Как управлять сайтом: 4 ошибки, которые приведут к обвалу онлайн-продаж

766
Если деятельность вашей компании так или иначе зависит от работы сайта или сервера с собственными приложениями, то его «падение» непременно приведет к прямым убыткам. Так, если у вас есть интернет-магазин, то при отказе сайта вы потеряете клиентов, которые не смогут оформить заказы в этот промежуток времени, то есть продажи на этот период упадут до нуля. О том, как этого не допустить, – в нашей статье.
Как управлять сайтом: 4 ошибки, которые приведут к обвалу онлайн-продаж
Фото: Shutterstock

Тимофей Кулин,
генеральный директор компании «Ф1Ф2.РУ»

В этой статье вы прочитаете: 
  • Как управлять сайтом магазина онлайн-продаж
  • Зачем нужна копия сайта, которая не участвует в его работе
  • Как выиграть сутки на устранение нарушений на сайте и избежать отключения
  • Что делать, если произошел обвал продаж через сайт

Как управлять сайтом, когда через него проходят большие продажи? Например, онлайн-магазину мелкой бытовой техники, где средняя стоимость заказа составляет 4 тыс. руб., наценка — 20%, а проходимость достигает 20 заказов в день, суточный простой обойдется в 16 тыс. руб. Существует несколько стандартных ошибок, которые регулярно приводят к сбоям в работе сайтов.

Ошибка 1. Отсутствие копии сайта или ее хранение в зоне риска

Если сайт вашей компании физически размещен только на одном сервере и у него нет копии на другой площадке, его будет не из чего восстанавливать, когда он «рухнет». Произойти это может по многим причинам: из‑за отказа оборудования, отключения электричества или интернета в дата-центре1, отключения серверов правоохранительными органами в ходе следственных мероприятий, пожара, стихийного бедствия и так далее.

Например, множество сайтов перестали работать, когда из‑за серьезной аварии в Москве был обесточен один из основных узлов обмена трафиком вместе с находящимися на нем серверами. А когда ФБР на три дня отключило в американском дата-центре 20 серверов, среди которых был сервер одного из московских туристических агентств, его сайт удалось восстановить лишь спустя сутки. Благодаря наличию независимой резервной копии был настроен новый сервер в другом дата-центре.

Если копия сайта размещена в том же дата-центре, что и основной сервер, доступ к интернету у них будет отключаться одновременно. Если они находятся в одном городе, не исключено одновременное отключение электричества. Если сайт магазина онлайн-продаж и его копия размещены на серверах, которые могут даже находиться в разных городах, но принадлежат одному провайдеру, то они могут стать недоступными для пользователей в одно и то же время, если у провайдера выйдет из строя оборудование, обеспечивающее работу дата-центров.

Решение. Выясните в ИТ-отделе, есть ли у сайта вашей компании копия, созданная на другой площадке, у другого хостера2. Нужно также поручить сотрудникам отдела проверить, чтобы сайт и его копия размещались в разных дата-центрах в разных городах. Это минимизирует риск одновременного отключения, а значит, и простоя сайта.

Ошибка 2. Слишком сложное программное обеспечение

Существуют системы, которые синхронизируют работу сайта и его копии, а также переключают пользователей между ними в случае проблем на сервере. Существует два вида таких систем. Первые — готовые (так называемые коробочные) системы, обещающие простоту в установке, наладке и высокую скорость запуска. Но они, как правило, сложно устроены, поэтому в случае поломки самой коробочной системы ее восстановление может затянуться надолго, а продажи через сайт, соответственно, будут невозможно.

Даже если у вас заключен контракт на техподдержку с разработчиком коробочного решения, специалисту потребуется время для того, чтобы войти в курс дела, понять, как именно вы применяли его систему, — а это дополнительные часы простоя. Например, у нас при тестировании одного из таких решений поломки происходили три раза в течение месяца, на выяснение причин ушла неделя. Если бы не тестовый режим, пришлось бы воспользоваться резервной копией с другой площадки, чтобы восстановить работу клиентских сайтов, и восстановили работу магазина онлайн-продаж.

Решение. Поручите специалистам ИТ-службы выяснить, насколько сложные средства синхронизации используются в вашей компании. Проверьте, можно ли при неполадках в системе синхронизации отключить ее и продолжить работать в обычном режиме. Желательно, чтобы система была понятной любому квалифицированному администратору. Особенно остро этот вопрос встает тогда, когда на должность системного администратора приходит новый человек.

Ошибка 3. Отсутствие резервной копии

Даже если ваша компания размещает сайт и его копию на разных серверах, помните, что любая система может дать сбой из‑за поломки средств синхронизации, ошибки программиста (он даже может нечаянно стереть всю базу данных), взлома сайта. Как правило, происходит это одновременно и на основном, и на резервном сервере. 

Для подобных случаев создают третью копию — резервную. Такие копии должны делаться на регулярной основе, находиться на отдельной площадке и храниться как минимум несколько дней или неделю. Они нужны только для восстановления данных и не участвуют в обычной работе системы.

Решение. Проследите, чтобы сотрудники ИТ-службы создали резервную копию сайта и разместили ее в другом дата-центре. Копия будет предназначена только для хранения дубликатов. Также поручите периодически обновлять и проверять ее. Тогда при любом сбое на уровне всей системы или при потере обоих рабочих дата-центров останется еще одна запасная копия, из которой можно будет восстановить ваш сайт.

Ошибка 4. Вера в то, что зарубежный хостинг спасет от любых проблем

Существует популярное мнение, что лучше держать все серверы за границей. Однако это только усугубляет ситуацию, если сайт оказывается недоступен из‑за блокировок со стороны Роскомнадзора. Происходит это тогда, когда сайт попадает в список запрещенных ресурсов из‑за размещенной на нем информации (например, в случае нарушения чьих‑то авторских прав или наличия неразрешенной рекламы).

Чтобы управлять сайтом магазина онлайн-продаж в такой ситуации придется решать вопросы м Роскомнадзор. Ведомство отправляет хостеру уведомление о нарушении, а тот, в свою очередь, извещает компанию, которой принадлежит сайт. Если нарушение не будет ликвидировано в течение суток, провайдеры ограничат доступ либо к самому сайту, либо ко всему серверу, а от этого пострадают и другие фирмы, чьи сайты находятся на этом сервере. То есть вы можете столкнуться с проблемой даже из-за сайта — соседа по серверу.

Как управлять сайтом: 4 ошибки, которые приведут к обвалу онлайн-продаж

Таким образом, в случае с российским хостингом у вас будут сутки на то, чтобы устранить нарушение. А при зарубежном хостинге письмо Роскомнадзора, скорее всего, проигнорируют, и ваша компания узнает о проблеме только по факту блокировки сайта.

Существует еще один миф — о том, что зарубежный хостинг гарантирует недоступность данных компании для российских госструктур. Правоохранительным органам действительно очень сложно изъять сервер из зарубежного дата-центра, но у них есть много других способов получить доступ к данным (например, при обыске в офисе они могут найти параметры удаленного доступа к серверу).

Решение. Держите сайт в той стране, где находится основная масса ваших клиентов. Это важно не столько для скорости работы сайта, сколько для его доступности. Лучше располагаться на площадке, знающей законы, по которым живет ваша аудитория, и тогда в случае проблем вам смогут объяснить, в чем дело и что нужно исправить.

1Здание, где размещается серверное и сетевое оборудование, а также происходит подключение абонентов к сети.

2 Провайдер услуг по размещению данных, в том числе по размещению веб-сайтов.

Информация об авторе и компании


Тимофей Кулин окончил Ярославский градостроительный техникум по специальности «АСУ» и Ярославский государственный педагогический университет по специальности «преподаватель информатики». Работает в сфере ИТ. Основатель компании «Ф1Ф2.РУ».

«Ф1Ф2.РУ» предоставляет услуги хостинга. Компания создана в 2013 году. Основное направление работы — создание системы, обеспечивающей стабильную работу произвольно взятого проекта в рамках одного сервера. Официальный сайт — www.f1f2.ru


Понравилась статья?  Поделитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль