Коммерсант в юбке

316
Коммерсант в юбке
Каким бизнесом управляли женщины

Почти всегда образ коммерсанта-руководителя в нашем сознании связан с мужчинами. Однако женщины с этой ролью справляются не хуже. Вспомнить хотя бы знаменитую Барбу-Николь Клико. После победы над Наполеоном русские солдаты попытались захватить винные подвалы компании, и мадам Клико позволила им это сделать по нескольким причинам: во-первых, это отличная реклама, а во-вторых, возвращение на родину с трофеем в виде бутылки ее вина для компании означало выход на новые рынки сбыта.

Первые упоминания о женщинах-коммерсантах в России относятся к XVI–XVII векам. К примеру, в лавочных книгах Великого Новгорода 1583 года говорится о торговых помещениях, принадлежавших женщинам: в Серебряном ряду располагалась лавка «Степанидки Ивановы жены с Лубяницы», платившей оброк в 5 алтын. Интересно, что женщины могли распоряжаться собственным недвижимым имуществом, в том числе дворами, торговыми помещениями, амбарами. Согласно писцовой книге Пскова 1585–1587 годов, вдова Овдотья Богданова сдавала в наем шелковнику Омельяну два прилавка с полками в Сурожском ряду.

В XVIII веке женщины вели в основном розничную торговлю продовольственным (хлеб, вина, рыба и мясо) или непродовольственным (галантерея, лесной товар, табачные изделия, кожа и оружие) товаром, а некоторые предпринимательницы совмещали то и другое: рязанская купчиха Татьяна Рюмина занималась продажей скота, рыбы и производством свечей, а Александра Ланина продавала чай, сахар и табак. Однако встречались и представительницы слабого пола, занимающиеся оптовой торговлей, например владелицы оптовых винных складов — козловские купчихи II гильдии Анна Корнилова и Екатерина Ивановна Артемова.

В XIX веке продолжается традиция, согласно которой жены наследовали предпринимательское дело умерших мужей. Одной из таких жен-наследниц стала Мария Федоровна Морозова. После смерти мужа в 1889 году она возглавила крупнейшее в России текстильное предприятие — Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». Благодаря ее стратегии семейный бизнес вышел на новый путь развития. Что касается сбытовой политики, Мария Федоровна основной упор сделала не на оптовые сезонные продажи, а на круглогодичную оптовую торговлю через постоянные представительства фирмы, устроенные в Петербурге, Нижнем Новгороде, Харькове, Ростове-на-Дону, Ирбите. 

Коммерсант в юбке

«Главным офисом» все же оставалось Московское представительство в Китай-городе, через которое реализовывали до 60 % продаж. Ткани, производимые Никольской мануфактурой, пользовались успехом в России, а также экспортировались в Китай и Персию. Мария Федоровна умерла в 1911 году в возрасте 80 лет, оставив после себя 29 млн 346 тыс. руб. чистого капитала и увеличив состояние мужа, доставшееся ей по наследству, почти в 5 раз. Московский губернатор Владимир Джунковский писал, что с кончиной Марии Федоровны Морозовой «купеческая Москва потеряла одну из своих видных и ярких представительниц».

Мария Федоровна Морозова жертвовала крупные суммы многим учреждениям, среди которых Московский университет и Строгановское училище.

Коммерсант в юбке 


Понравилась статья? Поделитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль