Конкуренты в торговле: как защитить свои идеи

1831
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Сказин Кирилл
генеральный директор,«Интеллектуальные программы безопасности»
Иногда, чтобы избежать негативного влияния конкурентов компаниям необходимо ограничивать доступ к объектам коммерческой тайны. О том, как защитить идеи и маркетинговые намерения от конкурентов – в нашей статье.

Конкуренты в торговле пристально следят за намерениями друг друга. Узнать о планах конкурента, опередить его и провести маркетинговую акцию на месяц раньше нередко дорогого стоит. Как защитить идеи, акции, рекламные кампании от подобного рода действий? Ведь они еще не легли на бумагу и не записаны на цифровые носители, но уже представляют интерес. 

Определите мотивы

Давайте рассмотрим, как и почему происходит утечка информации в отношениях с конкурентами. Один из вариантов — умышленная передача данных вашим сотрудником конкуренту. Персонал, который решается на подобный шаг, обычно хорошо готовит, продумывает и маскирует свои действия. Как правило, им движет либо желание получить дополнительный доход, либо чувство мести.

Но нередко утечки происходят и по глупости. Бывает и так, что ваши сотрудники излишне словоохотливы и неумышленно создают обстоятельства, при которых происходит утечка весьма ценных и важных для бизнеса сведений. Ущерб в таких случаях может быть довольно серьезный, хотя сами ситуации выглядят почти анекдотично. Один из таких случаев рассказал мой партнер — частный детектив с Украины.

Приезжает ко мне на встречу заказчик. Его торговая точка продает хот-доги, сэндвичи, гамбургеры и тому подобный фастфуд. Для этого закупаются готовые булочки. Один из конкурентов в двух таких же точках торгует сходным товаром, но булочки этого конкурента вкуснее и качественнее. Клиент спрашивает: можем ли мы найти место, где пекут такие булочки? 

Комизм в том, что заказчик, перед тем как прийти к нам, скрытно опрашивал работников и даже целый день наблюдал за закупщиком с торговых точек конкурента. Цитата: «Я теперь знаю, где они берут капусту, морковку, колбасу, а откуда он привез булочки — так и не увидел?» Оценили заказ, и клиент уехал, согласившись на нашу работу. После встречи я отправился домой и по пути заехал в одну из точек конкурента, заказал кофе и в лоб спрашиваю продавца: а где вы булочки такие вкусные берете? Он: там-то и там-то, пекут те-то и те-то. Попил кофе, позвонил человеку, работающему «там-то», и точно! Пекут! Выполнение заказа — две минуты.

Эта история еще раз подтверждает истину: болтун — находка для шпиона. Но вот другой пример, когда не чрезмерная болтливость, а халатность персонала стала причиной потери выгодного контракта.

Случай реальный, поэтому компании, о которых пойдет речь, назовем просто А и Б. Между учредителями компании А произошел конфликт, его удалось решить мирным путем, но в результате из состава учредителей был выведен и уволен один из ведущих руководителей. Все хорошо, и все довольны. Уволенный создал свою компанию (назовем ее Б), в которой одно из направлений деятельности совпадает с деятельностью компании А.

Проходит несколько месяцев. Один из ведущих производителей автомобилей, пользовавшийся услугами компании А, объявляет тендер на данный вид услуг и высылает приглашение принять участие в этом тендере своему куратору от руководства компании А на корпоративную почту данной компании. Этим куратором как раз и был уволенный бывший компаньон. Халатность сотрудников компании А (не был закрыт доступ к корпоративной почте уволенному сотруднику, клиент, которого он курировал, не был поставлен в известность о том, что данный сотрудник больше не работает в компании) дорого обошлась ее владельцам. В итоге контракт достался компании Б. Это типичный случай в отношениях с конкурентами в торговле.

Творите под прикрытием

По российскому законодательству об авторском праве исключительное право на использование идеи принадлежит работодателю, если данная идея является служебным произведением компании. Как правильно оформить идею в служебное произведение, вам должны подсказать юристы компании. А вот сотрудников, отвечающих за корпоративную безопасность и защиту информации, нужно обязать контролировать процесс воплощения новых идей в реализованные проекты таким образом, чтобы никто из конкурентов и подумать не мог, что вы готовите бомбу для рынка.

Итак, есть идея и разрабатывается план ее реализации. Любой план проходит несколько этапов развития, и на каждом этапе все больше лиц вовлекается в работу, все шире становится круг сотрудников, которым известны дальнейшие шаги по реализации задуманного. Следовательно, защиту в отношениях с конкурентами в торговле необходимо выстраивать с учетом состава этих групп. Вот основные этапы защиты от влияния конкурентов.

Важная новость для подписчиков!

Этап 1. Замысел

Идеи, как правило, возникают у конкретных творческих личностей (иногда в маленьких творческих коллективах), и главное в этот момент — не дать идее уйти на сторону. Дело в том, что творческие люди не задумываются о соблюдении каких-то там правил и защите информации от влияния конкурентов. Чтобы идея сформировалась в законченный продукт, ее необходимо обсуждать.

Генератор идеи абсолютно правильно считает, что чем больше участников обсуждения — тем больше мнений и советов он услышит и тем более продуманными будут его предложения. С точки зрения специалиста по защите информации (куратора данного проекта), чем меньше участников, тем ниже вероятность потерять идею на стадии рождения. Идеальный вариант, когда о замысле знает один человек, и к этому нужно стремиться.

Этап 2. Подготовка к запуску проекта

На этом этапе в общем виде формируются цели маркетинговых мероприятий, проясняются задачи, выполнение которых ведет к достижению целей, определяются целевая группа и маркетинговые инструменты. Информация о маркетинговых планах циркулирует только внутри компании и может стать известна конкурентам только от работников компании, имеющих доступ к процессу планирования. К таким работникам относятся руководители компании, сотрудники отдела маркетинга, а также руководители тех подразделений компании, которые планируется задействовать в планируемых маркетинговых мероприятиях.

На данном этапе сведения о маркетинговых планах циркулируют только внутри компании, поэтому мероприятия по их защите основываются на: а) фрагментировании информации — каждый знает о планах ровно столько, сколько ему необходимо для выполнения своих функций, при этом полная информация известна только нескольким людям; б) своевременном привлечении — подразделения компании, которые планируется задействовать в планируемых мероприятиях, привлекаются по мере необходимости и в последний момент; в) строгом соблюдении требований конфиденциального делопроизводства; г) обеспечении безопасности информационных ресурсов, хранящихся в локальной компьютерной сети.

Этап 3. Запуск проекта

На этом этапе могут быть заключены договоры со сторонними организациями, например, о проведении дополнительных маркетинговых исследований, об изготовлении рекламной продукции (буклеты, листовки, билборды, видеоролики и т. д.). То есть информация о маркетинговых планах по необходимости становится известна сторонним организациям. Постарайтесь максимально обезопасить себя от разведывательной деятельности конкурентов (рисунок 1).

Этап 4. Реализация

Это начало активных действий по претворению подготовленного плана в жизнь. Скрывать уже особо нечего, конкуренты и так все узнают из рекламных материалов. А в отношении части сведений, которые все же нуждаются в секретности, соблюдаем некоторые из вышеперечисленных правил.

И напоследок самый главный совет. Всю защиту нужно строить по принципу разумной достаточности, без излишнего фанатизма и не доходя до паранойи.

Важно! Защитить конфиденциальную информацию компании невозможно без понимания, к каким именно данным вы хотите применить режим ограниченного использования. Сформулируйте эти ограничения в положении о коммерческой тайне и под расписку ознакомьте с этим документом сотрудников.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль