Мотивация ребенка к обучению: как настроить детей на успешную учебу

2201
Трудно сосредоточиться на работе, если дома вас ждет серьезная проблема, перед которой пасуют даже самые опытные профессионалы своего дела. Теперь в рубрике «Личное дело» мы будем стараться найти ответы и на личные вопросы наших читателей. Начнем с одного из самых больных: ребенок не хочет учиться.
Мотивация ребенка к обучению: как настроить детей на успешную учебу
Фото: Shutterstock

Анна Катлинская,
управляющий интернет-проектами, «Бэби-клуб»

В этой статье вы прочитаете:
  • Как организовать мотивацию ребенка к обучению
  • Как разговаривать с ребенком, чтобы мотивировать его к успеху
  • Три правды Льва Толстого об учителе и ученике

Мотивация ребенка к обучению схожа с мотивацией подчиненных.

Как часто можно услышать: «у ребенка нет мотивации» или «одни двойки — отберу ноутбук, будет ему стимул»… Родители и учителя непрерывно размышляют о том, как повысить мотивацию ребенка к учебе, а во взрослую жизнь та же проблема транслируется в виде споров о методах мотивации сотрудников.

Внутренняя мотивация сильнее

Так из чего складывается интерес к выполнению того или иного дела — как в детстве, так и во взрослой жизни? Что такое мотивация вообще? Это тесная взаимосвязь умения сделать чтолибо и желания это делать. И одно без другого работать не будет.

Самой мощной силой в познании мира считается внутренняя мотивация, когда ребенок тянется к знаниям, потому что ему доставляет удовольствие разбираться в этой теме, она ему интересна. И здесь абсолютно не нужно внешнее влияние — ребенок сам прикладывает усилия для достижения желаемой цели. Другое дело, когда обучение стимулируется внешней мотивацией ребенка к обучению, которая ориентирована на последствия обучения, например получение оценки или вознаграждения. В этом случае, как только внешнее влияние пропадает, угасает и стимул учиться. Да и до того учеба оказывается поверхностной, потому что интересен вовсе не процесс, а только результат.

Мотивация ребенка к обучению: как настроить детей на успешную учебу

Поощряем самостоятельность

Ребенок с самого рождения испытывает жажду исследования, желание быть самостоятельным, самому справляться с возникающими трудностями. Вот малыш учится ходить, держится за стеночку, но уже пытается отпускать руки и неуверенно переступает ногами. «Осторожно, не упади!» — говорят ему заботливые родители и подхватывают на руки. Но если все время ограждать его от приобретения собственного опыта, желание исследовать новое будет угасать, не войдет в привычку и не станет принципом жизни.

Еще пример. Ребенок забегался, захотел пить, побежал на кухню налить воды в стакан. Выступление родителя может выглядеть поразному: «Подожди, я сама тебе налью, а то кувшин еще уронишь» или «Стой, держи стакан крепче, не беги, смотри под ноги, а то уронишь, я тебя знаю».

Да, малыш еще неуверенно, но сам держит стакан с водой и, возможно, хочет сам поставить его на стол. А родитель перехватывает его своими «подожди», «уронишь», «поранишься». Ребенок пытался быть самостоятельным, но у него раз за разом отнимают возможность приобрести собственный опыт и навязывают информацию о том, что может произойти в случае неудачи. Стимулирует ли это малыша к дальнейшей самостоятельности? Нет.

Конечно, взрослые передают детям свой опыт, потому что хотят, чтобы они учились в том числе на родительских ошибках. Но при этом они не замечают, как своими словами и действиями отбивают у детей интерес к исследованию нового и принятию самостоятельных решений. Более того, у ребенка тает вера в свои способности или появляется страх допустить ошибку. Все это приводит к нежеланию даже пробовать делать чтото новое или вовсе к уверенности в том, что ничего не получится.

Вспомним себя, умных и опытных взрослых, когда нам говорят под руку: сделай так, а не иначе. Что мы чувствуем? Желание что-то делать как-то угасает или даже совсем пропадает…

Задача родителей — быть хорошими наблюдателями. Если ситуация не угрожает жизни и здоровью ребенка, нужно дать ему свободу исследовать окружающий мир, позволить проявить самостоятельность.Те уроки, которые он усвоит, будучи малышом, станут главными в сознательной жизни.

Отношение определяет результат

Многочисленные социологические исследования показывают, что с каждым годом неуклонно снижается стремление учащихся к достижениям в учебе, то есть угасает интерес к получению новых знаний. В чем причина?

Оказывается, что одного интереса к новой информации человеку недостаточно — нужно чувствовать еще и определенное отношение к себе со стороны окружающих. Так, сама личность учителя (и родителей) — его характер и принципы общения — мотивирует или демотивирует к обучению.

Например, выпускники школ говорят, что многие предметы им были неинтересны (хотя суть предмета они понимали), потому что не нравился преподаватель. И наоборот, кто-то выбрал себе специальность, близкую к тому предмету, который вел любимый учитель. Этот  момент нужно учитвывать в мотивации ребенка к учебе.

Еще одной человеческой потребностью является стремление к признанию и вниманию. И конечно, каждый ребенок хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым. 

Взрослые должны всегда давать детям возможность исправлять свои ошибки, помогать им в этом и не слишком часто озвучивать отрицательные оценки их деятельности. Важно чаще хвалить ребенка и гордиться им уже за то, что он пробовал и трудился. Можно преподносить материал, подчеркивая: «Это очень трудная тема». А когда ребенок сделает задание, обязательно отметить, какой он молодец, что сам справился. Такой настрой приучает детей верить в себя, не бояться новых задач и незнакомых ситуаций.

Просто поговорить

Родители пробуют самые разные способы стимулирования у детей интереса к новым знаниям. Некоторые используют систему вознаграждения за пятерки. Безусловно, у ребенка появляется мотивация к выполнению задания, но само задание ему неинтересно, и выполняется оно поверхностно. Процесс размышления проходит совершенно по другому сценарию: не формируется тот исследовательский навык, который в будущем не раз поможет провести аналогию с другой задачей и обнаружить решение.

Можно говорить о каких-то поощрениях, просто не нужно вводить этот метод как постоянно действующую систему. Задача родителей — искренне порадоваться успехам ребенка и вместе отметить радостное событие.

Нельзя дать точных ответов на вопросы типа: «Как заставить ребенка учить математику?» или «Чем заменить выговор, если школьник получил двойку?» — необходимо в первую очередь правильно говорить со своими детьми. Об этом, кстати, написана отличная книга «Как говорить с детьми, чтобы они учились» (Адель Фабер, Элейн Мазлиш) — практическое руководство, прочитав которое взрослые смогут по-другому посмотреть на проблему мотивации ребенка к учебе.

Желание исследовать мир, внутренняя мотивация заложены в нас с самого рождения. Задача взрослых — не ограничивать детей в этом естественном стремлении, тогда в будущем не возникнет вопросов о повышении мотивации.

Три правды Льва Толстого об учителе и ученике

Проблема качественного обучения детей волновала людей во все времена. «Азбука» Льва Толстого, изданная в 1872 году, предназначалась для обучения детей чтению и содержала особую часть — «Общие замечания для учителя». Там можно прочесть весьма любопытные и актуальные до сих пор вещи.

Например, чем легче учителю учить (переписывание, диктование, чтение вслух без понимания со стороны учащихся, заучивание стихов), тем труднее ученикам учиться (не формируется навык размышлять). И напротив, чем труднее учителю, чем больше он сам учится, обдумывая каждый урок, чем внимательнее следит за ходом мысли ребенка, чем чаще вызывает на ответы, тем легче учиться ученику.

Все работает и сегодня, не правда ли? Если ребенку неинтересно на занятиях, слишком легко или слишком сложно или если он чувствует на себе психологическое давление, это отражается на его желании учиться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль