Нематериальная мотивация сотрудников: как это делают в российских компаниях

1428
Фото: forexaw.com
Фото: forexaw.com
Высокая конкуренция на рынке труда привела к тому, что одним хорошим окладом никого не привлечешь и тем более не удержишь. Помимо финансового вознаграждения сотруднику важно знать, что его уважают в компании и признают как личность и высококлассного профессионала. Он хочет работать в команде и при этом иметь возможность самореализации. Подробнее о нематериальной мотивации сотрудников – в нашей статье.

Нематериальная мотивация сотрудников может быть эффективной не менее материальной. Главное – делать это с умом. Опрошенные «КД» эксперты утверждают, что повысить интерес к работе персонала можно как с помощью различных форм благодарности, так и с помощью постановки интересных задач, что демонстрирует уверенность в профессионализме сотрудника. Делайте свой бизнес более прозрачным для сотрудников, будьте всегда открыты к диалогу, дайте знать, что вы и ваш штатный работник — игроки одной команды.

Подчеркивайте уникальность сотрудника

Виталия Львова, 
генеральный директор, Promotion Realty, Москва

Нематериальная мотивация сотрудников может выражаться в том, что работник получает более высокий статус. Например, можно на общем собрании выделить его, поблагодарив за работу, подчеркнуть его достижения, в конце концов, торжественно пожать руку и выдать грамоту. Можно оснастить его рабочее место более современным оборудованием. В этом случае обязательно нужно подчеркнуть перед коллективом, что делается это не за красивые глаза работника, а потому, что он высококлассный специалист, важный для компании. Максимально возможный уровень мотивации — выделение работнику собственного кабинета.

Кстати, часто нематериальная мотивация сотрудников находит просто  неденежное выражение для работника, однако связана с тратами для владельца бизнеса.

Если в ведении бизнеса постоянно возникают разные интересные задачи, можно выделить сотрудника, дав для решения одну из них. Так сказать, бросить вызов его профессионализму. Если такой тип мотивации работнику подходит, он оценит и сложность задачи, и карт-бланш, выданный руководителем, и высокие требования к результату. При таком способе мотивации можно убить двух зайцев: и бизнес развить, и стимулировать профессионала к отличной работе.

Создавайте хорошую среду в компании

Игорь Су, 
генеральный директор, Advant, Волгоград

Денежная компенсация является санационной составляющей, и без дополнительных немонетарных инструментов трудно рассчитывать на лояльность персонала. В различных организациях стандартные инструменты примерно одинаковы, многие из них мы применяем уже много лет: это и конкурсы, и обучающие программы, и стимулирование долгосрочного сотрудничества, и карьерный рост внутри организации, и размещение в корпоративном издании статей о наиболее значимых достижениях сотрудников. Все эти программы работают и дают результаты, но, на мой взгляд, главное в немонетарной мотивации — когда сотрудники понимают, что происходит вокруг них и какую роль они в этом играют.

Мне очень близка мысль о том, что главная задача руководителя — создавать среду для птиц высокого полета. Без прозрачной деятельности, открытого диалога с сотрудниками, обратной связи и лидерства, на мой взгляд, вовлечь персонал в бизнес крайне сложно.

Ежемесячно я провожу бизнес-ревю с ключевыми менеджерами, раз в год — со всеми менеджерами агентства. На этих мероприятиях мы анализируем результаты деятельности по всем функциям и направлениям, совместно корректируем и вырабатываем стратегии на следующий период. Регулярные бизнес-ревю являются частью нашей корпоративной культуры и позволяют менеджерам понять, что им доверяют, что они могут принимать решения в рамках своей зоны ответственности исходя из главной цели и как персональные результаты влияют на бизнес в целом.

Уделяйте внимание сотрудникам

Андрей Чамкин, 
коммерческий директор, IM Company, Москва

Мы задействуем в своей сфере сотрудников очень разных типов мотивации. Поэтому и подход к мотивированию у нас различается. Например, женщинам важно, чтобы компания заботилась об их здоровье и здоровье их детей — мы покупаем путевки в лагерь, а зимой билеты на елки, платим за обслуживание в поликлинике.

Кстати, женщины также очень чутко реагируют на климат в коллективе. Хороший руководитель обязательно должен уделять внимание этому вопросу, не оставлять без реакции конфликты, а если нужно, то и увольнять работника, дестабилизирующего коллектив. Есть люди, которым важна свобода в работе, чтобы на них не давили. Вроде незаметный способ управления кадрами, но очень действенный, особенно если на такого сотрудника не оказывать нажим, а убеждать, советоваться с ним.

Мы, например, чаще всего используем очень простой нематериальный способ мотивации — признание заслуг работника перед всем коллективом, оказание ему внимания и уважения. Также не стоит забывать об универсальных и проверенных временем способах, таких как выделение стоянки для машин, оплата связи и обучения, абонементы на посещение фитнес-клуба и т. д.

Карьерный рост как мотиватор работать лучше

Антон Саенко, 
генеральный директор, «МС-групп», Москва

На мой взгляд, наиболее эффективным способом нематериальной мотивации является карьерный рост сотрудника. В этом случае он будет заинтересован в том, чтобы работать как можно лучше. Все остальное — корпоративные праздники, тимбилдинги, подарки к праздникам и другое — является лишь дополнительным бонусом. Кстати, сегодня сотрудники особенно высоко ценят такой способ поощрения, как обучение за счет компании, так как он открывает возможность карьерного роста. 

Например, в строительных компаниях часто используются такие нематериальные способы мотивации сотрудников, как доставка к месту работы служебным автобусом, организация горячего питания за счет компании.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль