С медсестрой расстались, информировав департамент здравоохранения о поддельном документе, а владельцы недействительных сертификатов были отстранены от работы до подтверждения квалификации.

Аккредитация медицинских учреждений: как вывести клинику на зарубежный уровень

Качество предоставления медицинских услуг стало выше

Аккредитация медицинских учреждений также изменяет и некоторые бизнес-процессы. Мы улучшили качество предоставления медицинских услуг.

Во-первых, больше внимания стали уделять идентификации пациентов. Медицинский персонал не выполняет ни одну процедуру, не удостоверившись, что именно этот пациент в ней нуждается. Такое может показаться странным, но в российских медучреждениях случалось, что пациентов путали, если они были полными тезками примерно одного возраста. Цена такой врачебной ошибки может быть высока. Процедура идентификации проводится по двум параметрам: Ф. И. О. и полная дата рождения (день, месяц, год). При поступлении в стационар пациентам выдается идентификационный браслет.

Во-вторых, мы усилили контроль места хирургического вмешательства. Для любой операции предусмотрены специальные протоколы, в которых указывается точное место хирургического вмешательства. Оно маркируется и на теле пациента. Это особенно актуально для операций на парных органах.

В-третьих, клиника осуществляет эффективную программу предотвращения падений, которые могут быть причиной травм и инвалидизации пациентов. Такому риску подвержены пожилые люди, лица с определенными заболеваниями (например, болезнью Паркинсона) или принимающие некоторые препараты. Оценивает риск падений медсестра по специально разработанной шкале — это делается при поступлении в стационар и далее ежедневно. Результат записывается в историю болезни. Если пациент отнесен к группе высокого риска, для него организуют сопровождение на территории клиники, а размещают его в палате рядом с сестринским постом. На входе в палату и на истории болезни пациента прикрепляют оранжевую наклейку — она сигнализирует врачу, что при назначении препаратов нужно учитывать особенности больного.

В-четвертых, качество медицинского обслуживания отразилось и на работе с препаратами высокого риска (наркотические, сильнодействующие, препараты для химиотерапии). Определен и регулярно пересматривается список таких медикаментов, имеется алгоритм работы с ними. Ко многим из них допускаются только сотрудники, прошедшие специальные курсы в России и за рубежом. Кроме того, подобные медикаменты маркируются красным стикером с надписью «препарат высокого риска».

В-пятых, мы совершенствуем коммуникацию. По телефону данные передаются только при обнаружении в ходе исследований тяжелой патологии, требующей особого внимания лечащего врача. Вся информация фиксируется в журналах и передающей, и принимающей стороной, чтобы в случае форс-мажора было легко определить, на каком этапе процесса произошел сбой.

В-шестых, мы снизили риск развития внутрибольничных инфекций. К примеру, следуем Европейскому стандарту гигиены рук. Весь медицинский персонал, а также работники на аутсорсинге проходят обучение гигиенической обработке рук в рамках плана адаптации.

Планы и достижения

Одна из стратегических целей клиники — увеличение объемов услуг на 70% до 2016 года (планируемый рост — в среднем на 10–15% в год). Мы прошли аккредитацию JCI, и на сегодняшний день «Медицина» — единственная в России клиника, работающая по этим стандартам. Мы уже заключили несколько контрактов с иностранными компаниями, которые специализируются на медицинском страховании (например, британской BUPA, международной VanBreda). Таким образом, круг клиентов существенно расширился — теперь к нам приезжают пациенты из США, Германии, Израиля, Франции и других стран, не считая экспатов, которые живут и работают в России. Сегодня иностранцы составляют 10% наших пациентов. В клинике работают англоговорящие врачи, медицинские сестры, администраторы, что решает проблемы с языковым барьером. В целом, аккредитация медицинских учреждений позволяет увеличить число обращений на 15,2%, а количество услуг — на 18,7%.

1 Memorial Sloan-Kettering Cancer Center — один из старейших онкоцентров США, основан в 1884 году. Рассчитан на 470 койко-мест. По данным U. S. News & World Report, в рейтинге онкоклиник США в 2013 году занял второе место. — Ред.
2 JCI (англ. Joint Commission International — Объединенная международная комиссия) — некоммерческая организация, которая 75 лет работает над улучшением качества и безопасности в области медицины. Стандарты JCI применяют более 440 клиник в мире.
3 Медико-экономический стандарт позволяет определить объем медицинской помощи, которая должна быть оказана пациенту по страховому полису, и рассчитать примерную стоимость лечения. — Ред.

Информация об авторе и компании


Ирина Ерилина окончила Московский медицинский стоматологический институт, обучалась в клиниках Европы и Израиля, постоянно повышает квалификацию. С 2005 года занимается внедрением системы менеджмента качества. В московской клинике «Медицина» работает 16 лет, с 2012 года — в нынешней должности.

Клиника «Медицина» основана в 1990 году. Оказывает круглосуточную медпомощь. Имеет собственный онкологический центр. В штате более 300 врачей 44 специальностей. Обладатель премии Правительства РФ в области качества (2010 год). Официальный сайт —www.medicina.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль