Разработка маркетинговых акций: как не попасть на штраф

1459

Вопрос

Расскажите, можно ли использовать механизм лотереи в разработке маркетинговых акций компании? Если да, то каковы ограничения в их проведении?

Марат Салихов,
Москва

Ответ

Разработка маркетинговых акций: как не попасть на штраф

Отвечают Олег Чванин, юрист, «Русские лотереи», Элица Емил Кундева, юрист, «Что делать Аудит»


Разработка маркетинговых акций компании не обходится без учета юридических тонкостей. Давайте разбиремся, что нужно учитывать при проведении маркетиноговой кампании и акций.  

В настоящее время, согласно Федеральному закону «О лотереях»,  только государство имеет право проводить лотереи; любые частные лотереи под запретом.

Для начала рассмотрим, как законодательно определяется принадлежность маркетинговой акции компании к лотерее. Согласно статье 2 Закона «О лотереях», под лотереей понимается игра, в ходе которой проводится розыгрыш призового фонда; ее участник получает право на выигрыш (часть призового фонда, который формируется за счет средств участников, приобретающих лотерейные билеты), если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи.

Таким образом, маркетинговая акция компании будет считаться лотереей, если она связана с продажей лотерейных билетов, а ее призовой фонд формируется из средств, полученных от их реализации. Кроме того, розыгрыш призового фонда лотереи основан на принципе случайности, то есть приз достается одному из участников случайным образом.

Если хотя бы один из этих признаков будет обнаружен в вашей маркетинговой акции, то уполномоченные органы вправе приостановить ее и в соответствии с пунктом 1 статьи 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложить административный штраф: на должностных лиц — от 8 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Таким образом, чтобы разработанная маркетинговая акция компании не была признана стимулирующей лотереей, она не должна характеризоваться ни одним из вышеуказанных признаков. Судебной практики по этому вопросу с момента внесения изменений в Закон «О лотереях» не сложилось, поэтому в каждом отдельно взятом случае организаторам акций придется отстаивать свою позицию в суде.

Однако маркетинговые кампании и акции, стимулирующие увеличение спроса и продвижение товаров и услуг, не ограничиваются таким методом игрового стимулирования, как лотерея. Давайте разберемся, какие рекламные акции не будут признаны лотереями и каким образом вы можете обезопасить себя от претензий со стороны контролирующих органов.

Отличительная черта рекламной кампании в том, что ее призовой фонд формируется только из собственных средств организатора, а ее задачей является привлечение внимания к товару. Главная же цель любой лотереи — получение прибыли, в том числе от продажи лотерейных билетов. Поэтому при организации рекламной кампании необходимо учесть, что цена товара, продвигаемого в рамках акции, не должна существенно отличаться от стоимости аналогичного товара, который в ней не участвует. Кроме того, для потребителей мероприятие не должно быть платным, поэтому не нужно, например, завышать стоимость SMS-сообщения, которое необходимо отправить для участия в акции.

Что касается случайного определения победителя, то тут ситуация двоякая. Если вы хотите полностью себя обезопасить, то в стимулирующих рекламных кампаниях применяйте такую методику, в которой не используется принцип случайности.

Разработка маркетинговых акций: как не попасть на штраф

Во-первых, можно воспользоваться специальной формулой определения победителя. Организатор собирает заявки участников, и каждый «энный» становится победителем; либо выигравший вычисляется по определенной формуле (например: n = KЗ/S, где КЗ — число заявок, а S — количество призов). Во-вторых, можно выдать призы первой тысяче участников («Успей в числе первых участников получить призы»). И наконец, вы можете установить гарантированную награду (все участники, которые выполнили необходимые действия, получают призы) либо провести традиционный творческий конкурс, в котором приз достается тому, кто лучше всех нарисовал, спел и так далее. В последнем случае победителя будет определять конкурсная комиссия.

Если же при проведении маркетинговой акции компании не удается отказаться от принципа случайности (при этом другие признаки лотереи отсутствуют, в частности призовой фонд формируется за счет средств компании), можно обратиться в Федеральную налоговую службу (ФНС) и получить разъяснение, что по совокупности признаков ваша акция не является лотереей1. Для этого подайте в ФНС запрос с описанием порядка проведения запланированного мероприятия. В запросе укажите, какой товар (услугу) необходимо приобрести для участия в акции, как подавать заявку на участие, каков принцип определения победителей и размер призового фонда (по желанию).

1В настоящее время контроль и надзор за проведением лотерей на территории РФ осуществляет ФНС России.

Если уполномоченный орган сообщит, что ваша акция не является лотереей, — смело проводите ее. Отправить запрос можно по почте; в таком случае необходимо заложить некоторое время (желательно полтора-два месяца) на получение ответа.


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль