Командообразование как способ идеального управления персоналом

828
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

В этой статье вы прочитаете:

  • Что собой представляет командообразование?
  • Какие цели и функции выполняет тимбилдинг?
  • Какие основы командообразования нужно учитывать для идеального результата?
  • Где искать примеры командообразования для своего предприятия?
  • Почему руководителю важно участвовать в программах командообразования вместе с подчиненными?

В чем заключаются цели и задачи командообразования

Командообразование может преследовать следующие цели:

1) Формирование оперативных команд — отобранный состав сотрудников будет работать над достижением установленных целей в условиях ограниченного времени;

2) Сплочение топ-менеджеров, чтобы более эффективно и оперативно обмениваться необходимыми сведениями, объединять усилия, повышать креативность;

3) Сплочение сотрудников внутри подразделения; 

4) Сплочение среднего менеджмента, чтобы эффективно управлять подчиненными, повышать общую работоспособность коллектива, ускорить прохождение информационных потоков, совершенствовать психологический климат, соотносить свои цели и общие задачи предприятия.

Тренинговое ценообразование решает следующие задачи:

– формирование единого понимания задач и целей предприятие;

– установление баланса личных задач и целей вместе с общими задачами предприятия;

– стимулирование осознания взаимозависимости в достижении задач и целей организации, удовлетворения личных потребностей работников;

– совершенствование психологического климата;

– проявление и разрешение существующих межличностных конфликтов;

 – рост общей дисциплины и работоспособности; 

– улучшение личных взаимоотношений;

– устранение барьеров при прохождении информационных потоков, минимизация искажений информации;

– обеспечение мотивации для развития и обучения применительно к задачам и целям организации.

Основные принципы командообразования

1. Постановка целей. Особенность в том, что должна быть коллективная цель. Конечно, возможны индивидуальные цели, но они вместе должны способствовать достижению обшей. Постановка четких задач будет способствовать сосредоточению коллектива на поиске эффективных способов реализации, с концентрацией на результате. Также это оказывает благоприятное влияние на микроклимат команды в целом.

2. Коллективное выполнение заданий. В этом и заключается основа командообразования, поскольку необходима работа всех отдельных частей в тесном взаимодействии, сообща. Совместная работа настраивает на определенный лад, с формированием доверия, лучшим пониманием друг друга, осознавая индивидуальные особенности. Также коллективная работа улучшает энергетический потенциал, с более эффективными действиями со стороны каждого члена команды.

3. Принятие ответственности. Важное условие, чтобы каждый человек в ходе командной работы со всей ответственностью относился к своим функциям, беря на себя ответственность и осознавая, что его усилия предопределяют не только личные результаты, но также общий успех команды.

4. Определение формы стимулирования. Важно при этом учитывать особенности сферы деятельности команды. В частности, если команда ведет деятельность в производственном направлении, то лучше основной формой стимулирования выбирать предоставление материально-денежной компенсации, которая сочетается с моральной удовлетворенностью и общественным признанием. В случае с интеллектуальной деятельностью, то оптимальное стимулирование заключается в стимулах престижа, карьеры, самоутверждения и пр., а материальной позиции отводится второстепенная роль. При комбинированной деятельности компании, то и стимулирование должно сочетать 2 предыдущих варианта.

5. Повышение квалификации. В любом командообразовании главная задача заключается в профессиональном росте. При этом не имеет роли сфера деятельности команды. Важно действовать так, чтобы повышались личные и общие показатели. Важно позаботиться, чтобы у команды была возможность ощущать собственный рост, с оценкой достигнутого прогресса. Удобно будет прибегать для этого к разным испытаниям и тестам.

6. Уровень креативности. В ряде случаев принцип креативности применяется как вспомогательный. В частности, если члены команды ведут более технологическую деятельность, а стимулом выступают определенные материальные блага, то главенствующую роль креативность занимать не будет. Если преимущественно деятельность команды ведется в сфере интеллектуального труда, с основной мотивацией в виде карьерно-престижных факторов, креативности будет отводиться более весомая роль, поскольку зависят общие успехи сотрудников от творческих способностей, предложения новых идей, смелых решений и прочее.

7. Продуктивное функционирование. Следует учесть основополагающее правило – от длительности существования команды непосредственно зависят её успешность, эффективность и результативность, профессионализм и сработанность элементов.

Когда целесообразно применять командообразование

Во-первых, в период активного роста компании. Расширение штата в несколько раз в достаточно сжатые сроки может сопровождаться напряженными отношениями прежних и новых сотрудников. Для положительного взаимодействия разных групп работников можно начинать работу с лидером включая и официальных, и неофициальных. Командообразование позволит лучше узнать друг друга, с формированием доброжелательных отношений.

Во-вторых, при стагнации или упадке организации. На данном этапе работники не видят перспективы своей деятельности, трудятся без должной инициативы и ответственности, могут искать альтернативные места трудоустройства. Руководителям в таком случае предстоит работать над повышением корпоративного и боевого духа – важно донести сотрудникам, что всё в их руках.

В-третьих, локальные проблемы. Командообразование позволит сплотить коллектив, справляясь с актуальными проблемами.

Командообразование помогло решить текучесть кадров

Айгуль Гомоюнова, генеральный директор ГК «Пенопол», Москва

В нашей компании на основную долю сотрудников приходятся работники отдела продаж и склада (грузчики). В данных подразделениях традиционно сохранялись проблемы высокой текучести кадров. Была проблема регулярной смены грузчиков, а работавшие нередко злоупотребляли алкоголем, не всегда появлялись на работе.

В первый год работы компании ее покинул весь отдел продаж. Было проблематично определить реальные причины данной проблемы, учитывая отсутствие ранее налаженных вопросов сохранения работников. Поэтому реальную причину подобной ситуации выяснить не удалось. Для стабилизации ситуации начали прибегать к разным подходом и методикам, в том числе системе штрафов и премирования, организации регулярных акций, но так и не удавалось кардинально изменить ситуацию. Так, к примеру, мы организовывали акцию «Лучший грузчик месяца», главным подарком в рамках которой был мобильный телефон. Но даже победитель данной акции нашу компанию покинул.

Тогда решили провести тренинги в сфере командообразования, ведь каждый работник хочет осознавать, что его действия важны для общего результата всей команды. Такая инициатива была отлично воспринята грузчиками – им важно осознавать, что руководство к ним прислушивается, учитывает их мнение. Они сейчас сами интересуются датой следующего мероприятия, ведь проводятся тренинги каждые 1,5-2 месяца. Организация тимбилдинга позволила добиться важных результатов: 

– мы избавились от проблемы текучки кадров на складе; 

– из офиса в течение 2 последних лет уволились лишь 2 сотрудника; 

При этом одна сотрудница вынуждена была уйти по личным причинам. Мы достигли такого результата не сразу – понадобилось порядка года, чтобы стабилизировать и улучшить общую ситуацию. Но заметны первые улучшения уже после второго тренинга.

Из каких этапов состоит процесс командообразования

Командообразование является довольно сложным, комплексным процессом, объединяющим несколько этапов:

1. Формирование и развитие навыков командной работы (teamskills), становящиеся основой всей системы внедрения командного менеджмента. К данной категории относятчя следующие задачи:

– гармонизировать общую цель организации, цели каждого члена коллектива;

– принимать ответственность за результаты коллектива;

– ситуационное лидерство (под задачу), гибкое изменение стиля в зависимости от особенностей задачи;

– конструктивное самоуправление и взаимодействие;

– принимать единое командное решение.

2. Формирование командного духа – совокупность психологических феноменов, которые характеризуют неформальные отношения между сотрудников к коллегам и самой компании. По сути развитие командного духа является комплексом мер, которые ориентированы для следующих задач:

–  укрепление ощущение сплоченности, с формированием устойчивого чувства «мы»;

– создавать опыт высокоэффективных совместных действий;

– формировать доверие сотрудников, с пониманием и принятием индивидуальных особенностей друг друга, создавая мотивацию совместной деятельности; 

– укреплять неформальный авторитет руководителей;

– развивать лояльность участников программы командообразования в отношении компании.

3. Формирование команды – механические действия, направленные на подбор, оптимизацию структуры команды, функциональное ролевое распределение.

– эффективно использовать сильные стороны состава команды;

– распределять роли в команде, чтобы оптимально достигать результаты;

– формировать новую структуру при слиянии, реструктуризации и поглощении предприятия;

– обеспечение рабочей обстановки при формировании проектных команд;

 – налаживать горизонтальные связи внутри коллектива.

Виды командообразования

1) Экстремальные:

– Extreme&Adventure (Экстрим и приключения

Приключенческие гонки (AdventureRaces, или Мультиспорт). Корпоративная приключенческая гонка (CorporateAdventureRaces). Строится такой тренинг на принципе приключенческой гонки, проходящей в экстремальных условиях. Такая мультиспортивная гонка предполагает преодоление дистанции, выполняя при этом различные задания, ища обязательные контрольные пункты усилиями команд, в состав которых входят по 6-10 человек. Каждая команда должна иметь в своем составе минимум 1 женщину. На первом этапе проводится диагностика команды. Формируется дизайн гонки так, чтобы способствовать наиболее эффективному решению задач. Далее осуществляется гонка, после каждого этапа которой участники обсуждают свои действия под руководством опытного тренера. Следующий этап проходит уже с осуществлением рекомендаций на основе прежнего опыта. 

Конный спорт (Horsing). Всадник во время езды верхом не сидит пассивно на лошади, а взаимодействует с её движениями. Довольно травмоопасные занятия для неподготовленных людей. Но становятся всё более распространенным инструментом в рамках различных корпоративных тимбилдингов.

Ориентирование (Orienteering/Navigation). Спортивное ориентирование – распространенный вид спорта, который предполагает поиск с помощью компаса и карт заданного количества контрольных пунктов на местности.

Парусный спорт или регата (Sailing). В парусном спорте участники соревнуются с помощью лодок и суден, специальных саней для снега или льда, тележек для передвижения по твердой поверхности под парусами. Развлечение не из дешевых. Но действительно открывает уникальные возможности тестирования способностей команды, с получением новых ролевых навыков, для закрепления командных успехов, тренировки коммуникаций команды, эффективного командообразования.

– Survivor. Характернее всего для данной категории отсутствие нестандартных, четко регламентированных правил. Связаны данные виды с гораздо большим риском по сравнению с просто приключенческими и экстремальными видами, требуют серьезную силу духа, моральную подготовку и желание столь захватывающих, но непростых преодолений.

Заброска на вертолете. Распространенная практика для отечественных экстрим-тимбилдингов. Необходим серьезный моральный командный настрой на достижение цели и побед.

Сплав на плотах. Действительно командный вид досуга, эффективный способ тимбилдинга. Распространен в России для инструментария тимбилдинга, но часто используется в качестве независимого события.

2) Интеллектуальные:

– Этнические тимбилдинги. Пока по разным причинам экзотические и этнические путешествия остаются недоступными для рядовых сотрудников российских компаний.

Quest&Urban. Тимбилдинги в урбанизированной среде с применением элементов квестов.

Квест в городе /Ориентирование в городе. Быстро приобретающее популярность направление. Специалисты отмечают большое будущее квестов. Они строятся на игре, головоломке, состязаниях и ярких эмоциях, для победы в которой необходимы тесные взаимосвязи в команде.

Фотонавигация/Фотоохота. Соревнование построено на навигации по изображениям и фотографиям города, его различным элементам. Предстоит искать заданные фрагменты города, используя для этого различные средства – Интернет или мобильный телефон.

–  HandMade. Яркая игра, построенная на концепции «Сделано своими руками». О чем может мечтать каждый успешный топ-менеджер или постоянно занятый офисный работник в своем безопасном корпоративном мире? Такой тимбилдинг позволит творить своими руками, дополняя жизнь новыми красками и цветами.

Архитектура и живопись. С учетом насыщенной, богатейшей российской истории появляются широкие возможности для использования возможностей архитектуры и живописи – для проявления своих талантов и эффективного командообразования.

Старинные русские ремесла. Занятия построены на изучении забытых русских ремесел – чеканки, ковки, резьбы по дереву, вышивания.

– RealityShow. Новый формат, появившийся в отечественной практике в 2000-х годах, быстро приобретя широкую популярность, позволяя каждому стать героем своего корпоративного шоу.

Последний герой. Мероприятие предполагает принцип разрушения, а не построения команды. Выявление самых скрытых и отрицательных качеств героев предстоит в экстремальных ситуациях.

3) Творческие:

– Искусство

Театральные. Основой такого командообразования становятся театральные постановки, с приобретением опыта взаимодействия на основе театральной постановки. В таком случае сотрудники готовят постановку театральной постановки под руководством профессионального режиссера.

Музыкальные (фольклорный тимбилдинг, тимбилдинг в стиле джаз). Разные жанры музыки создают отличную площадку для тестирования командных ролей, с получением нового неожиданного опыта командной деятельности. 

Танцевальные (танго-тимбилдинг). Танцевальные технологии могут способствовать развитию гармонии команды, развивать навыки понимания бизнес-партнера в диалоге, эмоционально сплотить команду, отрабатывать роли ведущего и ведомого.

Исторические тимбилдинги. В частности, возможны рыцарские бои, дни пионеров, походы викингов и пр. Главное – чтобы всё проходило по-настоящему.

Military. Использование заброшенных полигонов, военной атмосферы, артефактов воссоздания среды для командной работы. Для отдельных типов команд и организаций этот тимбилдинг может быть очень эффективен. Также в России к этой категории часто относится и пейнтбол.

Литературные тимбилдинги. Сюжеты литературных произведений позволяют создать условия для командного творчества, обеспечивая эмоциональное сближение.

Кинотимбилдинги. Использование инструментария создания кино может решать ключевые задачи командообрразования.

Кулинарные тимбилдинги. Кулинарное мастерство, совместная готовка блюд с их «поеданием» позволит ощутимо сплотить коллектив, наладив общее взаимопонимание.

Новогоднее командообразование лучше всего приводит к сплочению коллектива

Андрей Баринов, независимый консультант по организационному развитию, тренер по командообразованию

Новогодний тимбилдинг станет идеальным решением при сплочении коллектива с формированием дружеских отношений и налаженных взаимодействий со смежными отделами. Распространены совместные походы в ресторан, с привлечением аниматоров. Данный подход сплотить коллектив не позволяет, ничего не связывая, кроме ресторана. Поэтому больше подходит второй вариант – обеспечивая командообразование сотрудников, с более тесным и длительным взаимодействием подразделений.

Какие игры и упражнения подойдут для командообразования

1. «Тролли»

Цель: упражнение на командообразование дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время: 25–35 минут

Размер группы: 12–40 человек

Для игры понадобятся: 2 дощечки 10х35 см — тролли. Перед упражнением нужно отметить поле для игры – 2 параллельные линии на расстоянии менее 3 метров между собой. Чтобы провести упражнение, участников делим на команды по 6-8 человек. 

Инструкция: перед участниками стоит задача переправиться от одной линии к другой, не касаясь при этом земли, а лишь с помощью троллей. Даются десять минут, чтобы выработать стратегию. Далее предстоит справиться с заданием. Если кто-то коснулся земли, команда начинает прохождение своего пути сначала. При выполнении задания первой команда получит 10 баллов. Далее за второе и третье места – 5 и 3 балла соответственно. Для остальных баллы не начисляются. При этом запрещено тренироваться на данной площадке.

Результат: по результатам соревнования следует спросить у участников:

– Довольны ли результатом?

– Что мешало/помогало справиться с заданием?

– Что помогало/что мешало справиться с заданием?

– Кого хотите отдельно выделить/поблагодарить?

2. «Тропинка»

Цель: упражнение является хорошим испытанием для терпения и сплоченности команды. В данном упражнении проявляются командные роли участников.

Время: 30–40 минут

Размер группы: 8–30 человек

Тренер должен подготовиться к данному упражнению. При проведении тренинга на природе стоит взять 15-17 кирпичей, которые раскладываем змейкой. При проведении упражнения в аудитории, следует устроить ту же самую змейку при помощи скотча и бумаги А4. Следует размещать бумагу либо кирпичи на расстоянии между собой в 1 человеческий шаг, но достаточно большой.

Инструкция к упражнению: согласно легенде – перед участниками «ядовитое болото», которое необходимо преодолеть всей командой. Первый и последний кирпич значат начало и конец данного болота. При преодолении участка важна осторожность и следование правилам:

– всем участникам нужно быть в постоянном контакте между собой;

– если контакт разорвался, то участники начинают проходить болото заново;

– если кто-то касается земли, тонуть в данном «болоте» начинает вся команда, и тоже нужно заново проходить занятие.

Результат: после окончания конкурса необходимо задать участника несколько вопросов 

– Как вы себя чувствуете?

– Как вы считаете, группа достигла цели?

– Вы можете гордиться результатом?

– Что помогло вам? Что мешало?

– Какие выводы сделаем из этого упражнения?

3. «Волшебная лампа»

Цель: с помощью упражнения участники могут задуматься про изменения, которые бы хотели внедрить в команде. Данное упражнение подходит для эффектного и теплого окончания тренинга по командообразованию.

Время: 20–30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы: 10–20 участников

Необходимые материалы: бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание: группе, сидящей в кругу, озвучивается следующая инструкция: «Представьте, что вы и ваша команда нашли старую книгу, кто-то её потер и появился джинн. Теперь вы можете загадать ему 3 желания, и посколько вы нашли джинна вместе с командой, поэтому и желания должны относиться к рабочей обстановке. К примеру, можно загадать смену босса, коллег, устройство в штат тети и прочее. Каждому предоставляется возможность загадать 3 желания в отношении своей работы».

Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения: предложите порассуждать, можно ли что-то предпринять для реализации данных перемен в реальности; если нет, то что можно предпринять для улучшения текущей ситуации?

4. «Узел»

Цель: упражнение на командообразование демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20–50 минут

Размер группы: 8–30 человек

Вам понадобится веревка, длина которой зависит от количества участников.

Инструкция: для выполнения данного упражнения разделяются участники на 2 команды. Постройтесь в линию. Каждому из группы следует взяться за веревку. Задача – завязать веревку в узел на границе между командами. При этом нельзя отпускать руки, можно лишь перемещать вдоль веревки (если кто-то опустит руки, нужно начинать упражнение сначала).

Итоги упражнения:

– Как вы себя чувствуете?

– Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?

– Что вас удивило?

– Что вы еще хотели бы сказать?

Другим вариантом такого упражнения на командообразование становится – развязать потом завязавшийся узел с аналогичными правилами.

Руководитель не должен участвовать в играх наравне с подчиненными

Денис Нежданов, президент, Nezhdanov-Group

Наиболее распространенная ошибка руководителей – участие в мероприятии на общих основаниях. Это не всегда способствует укреплению авторитета руководителя. Часто участники предпочитают отдать победу руководителю, чтобы избежать с ним конфликтов. Поэтому оптимально, когда руководитель выступает в качестве судьи, который помогает раздавать призы – чтобы все видели его объективность, равные симпатии к сотрудникам.

Второй нюанс – мероприятие должно быть организовано таким образом, чтобы к концу все занимались единой задачей. При выборе площадки и тематики для мероприятия проконсультируйтесь с сотрудниками. В том числе можно использовать опрос, чтобы все видели свою ответственность и причастность к решению. Тогда коллектив не столкнется с негативном, ведь сам принимал решение о данном мероприятии.

Информация об авторе и компании


Айгуль Гомоюнова, генеральный директор ГК «Пенопол», Москва. Сфера деятельности: производство и оптовая торговля строительными и отделочными материалами; логистические услуги; проведение тренингов. Численность персонала: 20 (штат торговой компании и логистического подразделения ООО «Пенопол»),  

Андрей Баринов, независимый консультант по организационному развитию, тренер по командообразованию. Окончил социологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Имеет 10-летний опыт работы бизнес-тренером.

Денис Нежданов, президент, Nezhdanov-Group. Окончил Академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «стратегический менеджмент». В 2004 году получил степень MBA «Управление инновациями, инвестициями и рисками» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В бизнесе с 1997 года. С 2002 года — бизнес-тренер, автор и ведущий тренинговых программ профессиональной переподготовки директорского корпуса и линейного персонала корпорации бизнес-тренингаNezhdanov-Group. Официальный сайт — www.nezhdanov-group.ru.


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль