Бизнес по-английски: как адаптировать зарубежные технологии для России

1553
Российская компания переняла британский опыт подземного строительства, адаптировав технологии, применяемые в Лондоне, к российским условиям. О том, с какими трудностями столкнулись коммерсанты, и насколько успешно был применен зарубежный опыт в России, – в нашей статье.
Бизнес по-английски: как адаптировать зарубежные технологии для России
Фото: Shutterstock
 
Георгий Будницкий,
руководитель отдела по международному сотрудничеству, Тоннельная ассоциация России

В этой статье вы прочитаете:
  • В чем особенности ведения бизнеса по-английски
  • Как адаптировать зарубежные технологии подземного строительства для России 

Бизнес по-английски – это особая модель организации и управления делами. Британский стиль и опыт работы в сфере технологий подземного строительства оказался очень полезен российской компании, занимающейся строительством тоннелей метро. Рассмотрим подробнее, в чем особенности ведения бизнеса по-английски.

Наша ассоциация уже пять лет организует деловые поездки по странам Европы, в которых участвуют руководители ведущих компаний России, занимающихся строительством тоннелей метро. В 2013 году специалисты Тоннельной ассоциации посетили в Лондоне строительство грандиозного проекта Crossrail — высокоскоростной подземной железной дороги. Какие технологии подземного строительства можно применять при сооружении таких объектов в России?

В апреле 2013 года российская делегация нашей ассоциации осуществила деловую поездку в Лондон, чтобы познакомиться с технологиями подземного строительства  в Великобритании, входящей в число европейских лидеров по комплексному освоению подземного пространства. При реализации самого масштабного британского проекта Crossrail используются передовые технологии строительства тоннелей метро, и члены делегации рекомендуют применять их при создании подобных сооружений в России.

Британский подход: система проектирования и подготовки кадров

В ходе поездки делегация побывала в Британской тоннельной ассоциации (БТА), где ознакомилась с проектом Crossrail и нормативными документами по вопросам освоения подземного пространства, разработанными и изданными при активном участии БТА.

Лондонский масштаб строительства. Следующим пунктом поездки стало посещение компании Crossrail Ltd, созданной в 2001 году для реализации проекта скоростной железной дороги, которая пройдет через весь город и соединит его западные пригороды с восточными. Crossrail — крупнейший проект развития транспортной инфраструктуры Лондона. Отправная точка — район Собачий остров, который находится не слишком далеко от центра города и с трех сторон омывается водами Темзы. Строительные работы планируется завершить к 2018 году.

Общая стоимость проекта Crossrail — около $25,6 млрд. Финансирование смешанное: $12,32 млрд предоставляет администрация города, в том числе $4,32 млрд — TfL (Департамент транспорта Лондона), остальное — частные инвесторы. Компания British Airport Authority, управляющая британскими аэропортами, уже согласилась дать £230 млн ($368 млн). Эти средства пойдут на финансирование проектирования и строительства дублирующей железнодорожной ветки до аэропорта Хитроу, которая частично проходит под землей.

Проект Crossrail очень важен для Лондона: он соединит исторический центр города с его финансовой и деловой частью, разгрузит метрополитен и позволит увеличить пассажиропоток на Лондонской железной дороге на 10%. С этим проектом продолжится и развитие наземного метро; кроме того, благодаря его реализации возникнут дополнительные рабочие места. Crossrail сделает быстрее поездку до удаленных частей города, уменьшит дорожные пробки и повысит прибыльность железнодорожных перевозок.

Общая протяженность железнодорожной линии — 118 км. При ее строительстве будет проложено 40 км тоннелей.

Особенности профессионального обучения. Для подготовки специалистов, способных комплексно решать сложные организационные и технические проблемы проектирования и строительства железнодорожной линии, открыто профильное учебное заведение Crossrail Tunneling Academy. Из городского бюджета на ее создание выделено $12,6 млн. К 2015 году подготовку в академии должны пройти 1000 работников, которые примут участие в инженерном обслуживании Crossrail и других подобных проектов.

Посещение Crossrail Tunneling Academy представителями ТАР оказалось наиболее полезным в плане передачи опыта технологий подземного строительства. Делегация также побывала на строительной площадке и стартовой шахте тоннелей.

Завершилась поездка визитом в Tunneling and Underground Construction Academy (TUCA) — учебный центр по подготовке персонала для организаций, специализирующихся на подземном строительстве. Процесс обучения максимально приближен к реальным условиям работы специалистов — машинистов оборудования и подвижного состава подземных выработок, операторов машин для нанесения набрызг-бетонной крепи1. Здесь используется специальное тренажерное учебное оборудование, которое позволяет имитировать строительные процессы в специализированных помещениях, где условия максимально приближены к реальным. Таким образом, обучающимся рабочим не нужно посещать строящиеся объекты, что существенно упрощает подготовку специалистов и сокращает временные затраты.

Российские реалии: недостаток кадров и заимствование технологий

На данный момент подземное строительство в Великобритании считается одним из передовых не только в Европе, но и во всем мире. После бесед с английскими коллегами и знакомства с организацией работы на подземных объектах, технологиями подземного строительства, члены делегации обнаружили ряд недостатков в строительстве метрополитенов в России.

Главная проблема — отсутствие учебной базы для подготовки квалифицированного персонала для строительства тоннелей метро и подземного строительства в целом (как инженеров-проектировщиков, так и представителей рабочих специальностей). Дефицит рабочих кадров гораздо острее: тяжелая и опасная работа по строительству новых линий метрополитена мало привлекает молодых людей. И на данный момент эту проблему можно решить за счет реализации государственных программ.

Тоннельная ассоциация предприняла первые шаги по повышению квалификации инженерных кадров для подземного строительства, организовав на базе Московского государственного университета путей сообщения кафедру «Транспортные тоннели и метрополитены», где ведущие специалисты читают лекции по основным разделам подземного строительства. Однако этого недостаточно: в Европе существуют целые комплексы, в которых проводится практическое обучение; так, в Швейцарии учебный центр расположен в специально оборудованном тоннеле, где представлены новейшие технологии, применяемые при строительстве тоннелей в Европе.

В настоящее время в России используются современные технологии подземного строительства тоннелей метро, однако иногда при создании подземных сооружений применяются устаревшие методы и техника. Показателен пример строительства Серебряноборского тоннеля: при проходке двух тоннелей наряду с применением современных тоннелепроходческих комплексов пришлось использовать примитивные технологии при разработке сбоек, а также ручной труд, что значительно повысило стоимость проекта и затянуло сроки сдачи объекта. В Великобритании же все процессы механизированы: для создания небольших тоннелей используется облегченное оборудование.

Заимствование технологий производства, знакомство с техническими новинками — основные задачи любой деловой поездки. В процессе изучения проекта Crossrail российские специалисты заинтересовались массовым применением фибры. Ранее в строительстве использовалась железобетонная арматура, а сейчас ее заменила фибра: стальные волокна буквально пронизывают бетон, благодаря чему значительно повышается устойчивость к образованию трещин и ударопрочность, снижается усадка материала. Эту армирующую добавку широко применяют для монолитной отделки тоннелей метрополитена.

Большой интерес у российских специалистов вызвала методика ведения проектной документации в Англии. Британская практика предполагает оформление проектных документов в четко обозначенные сроки независимо от масштабов. Любые работы, даже промежуточные и вспомогательные, тщательно регламентируются. В настоящее время в связи с обширной программой строительства метрополитена в Москве и сжатыми сроками возникли проблемы с проектно-сметной документацией. В первую очередь это связано с нехваткой инженеров-проектировщиков и повышенной нагрузкой на проектные институты.

Бизнес по-английски: как адаптировать зарубежные технологии для России

В целом же, несмотря на отличительные особенности европейского опыта строительства метрополитенов, российская практика во многом схожа с западной. К примеру, британские коллеги в строительстве тоннелей и метрополитенов используют немецкую проходческую технику — вероятно, потому, что германские производители соответствующей техники являются безусловными лидерами на мировом рынке. Кроме того, часть специализированного оборудования мы закупаем у зарубежных коллег как раз после посещения строительных объектов за рубежом. Даже несмотря на то, что это подержанная техника, она отлично служит еще несколько лет, что экономит бюджетные средства.

Приведу пример. Пять лет назад мы посетили Францию для ознакомления с подземным тоннелем под проливом Ла-Манш. После поездки был закуплен тоннелепроходческий комплекс, который использовался при строительстве Лефортовского тоннеля.

 

Справка
Лондон в цифрах

Лондон — столица и крупнейший город Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, расположенный на Британских островах. По данным за 2012 год, население Лондона составило 8,3 млн человек, из которых 5,8 млн находились в трудоспособном возрасте (согласно исследованию Оксфордского института экономической политики).

В 2012 году показатель валовой добавленной стоимости (ВДС) Лондона превысил средний показатель ВДС Великобритании на 75%, составив £37,232 на душу населения (показатель Великобритании — £21,295).

В 2014 году в рейтинге мировых финансовых центров Global Financial Centres Index (GFCI 15), который каждые полгода рассчитывает и составляет консалтинговая компания Z/Yen Group, Лондон занял второе место после Нью-Йорка.

В этом рейтинге определенное значение каждому городу присваивается на основании оценок, полученных от профессионалов, представляющих различные финансовые секторы всего мира. Специалисты заполняют онлайн-опросник по пяти группам показателей: деловой климат, финансы, инфраструктура, человеческий капитал и репутация.

В 2013 году на сектор услуг в Лондоне приходилось 98% всех рабочих мест. В этой сфере заняты более 165 тыс. человек. В транспортном секторе в 2013 году было занято около 3% всего населения Лондона.

Лондонский метрополитен — один из крупнейших в мире: в его составе 11 линий общей протяженностью 402 км, из которых 45% проходят под землей. По суммарной длине линий он занимает четвертое место в мире после Сеульского, Пекинского и Шанхайского. Лондонское метро насчитывает 270 станций.

По данным официального сайта транспорта британской столицы, за год (с марта 2012‑го по март 2013-го) лондонское метро обслужило рекордное количество пассажиров — 1,23 млрд, что на 5% больше, чем в предыдущем году.
Источники: www.rg.ru, www.cityoflondon.gov.uk, www.parliament.uk 
 
1 Набрызг-бетонная крепь — технология крепления инженерных конструкций путем набрызга бетона. Бетонная смесь наносится со значительным напором (скорость струи — 60–80 м/с), вследствие чего имеет высокую прочность и сцепление с породой. — Ред.

Информация об авторе и компании


Георгий Будницкий окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал в Научно-исследовательском институте транспортного строительства, проектно-конструкторском бюро Главтоннельметростроя. В Тоннельной ассоциации России — с 1990 года.

Тоннельная ассоциация России (ТАР) объединяет более 80 предприятий по проектированию, строительству и эксплуатации подземных сооружений из 28 городов России, а также из городов Белоруссии, Украины, Азербайджана и Казахстана. Основана в 1990 году.Официальный сайт — www.rus-tar.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль