Условия сотрудничества для дилеров: что предложить

716

Вопрос

Наша компания производит строительный гипс и изделия из него. Мы занимаем около 3,9 % доли рынка в России и 70 % рынка в Татарстане. Около 80 % объема реализуется в регионах через дилеров. Те из них, у кого более низкая цена, продают товар в другие регионы, где цены у продавцов выше. Мы планируем установить стоп-цены и разделить дилеров по территориальному принципу. Какими могут быть последствия? Возможно ли при этом предоставлять дилерам скидки?

Азат Идрисов,
Казань

Ответ

Отвечает Марина Абрамова, партнер, адвокатское бюро «Андрей Городисский и партнеры»

Если доля предприятия и (или) дилера на рынке не превышает 20 % (а в данном случае доля предприятия на общероссийском рынке составляет 3,9 %, на рынке Татарстана, по собственным оценкам, 70 %), предприятие может устанавливать для дилера только максимальную цену перепродажи1. Такой подход подтверждается судебной практикой.

На рынке предприятие занимает доминирующее положение (более 50 % рынка, регламентированных законодательством), поэтому должно также руководствоваться запретами. Так, нельзя создавать дискриминационные условия на рынке (например, не предоставлять в полном объеме доступ к информации об ассортименте или номенклатуре продукции определенным дилерам). Запрещено препятствовать дилерам в доступе на товарный рынок (например, продавать товар строго определенным лицам, предъявлять необоснованные требования к персоналу дилера или требовать от дилера финансовых гарантий, если для этого нет веских аргументов).

Применительно к ситуации на рынке Татарстана, где предприятие является доминирующим, рекомендую разработать и по возможности согласовать с антимонопольным органом торговую практику — документ, регламентирующий правила ценовой политики и требования к дилерам. При проведении проверки антимонопольные органы часто запрашивают подобные внутренние документы, ознакомившись с которыми могут вынести решение в пользу предприятия.

Запрет территориального раздела рынка установлен для картельных соглашений (между конкурентами), но территориальный раздел в рамках договора купли-продажи между производителем и дилером (вертикальное соглашение) допустим. В таком случае стороны должны соблюдать определенные требования.

Для вертикального соглашения неприемлемы условия, которые запрещают дилеру производить, покупать или продавать взаимозаменяемый товар. Соглашение не должно содержать условие о том, что дилеру запрещено продавать товар какой-либо категории покупателей. Также нельзя обязывать дилера включать в договор запрет на последующую перепродажу товара2.

Установливая скидки дилерам, следует учитывать, что скидки не должны предоставляться (прямо или косвенно) за соблюдение определенной цены перепродажи или за отказ дилера от продажи товара конкурента предприятия.

Рекомендую также воздерживаться от действий, которые запрещены для предприятий, занимающих на рынке доминирующее положение. Например, не применять систему скидок, которая приводит к необоснованному установлению разной цены на один и тот же товар для разных дилеров или препятствует доступу на рынок для других компаний.

Если вы все же решили предоставлять разным дилерам различные по величине скидки, необходимо разницу обосновать экономически. Часто применяется система скидок в зависимости от объема закупаемой партии. Также размер скидки может зависеть от затрат на транспортировку, размера предоплаты.

Не рекомендую применять скидки как инструмент навязывания дилеру невыгодных для него или не относящихся к предмету договора условий. Крайне нежелательно, например, делать дополнительные скидки за покупку продукции в комплекте с непопулярным или ненужным дилеру товаром или за установление дилером гарантированного минимума продаж и при этом вводить штрафные санкции за его несоблюдение.

1Ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.07.2006 №135ФЗ «О защите конкуренции».
2Постановление правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».


Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль