Фирменный стиль организации: за и против

1023
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Всем ли компаниям нужно иметь свой слоган, логотип и определенную цветовую гамму? Если нет, то почему? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко понимать цели компании, ее позиционирование на рынке и, несомненно, особенности целевой аудитории. И даже при выполнении всех этих условий нет никакой гарантии, что фирменный стиль сделает вашу компанию лидером в своей сфере.
Александр Трапезников, 
эксперт по увеличению продаж в малом и среднем бизнесе

Фирменный стиль организации: определение целей

С точки зрения повышения объема продаж, фирменный стиль организации необходим не всем и определяется, в первую очередь, поставленными целями. К сожалению, они не всегда осознаются собственником бизнеса. В большинстве случаев фирменный стиль заказывают вовсе не для увеличения продаж, а, например, для самоуспокоения. В среднем и крупном бизнесе целью может быть освоение маркетингового бюджета или создание видимости работы.

Само по себе использование фирменного стиля никогда не является причиной, по которой люди приобретают товар или услугу у компании, это не заменит хорошую систему продаж, маркетинг и сильное УТП, не обеспечит лояльность клиентов. На мой взгляд, на продажи в некоторых случаях влияет цвет товара или его упаковки, но уж точно не фирменный стиль.

Я бы сказал, что логотип и фирменный стиль компании нужен там, где необходимо решить задачу самоидентификации по внешним признакам. Если говорить об отраслях бизнеса, то в секторе b2b фирменный стиль менее необходим, чем в b2c. Просто потому, что в первой отрасли решения о покупке принимаются менее эмоционально, чем на потребительских рынках.

На какой стадии бизнесу следует задуматься о создании своего собственного стиля? Вы можете со спокойной душой заказывать его разработку, если в вашей компании выстроена система продаж, обеспечивающая организации постоянный и предсказуемый приток новых клиентов и стабильный рост прибыли от существующих; нет критических проблем с персоналом; компания не зависит от одного ключевого поставщика, одного крупного клиента, одного «звездного» продажника и у организации имеются рычаги влияния на них.

Разрабатывая фирменный стиль организации, если говорить, например, о слогане, стоит обратить внимание на то, что он в идеале должен транслировать УТП компании. Я считаю, что по силе воздействия на умы потребителей содержание текста, напечатанного на фирменном бланке, гораздо важнее самого фирменного бланка; чистота и подсветка вывески магазина гораздо важнее ее цвета т. д. В общем, о втором имеет смысл думать только тогда, когда выполнено первое условие.

Кроме того, измерить финансовый эффект от фирменного стиля не представляется возможным. С точки зрения продаж он не поддается измерению, в отличие от маркетинга. Вы никогда не сможете с уверенностью сказать, что, вложив в разработку фирменного стиля рубль, получите пять. Такое возможно только в маркетинге прямого отклика.


Дарья Родомысльская, 
владелец, турагентство «Теплые провинции»

Разработка фирменного стиля компании – часть общей стратегии

Фирменный стиль — это гаечный ключ в вашем ящике с инструментами. И если вы умеете им пользоваться, результат не заставит долго себя ждать. Но при этом ничто и никогда не заменит сути продукта, товара или услуги.

Ответ на вопрос о целесообразности создания фирменного стиля зависит, на мой взгляд, от многих факторов: отрасль компании, сфера деятельности, степень развития выбранного сегмента рынка, цели компании, ее концепция и аудитория. Успеха невозможно добиться благодаря чему-то одному, успех — это всегда совокупность многих факторов.

Некоторым компаниям фирменный стиль вообще не нужен. Скажем, если вы занимаетесь геологическими изысканиями, первые пару-тройку лет вы вполне можете обойтись и без него. Но если деятельность компании каким-либо образом относится к рынку b2c, то обойтись без «лица» просто невозможно.

Сегодня фирменный стиль организации — один из критериев конкурентоспособности фирмы. Он необходим для работы с людьми — конечными потребителями продукта или услуги. Однако каким должен быть фирменный стиль — уже совершенно другой вопрос.

Миллионы вложенных в разработку слогана или логотипа средств не гарантируют успеха. Здесь, как и в остальном, важен подход, качество выполненной работы и соответствие конкурентным требованиям.

Можно ли измерить отдачу от вложенных в фирменный стиль средств? Пожалуй, да. Ведь она выражается в лояльности клиентов, как новых, так и постоянных, по отношению к собственной торговой марке и стилю. Сегодня выражением доверия клиента к компании являются всяческие like. А значит, таким образом можно смело высчитывать прибыль с затраченных на разработку стиля денег, оперируя цифрами еженедельных просмотров, сердечек в соцсетях или по старинке — клиентами, которые вернулись в компанию и не преминули упомянуть, как им нравятся ваши желто-зеленые визитные карточки.

Что касается моей компании, то о разработке фирменного стиля компании и его дальнейшем усовершенствовании я задумалась сразу же после ответов на вопросы, кто мы и зачем мы здесь. Ведь в данном случае фирменный стиль — это инструмент, который помогает компании достичь поставленных целей. Кроме того, я считаю, что это хороший способ выделиться из толпы, донести до конечного потребителя свою идею. Также это своего рода канал передачи информации о себе, своей компании, деятельности или продукте. Набор визуальных инструментов помогает организации проще и быстрее наладить контакт с потребителем.

Компания «Теплые провинции» долго и упорно искала свое среди множества предложенных дизайнерами вариантов, и в результате мы имеем клиентов, которые первым делом отмечают наш стиль.


Инна Петровская, 
коммерческий директор, «ЭльтПереезд»

Вложения в фирменный стиль должны быть оправданы

Я бы сказала, что для небольшой компании, особенно на начальном этапе ее развития, вложения в разработку логотипа и фирменного стиля компании могут быть неоправданной роскошью. Это в первую очередь касается производственных компаний и организаций, работающих в сфере b2b. Более эффективным я считаю вложение денег в развитие бизнеса, закупку товара и оборудования. На первом плане должно быть качественное обслуживание и потребительские свойства продуктов и услуг. Если вы окажетесь надежным поставщиком, для клиентов это станет куда важнее фирменного стиля.

Мы работаем на рынке грузоперевозок уже несколько лет и не имеем фирменного стиля, логотипа, цветовой гаммы и т. д. Основным нашим преимуществом является гибкое ценообразование, скорость обслуживания, возможность подстроиться под нужды клиента. В нашем бизнесе очень большую роль играет сарафанное радио. Если потребитель оказался доволен качеством нашей работы, он рекомендует нас друзьям и знакомым. Также для привлечения клиентов мы используем контекстную рекламу в интернете и размещаем объявления в газетах. И здесь нашим главным преимуществом является цена.

Вложения в поддерживающую рекламу, в фирменный стиль организации и прочие методы удержания и привлечения клиентов могут быть оправданны в компаниях, работающих на рынке FMCG или в секторе имиджевых товаров и услуг, где важно выделиться на фоне конкурентов. При этом нужно помнить, что каким бы ни был фирменный стиль, качество продуктов и услуг должно стоять на первом месте. А для закрепления коммерческого успеха компании важно сместить акценты с поиска новых клиентов на удержание постоянных и помнить про правило Парето: 20 % клиентов приносят 80 % дохода.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль