Реформа госконтроля даст двухпроцентный рост ВВП

21 ноября 2016 8
Бизнесу хотят в разы снизить количество регуляторных требований.

Правительство решило изыскать скрытые резервы повышения эффективности экономики. Реформирование контрольно-надзорной деятельности, которое курирует Открытое правительство, может дать 1–2% прироста ВВП в год, оценил заместитель министра юстиции Юрий Любимов в ходе недавней закрытой встречи по реализации этой программы, протокол которой имеется в распоряжении «Известий». Эксперты считают, что реформа госконтроля даст несколько более скромный эффект для ВВП.

Замминистра юстиции Юрий Любимов в ходе заседания Открытого правительства с участием бизнес-объединений также предложил выбрать сектора, где очевидно наличие устаревших и неэффективных требований. По его мнению, ведомства должны сформировать исчерпывающие перечни требований, чтобы было технически невозможно наложить санкцию, если требования нет в перечне.

Открытое правительство занимается реформой государственного контроля и надзора с 2015 года, после получения соответствующего распоряжения от президента Владимира Путина. Сейчас рабочая группа действует в рамках «дорожной карты» на 2016–2017 годы, итогом реализации которой должно стать качественное улучшение систем госуправления, что должен ощутить и бизнес, и граждане.

— Весь наш экономический рост сейчас зависит от регуляторики. В этих, казалось бы, технических документах «сидит» 1–2 % роста, которые «съедаются» у нас каждый год из-за не очень эффективного государственного контроля и надзора, — сказал Юрий Любимов.

По данным Росстата, расходы на конечное потребление госуправления в структуре использования ВВП за II квартал 2016 года составляют 20 % (почти 4 трлн рублей). При этом 55 % потребления приходится на домашние хозяйства (11 трлн рублей). Еще чуть более 1 трлн рублей — чистый экспорт. В прошлом году при ВВП в 81 трлн рублей расходы на конечное потребление госуправления составили 15,4 трлн (19 %). Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, в 2017 году рост ВВП будет на уровне 0,8 %, в 2018 году — 1,8 % и в 2019 году — 2,2 %.

Важная новость для подписчиков!

Впервые встреча в рамках рабочей группы состоялась с широким кругом представителей бизнеса, которые были представлены «Деловой Россией», РСПП, ТПП, «Опорой России». По мнению представителей бизнеса, в стране сохраняется значительное количество избыточных и устаревших требований госорганов, которые мешают законной предпринимательской деятельности. Так, по словам вице-президента «Деловой России» Николая Остаркова, хрестоматийным примером избыточного регулирования стала строительная отрасль, где устаревшие требования затрудняют работу бизнеса. Также есть определенные сложности с фитоконтролем и действиями налоговиков.

Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов сомневается, что реформа контроля и надзора способна сэкономить 1,7 трлн рублей (2 % ВВП).

— Мы часто слышим предложения: давайте повысим эффективность в два раза и ВВП вырастет в два раза. Но даже 1,7 трлн рублей — это колоссальная сумма. В вопросах повышения эффективности администрирования всегда есть много неизвестных, которые в итоге снижают ожидаемый позитивный эффект, — пояснил эксперт.

Однако, по словам министра Открытого правительства Михаила Абызова, которые также приведены в протоколе заседания, быстрые и ощутимые результаты может принести введение системы чек-листов, в которых задаются приоритеты проверочной деятельности. По его словам, с их помощью предприниматели будут четко понимать, какие требования будут проверяться, и это позволит избежать нарушений.

Следующим этапом реформы станет составление национального проекта по реформе контроля и надзора с ключевыми точками в 2018, 2021 и 2024 годах. Одна из важнейших целей нацпроекта — снижение административной нагрузки на организации и граждан. Сегодня существует порядка 160 самостоятельных видов государственного контроля, проводится более 2 млн проверок ежегодно. 

По различным экспертным оценкам, неэффективные затраты бизнеса, связанные с выполнением обязательств по соответствию системе государственных требований, составляют от 1,8 до 3,8 % ВВП в год. При этом 5–10 % этих затрат связаны с избыточным административным давлением, а 90–95 % — с выполнением устаревших, избыточных обязательных требований. Как считают в Открытом правительстве, улучшение систем госконтроля позволит упростить работу бизнеса и сделать предпринимательскую деятельность более привлекательной.

Источник: izvestia.ru


Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль