6 проблем стартапов, которые лишают их роста

753
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Любой самый инновационный и потенциально прорывной проект начинает приносить доход только в случае грамотного управления компанией и правильного вложения инвестиций. Управленческие навыки и умения становятся ключевым фактором, способным превратить бизнес-концепт в работающую организацию. Какие же основные проблемы встречаются на пути превращения идеи в компанию?
Виталий Макаров,
управляющий партнёр «DaleCarnegieTraining&Associates» в России, Москва

В этой статье вы прочитаете: 

  • 6 ключевых проблем стартапов, которые могут загубить ценную идею
  • Что препятствует росту и развтию стартапа

Ключевые проблемы стартапов способны погубить даже самую цену. IT-сфера сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся, а постоянно появляющиеся идеи стартапов и ставшие успешными проекты изменяют наш мир. Но еще больше замыслов так и остаются проектами на бумаге, либо же на практике оказываются куда менее интересными, чем это казалось вначале. Однако, далеко не все носители идеи пришли к успеху как Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатели Google) или Илон Маск (начавший с IT-сектора и создавший позднее электроавтомобильTesla и ракету-носитель SpaceX). Дело в том, что эти людив какой-то момент стали не просто мечтателями, а предпринимателями. 

Проблема стартапов №1 Отсутствие знаний финансового планирования и управленческого контроля

Да, стартаперы обладают, с одной стороны, креативным умом, с другой – техническими знаниями в своей области. Но многие из тех, кто предлагает инвесторам нетривиальную, интересную идею, не всегда знают, что делать дальше – как наладить рабочий процесс внутри компании, как грамотно вложить полученные инвестиции, как работать с сотрудниками и контрагентами.

Идеи и концепции для инвестора недостаточно – для получения средств нужно предоставить еще и предполагаемую капитализацию, этапы развития компании, общее состояние команды, сроки, результат на выходе каждой задачи. Соответственно, не имея четко прописанного плана действий, невозможно спрогнозировать расходы и доходы компании, понять, когда будет достигнута точка безубыточности и когда инвестиции начнут окупаться. И это только то, что касается финансовой стороны деятельности компании. А ведь нужно еще прописать маркетинговую стратегию – найти свою целевую аудиторию, просчитать затраты на рекламную кампанию и так далее.

Проблема стартапов №2 Неумение выстроить внутреннюю систему компании

Это вторая сложность для молодой команды – потому что для создания нормально функционирующей внутренней архитектуры организации необходимо понимать, что подразумевает под собой ведение бизнеса, хорошо представлять изнанку работы компании и понимать внутренние процессы. Для этого большинству стартаперов необходимо«переформатировать» себя, потому что креативные люди обладают творческим мышлением, эдаким «светлым» потоком сознания. Управляющие же наоборот опираются не на креативность, а на логику и прагматику – можно сказать, что у них «темный» поток сознания.

Поэтому в случае, если самостоятельно выстроить систему не получается или на это нет времени, то лучше привлечь сторонних специалистов – пригласить в компанию людей с опытом. Хорошим примером здесь является привлечение компанией SEGA на пост генерального директора американского подразделения опытного менеджера Тома Калински.

Калински удалось за несколько лет разрушить монополию компании Nintendo на американском рынке видеоигр и вывести SEGA в лидеры – так, на пике своего могущества компания контролировала 65% мирового рынка игровых консолей и видеоигр. Такой результат был достигнут благодаря грамотному менеджменту, тщательно проработанной системы маркетинговых компаний и созданием новых продуктов в соответствии с желаниями потребителя.

Проблема стартапов №3 Неумение управлять человеческими ресурсами

Помимо управления компанией необходимо грамотное управление человеческими ресурсами – и это третья проблема стартапа. Вроде бы дружные между собой люди на каком-то этапе начинают конфликтовать на пустом месте и из-за этого компания может просто развалиться. В решении данной проблемы крайне важна роль лидера. Как правило, на этапе начальной работы нет не только плана действий, но и сама деятельность компании ведётся бессистемно. Есть лишь команда единомышленников и харизматичный лидер, который продвигает идею. Поэтому главным капиталом молодой компании являются как раз люди – потому что хорошо собранная и сработавшаяся команда из талантливых специалистов может свернуть горы. Именно поэтому управление персоналом не менее важно, чем бизнес-администрирование.

Если говорить о проблеме подробнее, то в вопросе управления персоналом существует несколько важных направлений, ключевое из которых заключается в подборе сотрудников на посты. Практически в любой компании, должности, как мы уже обозначили выше, можно разделить на креативные и прагматические – поэтому на разные позиции нужно назначать людей с разным складом личности. Например, обучение менеджменту творческой команды, которая отвечает за генерацию решений, не всегда имеет смысл потому что «креативщики» часто работают без плана по причине специфики их работы и поэтому сделать из них хороших управленцев крайне сложно. Впрочем, из хороших менеджеров сделать «креативщиков» ещё сложнее. Решением этой проблемы «несовместимости» становится привлечение дополнительных сотрудников.

Допустим, в тот же отдел продаж проще привлечь персонал со стороны и поручить ему систематизацию работы и рутинную деятельность. Вообще, искусство совместить кардинально отличающихся друг от друга творческих и техничных сотрудников является одним из ключевых факторов успеха любого проекта. А ведь помимо этого, необходимо понять, кто из сотрудников работает только на начальной стадии работы организации, а кто будет и в последующем работать в компании; нужно распределить выполнение задач и разграничить сферы ответственности; нужно определить, какой будет корпоративная культура и много, многое другое. То есть опять возникает проблема планирования – как лучше организовать людей, как подбирать должности сотрудникам, какие вводить показатели эффективности.

Проблема стартапов №4 Задачи по управлению персоналом решает лидер

Практически всегда задачи по управлению персоналом на первом этапе работы ложатся на плечи лидера и при этом средств на материальное поощрение сотрудников не хватает и приходится прибегать к нематериальной мотивации. Однако и без этого его роль сложно переоценить. Как правило, в самом начале работы с проектом еще не ясны перспективы,однако естественным образом существует нехватка денег и не всегда понятно, развивается компания или стагнирует. Поскольку возможности материального поощрения сотрудников отсутствуют в силу ограниченности ресурсов, лидеру необходимо вдохновлять команду и находить возможности нематериальной мотивации команды.

И, если лидер обладает харизмой, то за ним сотрудники пойдут даже когда не видят конечную цель. Если с точки зрения управлениянет просчетов и руководитель грамотно выстроил систему нематериальной мотивации, вдохновил людей и увлек их за собой, то люди не думают о деньгах – они думают об успехе команды, в коллективе царит рабочая атмосфера и все полноценно участвуют в продуктивном творческом процессе.

Многие яркие представители IT-индустрии, которые создали популярные сегодня социальные сети и гаджеты, были, как правило, именно такими руководителями и вдохновителями.Последовавшие за ними люди были уверены в перспективах и успехе, поэтому и работали над молодыми проектами не оглядываясь на материальную сторону вопроса. Далеко не все лидеры могут донести свои идеи до людей и добиться от них полной отдачи сил на благо компании.Поэтому, главе проектатакже важно развивать в себе лидерские качества, харизму, умение объяснять, передавать свою энергию на этапе стартапа.

Проблема стартапов №5 Желание бросить проект из-за невыполнения плановых показателей

Итак, команда работает как единый механизм, инвесторы дали денег, а лидер умело руководит работой организации или привлек грамотных управленцев. Но компания не приносит планируемых объемов прибыли и в этот момент у руководителя и команды может наступить разочарование. Здесь необходимо понимать, что любое финансовое прогнозирование ставит приблизительные цели. Например, если цель компании – прибыль в 1 миллион евро в следующем году, то вероятность того, что прибыль будет именно такой и ни центом больше или меньше, практически равна нулю.

И если поставленная задача по прибыли не достигнута – нужно не бросать начатое дело. Необходимо провести анализ и понять, где была допущена ошибка, исправить ее и не прекращать работу над проектом. Потому что если остановитьработу или оставитьстартап в сыром виде, то можно столкнуться с ситуацией, когда  кто-то скопирует вашу идею, учтет ошибки и предложит в исправленном и доработанном виде инвесторам – а вы останетесь с нереализованным проектом на руках и разрушенными надеждами просто потому, что не доделали работу до конца.Желание бросить проект в случае каких-то ситуативных неудач – еще одна ошибка в планировании.

Проблема стартапов №6 связана с реинвестированием

Желание бросить проект из-за неточного выполнения какого-либо показателя финансового плана имеет ошибку-близнеца – при получении прибыли вложить деньги во что угодно, кроме компании. Когда предприниматель получает прибыль с проекта, у него возникает вполне естественное желание вложить ее в какие-то материальные ценности для себя (купить новую машину, например) или же возникает желание инвестировать деньги в новый проект.

6 проблем стартапов, которые лишают их роста

Но лучшим вложением прибыли, особенно на первых этапах, является реинвестирование в компанию,потому что вливание дополнительных средств в организацию позволяет расширить её деятельность, увеличить объемы производства, разработать новый продукт или же снизить издержки. Конечно, не обязательно вкладывать всю сумму в реинвестиции – обычно достаточно вложить примерно 70% прибыли. Инвестиции в другой проект в такой ситуации является распылением сил, в то время как привлечение дополнительных средств в уже существующий проект позволяет ускорить развитие компании.

Таким образом, работа креативной и способной команды, возглавляемой сильным и харизматичным лидером, должна дополняться тщательным планированием, грамотным менеджментом и правильным управлением персоналом. Команда может работать с утра до ночи, выполнять колоссальный объем работы и выполнять всю работу качественно, но если отсутствует профессиональное управление в целом и планирование в частности, если нет понимания как надо идти к поставленным целям – то потребуется вложить просто неподъёмный объем ресурсов и сил. И именно грамотное профессиональное планирование представляет собой ту дорогу, по которой компания может прийти к успеху. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль