Сотрудничество с конкурентами: как и зачем дружить с соперниками

2321
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Соренсен Елена
директор отдела продаж, Sodexo Motivation Solutions Russi
Для любой компании потеря клиента — событие малоприятное. Однако наихудшим вариантом может стать отказ клиентов от использования продукта или услуги вашего сегмента. Это случается тогда, когда потребитель не находит на рынке продукт надлежащего качества и полностью отказывается от его использования, переходя на товар с другими потребительскими свойствами. В этот момент ничего не остается, как объединить усилия с конкурентом.

Одним из основных направлений бизнеса для нашей компании в России является организация корпоративного питания сотрудников предприятий с использованием чеков питания. Идея применения чеков, или талонов, не нова. Они широко используются в Европе и Америке и по праву считаются одним из универсальных инструментов организации корпоративного питания, так как предоставляют пользователям возможность выбора места питания в соответствии с предпочтениями и диетой. 

В России вопросу корпоративного питания пока еще не уделяют должного внимания. Многие компании не предоставляют дотации на питание в качестве мотивации сотрудников, а предпочитают выплачивать денежный эквивалент в виде зарплаты. В таком случае дотация утрачивает свое первоначальное значение — обеспечить сотрудников горячим питанием и полноценным обеденным перерывом для восстановления сил — и средства по назначению не используются.

Для операторов питания перевод на предприятиях дотации в зарплату означает снижение среднего чека и отсутствие прогнозируемого гостевого потока. И здесь у нас появляется большое поле для деятельности по объединению усилий с конкурентами — столовыми, кафе и ресторанами — с целью сформировать лояльность к нашему продукту и по продвижению идеи корпоративного питания с выделением целевых средств на оплату обедов сотрудников.

1. Оцените свое положение на рынке

Кто вы и что можете предложить клиентам? Наша компания при выходе на российский рынок уже имела уникальное торговое предложение в виде чеков питания, что обеспечило нам конкурентное преимущество. Идея чеков состоит в возможности организовать единую систему питания для всех категорий сотрудников, от офисных до разъездных, при этом предоставив работникам право разнообразно питаться. Поэтому наше предложение является серьезным мотивационным инструментом для компаний.

Прямых конкурентов у нас на рынке нет, тем не менее непрямую конкуренцию составляют столовые и рестораны, предлагающие клиентам заключать прямые договоры на предоставление услуг корпоративного питания. При этом нам выгоднее поддерживать партнерские отношения с операторами питания, чем соперничать с ними, так как это расширяет наше клиентское предложение и дает больше шансов продать продукт на рынке. Для создания действительно ценного клиентского предложения нам необходима партнерская сеть, включающая популярные и востребованные кафе, рестораны и столовые. Такое партнерство ведет к получению конкурентного преимущества всеми участниками рынка. При этом необходимо контролировать поведение конкурентов и регулярно проводить анализ конкурентов предприятия, зная их продукт и возможности.

Кафе и рестораны, принимающие к оплате чеки питания, становятся участниками программ корпоративного питания, и мы привлекаем к ним дополнительный поток клиентов. Более того, мы помогаем им сохранить прежних клиентов за счет перевода дотации в чеки вместо денег, так как отказ от немонетарной формы дотации означает потерю значительной части оборота. Несмотря на все преимущества предлагаемого сотрудничества, нам потребовалось почти два года на то, чтобы поменять менталитет предприятий питания, в особенности столовых, и убедить их объединить усилия в сохранении целевых дотаций на питание сотрудников, что в конечном итоге приносит прибыль и нашей компании, и операторам питания.

2. Определите стратегию работы с конкурентами

В чем цель вашей работы? Безусловно, разрабатывая стратегию развития, компания рассчитывает получить конкурентные преимущества. Но если вашим намерением является завоевание прочных позиций на рынке, а не достижение сиюминутного результата, то сотрудничество с конкурентами должно включать в себя не только соперничество, но и совместную работу. Оптимальный вариант — заключить соглашение с конкурентами о взаимной передаче клиентов, потребности которых не удается удовлетворить самостоятельно.

Например, компании, оказывающие юридические услуги малому и среднему бизнесу в разных отраслях экономики, объединяются в правовые партнерства, в рамках которых ведут работу с клиентами. В краткосрочной перспективе компания, повышающая уровень сервиса с учетом постоянно меняющихся потребностей клиентов, может потерять заказчика, дав ему рекомендации относительно других, более подходящих продуктов на рынке. Но в долгосрочной перспективе такое отношение к клиентам оправданно, так как вы завоюете доверие и уважение к профессионализму компании. Довольные клиенты становятся лучшим источником рекомендаций и нередко возвращаются спустя некоторое время по поводу других продуктов и услуг.

3. Выбирайте выгодных партнеров

Кто нужен вашему бизнесу? Выбор партнеров — очень ответственный шаг, так как их имидж и профессионализм будут влиять на уровень вашего сервиса и объем продаж. Для нас выбор партнеров очень важен, так как в конечном счете именно они работают с нашими клиентами. Наша партнерская сеть строится в два этапа.

  • Первый — подписание договоров о сотрудничестве с крупными операторами питания. Это большие сети, которые равномерно покрывают территорию города, такие как «Шоколадница», «Елки-палки» и другие. С ними сложнее всего подписать договор, и они в большей степени рассматривают нас как конкурента, так же как и столовые. Но при этом они представляют большую ценность с точки зрения клиента за счет узнаваемости бренда и широты покрытия, и именно от этого мы отталкиваемся в определении приоритетов при создании партнерской сети.
  • Второй этап — подключение к сети локальных точечных заведений: кафе и ресторанов, находящихся в шаговой доступности от офиса клиента. Корпоративное питание строится по географическому принципу, так как обеденное время ограничено и работодатель ожидает соблюдения трудового распорядка дня сотрудниками независимо от формы организации питания. Заключая договор с клиентом, мы определяем список предпочтительных партнеров, которые находятся в пешей доступности от офиса, как правило, не более десяти минут пешком.

При этом коллеги тоже должны видеть преимущество работы с нами. Сотрудничество конкурентов с нашей компанией помогает привлечь в кафе, рестораны и столовые дополнительный поток клиентов. А совместные промоакции, которые мы разрабатываем с учетом особенностей партнера и рекламируем среди своих клиентов, например бесплатный десерт к обеду при оплате чеками или кофе на завтрак, позволяют партнерам обратить на себя внимание гостей, которые могут приходить к ним не только в рабочее время.

Сотрудничество с конкурентами: как и зачем дружить с соперниками

4. Найдите аргумент в общении с конкурентами

Как подобрать убедительные доводы? Пытаясь наладить отношения с конкурентом, вы можете столкнуться с полным непониманием. Первая реакция, как показывает наш анализ конкурентов предприятия, на предложение о сотрудничестве всегда негативна: «Вы уводите у нас бизнес!»

Для нас это особенно актуально при общении с корпоративными столовыми. До недавнего времени существовал стереотип, что если столовая расположена в бизнес-центре, то местное офисное население уже привыкло к тому, что это единственный оператор питания, и все сотрудники, которые работают в здании, обязательно будут ходить на обед в эту столовую. Конечно, в таких условиях операторы питания имели стабильный и прогнозируемый поток клиентов и не всегда были готовы проявлять гибкость в условиях работы.  

Но сейчас ситуация меняется, выбор становится гораздо больше за счет того, что появляются новые точки питания рядом с каждым бизнес-центром. И компании уже не хотят заключать прямой договор с одной столовой, трактуя его как монополию, а предпочитают иметь возможность выбора, чтобы сотрудники могли самостоятельно решать, ходить им в столовую либо в какие-то близлежащие заведения. Такой подход ведет к улучшению качества питания и сервиса в столовой, которая теперь вынуждена конкурировать с кафе и ресторанами, и одновременно позволяет избежать пресыщения однообразной едой, которое неизбежно возникает через месяц-полтора питания в одном и том же месте.

Поэтому, ведя переговоры с оператором питания, мы объясняем, что уход клиента от естественной монополии неизбежен и нужно кооперироваться и гибко реагировать на увеличение конкурентной среды. Лучше быть готовым к работе в новых рыночных условиях, а не пытаться противостоять им. У оператора есть выбор между сотрудничеством с конкурентами и получением конкурентного преимущества по отношению к заведениям, которые не являются нашими партнерами, и потерей клиента, который просто уйдет.

Дополнительная информация.  Несмотря на то, что вы сотрудничаете с конкурентами, необходимо изучать их действия путем регулярного анализа конкурентов предприятия, рынка и исследования популярности их продуктов. Помимо исследования внешнего рынка хороший результат дают опросы клиентов конкурентов на предмет удовлетворенности товаром. Причины принятия решений в пользу конкурента надо обязательно анализировать и учитывать при дальнейшей доработке продукции.

Результаты сотрудничества с конкурентами

Чего можно добиться? Объединение усилий для максимального удовлетворения потребностей клиентов ведет к получению выгоды всеми участниками сделки. Потребители остаются в нашем сегменте, не переводя бюджет, заложенный на мотивацию сотрудников, в денежные выплаты. Сотрудники компаний вкусно питаются в близлежащих кафе и ресторанах, а не приносят еду из дома. Средний чек заведений не падает. Конечно, операторы питания могут частично потерять своих гостей за счет того, что у сотрудников компаний появляется выбор, но при этом они приобретают других клиентов, которые раньше к ним не ходили, но также питаются с использованием чеков. При этом мы трепетно относимся к каждому партнеру, понимая его ценность для нашего бизнеса, и стараемся, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным.

Мнение эксперта

Партнерство работает эффективнее, чем несколько самостоятельных фирм

Татьяна Еремеева
генеральный директор, «Покровъ»

Наша компания специализируется на оказании юридических услуг. Для привлечения клиентов и выживания в сложных экономических условиях мы вместе с коллегами из других фирм создали Южно-Уральское правовое партнерство. Его задачи — содействие эффективному взаимодействию юристов, создание положительного имиджа профессии, развитие внутрикорпоративной системы образования и подготовка кадрового резерва.

В состав партнерства входят пять фирм с различным ассортиментом юридических услуг. Ключевые клиенты — малый и средний бизнес, но некоторые фирмы специализируются на защите интересов физических лиц, что прекрасно дополняет нашу ассортиментную линейку.

Преимуществ сотрудничества с конкурентами несколько. Во-первых, крупная компания более привлекательна на рынке труда, что позволяет нам удерживать лучшие кадры. Во-вторых, создание целого пула юристов положительно сказалось на качестве обслуживания. Расширился спектр оказываемых услуг. Мы не отказываем клиентам, а перенаправляем их к коллегам, которые специализируются на запрашиваемом виде деятельности и в то же время подконтрольны партнерству. Клиенты получают услугу высокого качества, не тратя время на поиски специалиста. В-третьих, партнерство выступает кадровым резервом при выдвижении лидеров для реализации общественных инициатив и повышает статус и возможности молодого профессионального сообщества.

Информация о компании


«Покровъ» — юридическое бюро, основано в 2004 году. Численность персонала — 12 человек. Специализируется на трудовом, корпоративном праве, законодательстве о недвижимости. Проводит правовые экспертизы, организует примирительные процедуры (медиацию).


Понравилась статья? Обсудить ее с коллегами можно здесь. Присоединяйтесь!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль