Рожденный в СССР: как вендинг победил «Прогресс». История

12813
Автоматы газированной воды появились в СССР более сорока лет назад. Как это было? Рассказываем в нашей статье.

Рожденный в СССР: как вендинг победил «Прогресс». История


В середине 70-х годов в самом центре Москвы, на улице Чехова, появился «Прогресс» — особенный магазин. В отличие от прочих в нем не работали продавцы, а вместо прилавков были стеклянные вертикальные туннели с подсветкой. Покупатель бросал в специальное отверстие монетку и мог наблюдать, как по туннелю на лифте к нему съезжает треугольный пакет молока или бутылка кефира с зеленой крышечкой.

В 1970-х и начале 1980-х в СССР было такое поветрие — автоматизировать торговлю, чтобы улучшить качество обслуживания покупателей, сократить трудовые затраты и снизить издержки. Но в большей степени магазин «Прогресс», безусловно, был идеологическим проектом, призванным показать советскому человеку его исключительно светлое будущее, где всю рутинную работу станут выполнять автоматы. 

После «Прогресса» чуть ли не по личному приказу товарища Брежнева в столице открыли еще один магазин — «Автоматторг», где бутерброд, кофе и прочее можно было приобрести в аппаратах, которые сейчас бы назвали вендинговыми. 

Рожденный в СССР: как вендинг победил «Прогресс». История

Эксперименты с автоматизацией торговых учреждений не увенчались успехом: советская торговля была против. Ведь основной доход начальников продовольственных магазинов поступал не через легальную торговлю, а через скупку и перепродажу дефицитных товаров, обвес покупателей и другие махинации. Поэтому продавцы были не рады механическим конкурентам. Кроме того, автоматы часто ломались, да и потребители настороженно относились к нововведениям.

А вот автоматы газированной воды в СССр, уличные и самые популярные, напротив, пользовались огромной популярностью! Через автоматы продавали даже подсолнечное масло — за 50 копеек покупатель получал литровую бутылку. Но и здесь не обошлось без сложностей. Монеты такие автоматы принимали простые, не юбилейные, а они чеканились в СССР небольшим тиражом. Поэтому, если на сдачу попадались именно такие 50 копеек, их откладывали «на масло».

В фильмах конца 1950-х и 1960-х годов встречаются торговые автоматы, которые за монету прыскали одеколоном. Говорят, в Москве на ВДНХ такие автоматы сохранились до 80-х годов.

Цитата из учебника «Торговые автоматы» (1975 год): 

«Советские торговые автоматы не уступают зарубежным образцам, а по некоторым показателям превосходят их. Они имеют большую загрузочную емкость, монетные механизмы их принимают 8 номиналов монет, подсчитывая сумму нарастающим итогом и информируя покупателя о величине принятой суммы. В товарных камерах отечественных автоматов поддерживаются необходимые условия для сохранности продуктов… Рациональные электросхемы потребляют мало электроэнергии. Торговые автоматы могут работать при температурах от -15 до +35 градусов и обеспечивают в случае необходимости температуру отпускаемых продуктов от -20 до +95 градусов…». 

 

Рожденный в СССР: как вендинг победил «Прогресс». История  

Рожденный в СССР: как вендинг победил «Прогресс». История 

Рожденный в СССР: как вендинг победил «Прогресс». История  

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль