Конфликты в бизнесе: как не потерять деньги после ссоры с партнером

1745
Конфликт с контрагентом — всегда сложная и неприятная ситуация. Выйти из нее, не понеся убытков и сохранив нормальные отношения, непросто. Чтобы принять взвешенное решение, нужно оценить все за и против. Стоит ли обращаться в суд или лучше найти независимого посредника?
Конфликты в бизнесе: как не потерять деньги после ссоры с партнером
Фото: Shutterstock
 
Сергей Палкин,
руководитель Центра медиации и разрешения коммерческих конфликтов, «Ардашев и партнеры»

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как избежать убытков после конфликта в бизнесе
  • Что делать, если отношения с контрагентом испортились
  • Как правильно составить договор, чтобы не потерять деньги после ссоры

Отмечу, что конфликты в бизнесе не решаются по одной четкой схеме и стопроцентных рекомендаций по части разрешения конфликтов в бизнесе нет и быть не может. Многие предприниматели считают, что в этой среде столкновения и противоречия — естественное явление. И такое представление часто подтверждается практикой. При этом в процессе решения спорных вопросов у вас всегда есть выбор между мировым соглашением и судебным разбирательством.

Рассмотрим договорные отношения с контрагентами с разных точек зрения. Поговорим о том, как избежать нежелательных конфликтов, ненужных затрат и при этом не потерять время на пустые разговоры.

Заключение договора

Первая стадия — заключение договора — имеет свои особенности. Если вы уверены, что заключаете договор с надежным партнером, что бумага содержит реалистичные и сбалансированные обязанности контрагентов, а также достаточные гарантии исполнения их партнерами, тогда реализация договора не заставит вас волноваться. Тем не менее вероятность того, что придется обращаться в суд, полностью исключать нельзя, поскольку бизнес — это территория риска. Но вероятность судебного разбирательства может быть ниже, если в договоре вы согласуете досудебную стадию урегулирования конфликтов через так называемую медиативную оговорку: «Все возможные конфликты, разногласия и споры, вытекающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны будут урегулировать с помощью процедуры медиации1».

Методы медиации опираются главным образом на ведение переговоров в русле сотрудничества и во многих случаях могут быть весьма эффективны. Таким образом, если вы включили в договор медиативную оговорку, значит, уже позаботились о том, чтобы сохранить отношения с контрагентом, что само по себе должно вызвать уважение вашего контрагента.

Однако возникает разумный вопрос: если люди не могут и не желают договариваться, стоит ли обращаться к помощи медиатора? Не станет ли такое обращение потерей времени?

Ответ очевиден: медиация — лучший способ разрешения конфликтов в бизнесе, но она не всегда применима, поскольку злоупотребления сторон по договору исключать нельзя. Но если обе стороны переговоров одинаково оплачивают услуги медиатора, тогда вероятность, что они хотят договориться, значительно выше. В случае же, когда одна сторона отказывается проводить такой платеж, стоит подумать, будет ли медиация результативна (таблица).

1Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Успешно проведенная процедура медиации позволяет избежать повышенных затрат, возникающих в случае судебных разбирательств, и сохранить взаимоотношения с контрагентом.

Конфликты в бизнесе: как не потерять деньги после ссоры с партнером

Исполнение договора

Вторая стадия — исполнение договора. Именно на этом этапе чаще всего возникают конфликты. Поставщики не поставляют; покупатели, арендаторы, заказчики и заемщики не платят; подрядчики не выполняют работы, не оказывают услуги.

По данным наших опросов, преобладающая часть предпринимателей в случае возникновения конфликта сначала проведет так называемые мягкие переговоры, затем — жесткие, и только после этого спор передается в юридический отдел. Средняя по численности группа респондентов ответила, что проблемные контракты передадут в юридический отдел сразу — для начала претензионной и судебной работы. И наконец, наименьшая группа опрошенных изначально настроена на поиск компромиссного решения без похода в суд, в том числе с помощью профессионального медиатора.

Чтобы решить, обращаться ли в суд за разрешением спора с контрагентом в сложных обстоятельствах, часто бывает полезным ответить на несколько вопросов, чтобы объективно оценить конфликтную ситуацию (рисунок 1).

Если говорить об успешности внесудебного разрешения конфликтов, справедливо сделать акцент на эффективном использовании переговорных технологий как таковых, а не только на медиации. Как показывает опыт, преобладающее количество заключенных мировых соглашений — это результат комбинирования судебной работы, переговорной практики, медиации с привлечением к работе специалистов по каждому направлению.

Такой подход одинаково успешен и в бизнес-конфликтах (по всем видам договоров: подряд, поставка, аренда, лизинг, кредиты, авторские договоры), и в семейных спорах (супружеские, детско-родительские, детские, наследственные отношения). При этом спрос на услугу профессиональных медиаторов на рынке неуклонно растет, и связано это прежде всего с усталостью предпринимателей от безвыходности в разрешении сложных конфликтов, растущей информированностью о новой услуге и увеличением числа успешных переговоров с участием медиатора.

Конфликты в бизнесе: как не потерять деньги после ссоры с партнером

Когда назрел конфликт

Практика показывает: чем сложнее ситуация, чем выше цена конфликта, тем более ответственным становится решение, обращаться в суд или нет. И когда правовая ситуация неоднозначна, предприниматели все чаще заказывают письменное заключение о перспективах такого обращения. Подготовка заключения, как правило, включает в себя сбор информации о конфликте, о его участниках, изучение документов, поиск судебной практики по существенным правовым вопросам, выработку досудебной и судебной тактики поведения в конфликте. Помощь опытного юриста в такой ситуации трудно переоценить. Такое нейтральное к позициям сторон и всестороннее заключение, как правило, бывает полезно и для внесудебных переговоров, и для последующего обращения в суд. Предварительная письменная оценка судебных перспектив и попытка разрешить спор в досудебном порядке с участием профессионального медиатора значительно повышают вероятность внесудебного разрешения спора и, соответственно, делают возможным сохранение отношений между партнерами.

К сожалению, нередко один из партнеров не готов участвовать в переговорах, и с этим приходится мириться. В таком случае полезно начать предсудебную деловую переписку с партнером, позволяющую выяснить его позицию во многих правовых и фактических вопросах, ведь его решение может зависеть от самых разных обстоятельств: целей, экономического положения, цеховых и корпоративных правил поведения, ценности отношений с контрагентом и т. д. На основании полученных знаний можно попытаться оценить ситуацию в целом, чтобы принять обдуманное и взвешенное решение.

Конфликты в бизнесе: как не потерять деньги после ссоры с партнером

Справка

Способы досудебного урегулирования конфликтов в бизнесе

Третейский суд. Суть этой процедуры примирения сторон заключается в обращении участников конфликта к посреднику — арбитру, который в случае недостижения партнерами мирового соглашения уполномочен разрешить спор в арбитражном порядке: вынести решение, обязательное для сторон и не подлежащее обжалованию в суде. Институт третейского суда становится привычной формой для России. Создаются отдельные «отраслевые» структуры, такие как третейский суд Ассоциации российских банков, международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, третейский суд по рассмотрению экономических споров в аграрной сфере.

Мини-суд. Один из широко применяемых способов урегулирования коммерческих конфликтов, который получил свое название благодаря внешнему сходству с судебной процедурой и представляет собой решение спора с участием руководителей корпораций, юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела. Обычно до проведения мини-суда стороны, вовлеченные в процесс, неформально обмениваются основными документами, доказательствами, кратким письменным изложением существа дела и свидетельств. Кроме того, оппоненты по взаимному согласию определяют формат и сроки поведения мини-суда. Весь процесс урегулирования отношений обычно занимает от одного до четырех дней.

Частная судебная система, или «судья напрокат». Эта разновидность досудебного разбирательства обеспечивает разрешение различных видов споров с помощью судей, ушедших в отставку, за весьма высокую плату. Они имеют полномочия не только примирить тяжущихся, но и вынести обязательное для обеих сторон решение. Такого рода форма разрешения конфликтов считается экспериментальной, сегодня она применяется только в узаконивших ее юрисдикциях, например в штате Калифорния (США). Поэтому пока рано делать выводы о том, насколько широкое распространение этот способ получит в будущем.

 

Завершение контракта

Третья часть договорной работы — завершение контракта. Это заключительная стадия отношений с контрагентом, которые либо будут продолжены, либо нет. Если взаимоотношения с партнерами удалось сохранить, они уже сами по себе обеспечивают надежность и уверенность в новых совместных бизнес-проектах. Если же сотрудничество завершилось взаимными претензиями, тогда при заключении следующих контрактов каждая из сторон, вероятнее всего, будет полагаться уже на нового партнера, то есть в некотором смысле начинать с нуля. Поэтому не стоит забывать, что бизнес — это прежде всего отношения, и перед обращением в суд имеет смысл оценить, все ли возможности внесудебного разрешения конфликта были использованы.

Мнение

Сколько стоит медиация

Полина Земскова, руководитель юридического отдела, «Что делать Консалт»

Порядок и процедура оплаты услуг медиатора находятся в сфере диспозитивного, то есть строгие законодательные ограничения здесь отсутствуют, и регулирование этого вопроса стороны в большой степени могут осуществлять самостоятельно.

На практике услуги медиаторов оплачиваются двумя способами — почасовая оплата и процент от спорной суммы. Определение стоимости услуг в процентах от спорной суммы применимо, если речь идет об имущественном споре, а урегулирование конфликта неимущественного характера при содействии медиатора предполагает почасовую оплату. По согласованию сторон, безусловно, допустимо сочетать оба способа.

По общему правилу (согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») оплата деятельности по проведению процедуры медиации осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином. Часто стороны руководствуются именно указанной нормой, что вполне оправданно, поскольку при проведении медиации нельзя применить обычный для судопроизводства принцип «расходы возлагаются на проигравшего». Это связано с тем, что здесь нет проигравших и выигравших в традиционном смысле. Медиация — это поиск компромисса, в котором заинтересованы обе стороны, и поэтому справедливо, что расходы они понесут в равной мере.

Информация об авторе и компании


Сергей Палкин окончил Уральскую государственную юридическую академию. Медиатор, юрист (за 14 лет практики — десятки заключенных мировых соглашений), директор Центра разрешения конфликтов, руководитель представительства НП «Лига медиаторов» в Екатеринбурге.

«Ардашев и партнеры» основана в 1995 году в Екатеринбурге. Специализируется на оказании юридических и консалтинговых услуг, профессиональной защите частной собственности, активов и бизнеса, разрешении управленческих и экономических споров. Официальный сайт — www.ardashev.ru

«Что делать Консалт» — юридическая компания, основана в 1993 г. Оказывает услуги в области аудита, оценки, повышения квалификации, информационных, ИТ и юридических услуг, а также услуг по регистрации предприятий и предоставлению регламентированной отчетности в государственные органы. Официальный сайт — www.4dk.ru

 

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль