Бизнес в Италии: как заработать в Милане на русских туристах

1771
Бизнес в Италии: как заработать в Милане на русских туристах
Италия — излюбленное место российских шопинг-туристов. Фэшн-индустрия, а также отделочные материалы — наиболее перспективные ниши для малого и среднего бизнеса, привлекающие почти каждого заезжего россиянина. Основные же причины, по которым наши предприниматели терпят крах в Италии, — неспособность налаживать связи с местным деловым сообществом и сравнительно низкий уровень бизнес-культуры.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как открыть бизнес в Италии
  • Ключевые ошибки россиян, открывающих бизнес в Милане
  • Нюансы и сложности ведения бизнеса в Италии

Открыть бизнес в Италии мы решились не сразу. Поначалу у нас была мысль наладить производство в Китае или странах Европы. В итоге выбрали Италию, поскольку в Милан стекаются закупщики со всего мира, а кроме того, здесь налажено производство тканей и одежды. Сюда же едут фэшн-туристы за эксклюзивной фирменной качественной одеждой по доступной цене.

Что касается других сегментов бизнеса, в Италии востребованы услуги в области дизайна интерьера и продажи отделочных материалов. Многие туристы, в том числе россияне, приезжают сюда именно за этим. Прибыльным может стать и юридический консалтинг для российской диаспоры. Достаточно рентабельными признаются металло-механическое производство, продажа бензина и других горюче-смазочных материалов для автомобилей (открытие автозаправочных станций). Кроме того, иностранцы все чаще стремятся обзаводиться в Италии небольшими магазинами, отелями или ресторанами, особенно на побережье, — в последние годы это направление малого бизнеса Милана стало весьма популярным. Однако не стоит покупать готовый бизнес в Италии без отличного знания рынка, языка и менталитета.

Бизнес в Милане: кузница кадров

Для производства красивой и добротной одежды в России условий нет, отсутствуют навыки качественного пошива, кадры практически не готовят. С 1990-х годов, когда исчезло Министерство легкой промышленности, ситуация только ухудшается.

А вот в Италии и Франции не только производят ткань, но и знают, как с ней обращаться, могут создавать первоклассный продукт. К примеру, когда Наталья рисует новую коллекцию, ей сразу нужны помощники, которые поймут ее идею и доведут до логического завершения. Вот она, к примеру, создает юбку из ткани с определенным рисунком. Ей нужна команда дизайнеров, которые бы помогали найти всех исполнителей — фабрики по изготовлению ткани, аксессуаров, швейные фабрики. Затем необходимо проконтролировать качество продукции. В Италии этот процесс очень хорошо организован, и именно здесь работают все известные заказчики разного уровня — Gucci, Prada, Zara.

Именно здесь вырастают профессионалы фэшн-индустрии мирового уровня. Их выпускают и самый знаменитый Институт Марангони, и другие школы. Каждый год появляются новые специалисты, которые не просто знают свое дело, а чувствуют моду и хотят занять свою нишу в фэшн-бизнесе, быть частью этой машины. То есть менталитет отличается от российского: здесь не все хотят стать дизайнерами и быть Джорджо Армани. В первую очередь специалисты стремятся стать высокими профессионалами в сфере моды и быть востребованными на рынке.

А вот в Москве коммерческих директоров в фэшн-индустрии — всего несколько человек. Они знают об этом и завышают требования к зарплате в четыре-пять раз. В Италии, как я уже сказал, таких специалистов много, поэтому и нанимать их я советую именно здесь.

Затраты на шоу-рум

Вообще для любого участника фэшн-рынка иметь шоу-рум в Италии — необходимость. Мы выбрали Милан. Хотя, безусловно, могли бы подписать соглашение с любым шоу-румом и выставлять у них коллекцию. Отметим, что они берут себе 20–30% дохода от продаж.

Для всего процесса производства и реализации нам понадобятся как минимум пять человек — помощники и сейлз-менеджеры. В Италии вы можете купить готовый бизнес под ключ, заодно получив право на аренду помещения. Также у иностранца есть возможность приобрести долю в действующем предприятии или зарегистрировать собственную компанию. Среди организационно-правовых форм наиболее распространена Sоcietà a responsabilità limitata (S.r.l.) — общество с ограниченной ответственностью.

Учреждение компании в Италии нам обошлось в €5000 и заняло примерно три недели. Здесь нет специальных условий для учредителей-иностранцев. За любой консультацией, со всеми административными вопросами вы можете обратиться в Итало-российскую торговую палату, членство в которой стоит €300 в год. Для членов палаты все услуги бесплатны.

Территориально российский бизнес сосредоточен в основном в Ломбардии, Венето, Эмилии, Романье, сферы деятельности — прежде всего торговля и логистика. Крупнейшие российские игроки в Италии — «Вымпелком» и «Ренова».

Бизнес в Италии: экономим на налогах

В Италии довольно сложная налоговая система. Так, налог на добавленную стоимость составляет 4, 10 или 20% — в зависимости от товара или услуги. Есть корпоративный налог IRPEG (Imposta sul Reddito delle Persone Giuridiche — налог на прибыль юридических лиц) — им облагается чистая прибыль компании за вычетом всех допустимых затрат; здесь ставка единая — 28%.

Есть и специальный налог IRAP (Imposta Regionale sulle Attività Produttive — региональный налог на производственную деятельность) со ставкой 4,25%, который исчисляется из чистой прибыли, но до вычета суммы выплаченной заработной платы всех сотрудников.

Чтобы минимизировать налоговые вычеты, мы наладили схему импорта-экспорта. Официально предприятие будет полностью работать на экспорт. Параллельно в Великобритании мы учреждаем компанию, которая будет закупать нашу продукцию для внутренних продаж и не станет платить налоги в Италии. Таким образом, нам не потребуется платить 19% НДС при продаже одежды, поскольку продавцом будет выступать иностранная компания.

Вообще существует множество подобных схем, выберите наиболее подходящую для вашего бизнеса. В этом поможет хороший адвокат или консультант. Да, это дорогое удовольствие — по всей Европе такие услуги стоят от €300 в час. А высококвалифицированный и известный на рынке специалист обойдется и в €1000 в час, но эти деньги и время точно не будут потрачены впустую.

Покупка бизнеса — для знатоков

Основная проблема российских предпринимателей, покупающих готовый бизнес в Италии, — нежелание ассимилироваться и общаться с местными игроками, которые могут дать толковую консультацию или добрый совет. 

Бизнес в Италии: как заработать в Милане на русских туристах

Как правило, русские будут делать то, что им посоветовала «тетя Маша», потому что она уже открыла или купила бизнес в Италии, пусть всего несколько месяцев назад, но ее уже считают экспертом. Не поддавайтесь: вам просто необходимо интегрироваться — наладить контакт с теми, кто ведет бизнес в Италии не первый десяток лет. Помните и о том, что итальянцы — традиционалисты. Здесь очень сильна роль дружественных и родственных связей (последних особенно), в том числе и в бизнесе. По оценкам экспертов, до 80% итальянских предприятий являются семейными.

Допустим, вы приобрели автомобильный завод. Требуются колеса, краска, алюминий. Их производят компании, с которыми нужно скооперироваться. А где их найти? Мой совет: еще при покупке этого убыточного завода следовало познакомиться с его владельцем, поужинать с ним, спросить совета, взять все контакты, которые он захочет передать. Вместо этого россияне просто приходят к хозяину бизнеса, спрашивают цену, выкупают, а потом этот бизнес закрывают или перепродают через год из-за нерентабельности.

Помните, что отсутствие продуманного подхода и связей в момент моздания бизнеса в Италии делает вас крайне уязвимым — конкуренты вас просто задавят. К примеру, если вы открываете такой бизнес в Милане, как, к примеру, ресторан, то у кого-то вы переманите повара, у кого-то кассира. Оппоненты будут ставить вам палки в колеса: к примеру, пожалуются в санинспекцию, проверяющие придут и найдут у вас в углу дохлую мышь, ресторан прикроют на гигиеническую инспекцию на три месяца.

Россиянин в таком случае попытается дать взятку, а за это ресторан могут вообще закрыть. Таких историй в Италии с участием российских бизнесменов много, а причина всегда одна — нежелание наших соотечественников вникать в местную бизнес-культуру. Вместо этого они сознательно замыкаются в своей диаспоре.

Никола Саворетти,
соучредитель, Natalia Valevskaya

Информация об авторе и компании


Никола Саворетти — соучредитель дома моды Natalia Valevskaya. В 1995 году создал в Москве телекоммуникационный провайдер Ursus Telecom Russia (c 1997 года — NNT Group). В 2003 м основал российскую компанию Мultichannel Solutions, оказывающую широкий комплекс SMS-услуг. Также владеет платформой DATA компании Monaco Telecom.

Дом моды Natalia Valevskaya учрежден в 2003 году, назван в честь его главы — дизайнера Натальи Валевской, театрального художника, члена Союза художников России, обладательницы престижных наград в области моды. Официальный сайт — www.nataliavalevskaya.com 


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль