Как появились магазины? История

1722
Мало, кто знает, как появились магазины, и что означало это слово издревле. Оказывается, изначальный смысл весьма отличается от того, к которому мы привыкли сегодня. О том, как магазины пришли в нашу жизнь – читайте в статье.
Как появились магазины? История
Фото: Shutterstock

 В этой статье вы прочитаете: 
  • Как появились магазины 
  • Что общего у ритейла, ружей и журналов

Как появились магазины, и какими они были раньше? Мы привыкли называть магазином место, где в розницу торгуют чем угодно — продуктами, книгами, одеждой. Даже веб-сайты, на которых можно что‑то приобрести, стали именовать интернет-магазинами. Однако само слово «магазин» изначально связано вовсе не с торговлей. И у русского «магазина» с английским magazine («журнал») не только общее происхождение, но и один и тот же изначальный смысл — «вместилище чего‑то ценного и важного».

Впервые слово «магазин» появилось в нашем языке в начале XVIII века — в указаниях Петра I о подготовке «Устава морского», а затем и в самом «Уставе» — и обозначало хранилище амуниции, оружия или продовольствия. Арабское слово, означавшее склад товаров, пришло к нам через нидерландский язык.

Сначала «магазин» (или «магазейн») был военным термином: пороховым, или артиллерийским, магазином называли цейхгауз, провиант-магазином — запас продовольствия для армии, магазейн-вахтером — ответственного за судовое имущество. Магазином называли и сами запасы, и здание или помещение, где они хранились, и даже… ящик в задней части кареты, в который помещался багаж, а позднее — багажный вагон поезда. 

Как появились магазины? История

В конце XVIII века магазинами стали именовать журналы как хранилища ценных знаний. В материалах следствия по делу просветителя Н.И. Новикова магазин, в котором книги хранились, противопоставлялся книжной лавке, где шла торговля, и в то же время сообщалось, что «масонский магазин [журнал]… посторонним не продавали».

«Собрание всяких экономических известий, опытов, открытий, примечаний, наставлений, записок и советов».  1782 год

​В «Экономическом магазине», издававшемся Новиковым, приводились советы по ведению помещичьего хозяйства; издатель «Российского магазина», публиковавшего этнографические заметки о народах Российской империи, Ф.О. Туманский в 1792 году писал, что магазином называют «вместилище, в котором складывают и хранят великое множество вещей». До сих пор в языке сохранилось такое значение этого слова, как «вместилище патронов».

  Историк и писатель Н.М. Карамзин говорил о «магазине человеческой памяти» — вместилище знаний. Русский путешественник Ф.Ф. Беллинсгаузен, подчеркивая плодородие Тасмании и обилие скота на острове, называл его «запасным магазином английской колонии» (Австралии). В романе И.А. Гончарова «Обломов» магазинами называют амбары с господским зерном. Общим для всех этих значений является то, что в магазине хранятся большие или разнообразные запасы чего‑то ценного. С этим значением связано и знакомое нам понимание магазина: поначалу так называли не любые торговые точки, а только те, что имели просторное помещение и широкий ассортимент дорогостоящих товаров. Так, в 1786 году в Петербурге, на Невском проспекте, был открыт знаменитый Английский магазин, торговавший предметами роскоши, в котором покупки совершали даже императоры.

Как появились магазины? История 
Как появились магазины? История



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль