text
Коммерческий директор

Сокращение логистических расходов: как сэкономить и удивить сервисом

  • 29 апреля 2016
  • 750
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Если у компании есть интернет-магазин для частных клиентов, то работа склада и организация доставки — вечная головная боль. Обходится это недешево, а накладки — не редкость. Курьеры ненадежны, опаздывают и все путают, клиенты недовольны. Складских площадей не хватает, но заняты они товаром, который покупатели не разбирают, а популярные позиции в дефиците.

Родион Репин,
генеральный директор компании «Покорми зверя»

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как снизить стоимость доставки в e-commerce и покорить клиентов сервисом
  • Как внедрить гибкое управление поставками
  • Как избавиться от опозданий курьеров, перерасходов горючего и недовольства клиентов
  • Как исключить путаницу с адресами конечных потребителей

Сокращение логистических расходов возможно даже для небольшой компании. Можно превратить склад в точку роста и сделать отлаженную доставку важной составляющей клиентского сервиса. Расскажу, как с этим за год справилась наша компания, какие меры помогли навести порядок и в поставках, и в доставках.

Сокращение логичстических расходов: сведите складские остатки к минимуму

Складские остатки означают, что средства заморожены в хранящемся товаре. Нехватки свободных средств допустить нельзя. Поэтому компании нужны частые поставки небольшими партиями, а еще лучше — под заказы клиентов.

В первые месяцы работы заявки поставщикам составляли вручную: вечером учитывали заказы клиентов за день, подсчитывали число товаров и оформляли поставку по телефону. Но эта схема годится только на первое время, когда клиентов минимум и поставщиков тоже немного (год назад их было трое, теперь — десять). С ростом оборота и числа заказов потребовалось экономить время сотрудников.

Чтобы тратить на заявки меньше времени, внедрили программу складского учета. Остановились на облачном решении. Кроме цены и функционала, ориентировались на совместимость с компьютерами Apple, которые мы используем в работе. Теперь заявки формируются в один клик: программа получает сведения о заказах клиентов, определяет необходимое количество экземпляров каждого товара и распределяет их по поставщикам. Для каждой единицы номенклатуры указан поставщик по умолчанию. В день делаем пять-семь заявок на поставки. Передаем их по‑прежнему по телефону, называя артикулы и число единиц товара, поскольку у поставщиков разные электронные платформы и интегрироваться со всеми неудобно. На заявки поставщикам сотрудники стали тратить в три-четыре раза меньше времени.

Используйте данные склада для увеличения прибыли

Складской учет нужен не только для внесения накладных и создания заявок, но и для корректировки ассортимента. В программе фигурируют цена поставки и отгрузки, так что возможен подсчет рентабельности по отдельным артикулам, брендам, поставщикам. В нашем случае эти показатели различаются несильно, но расхождения есть. Если у продукции бренда сравнительно невысокая рентабельность, нужно обсудить с поставщиком скидку или искать нового, чтобы закупать товар дешевле. Если у одного поставщика рентабельность заметно ниже, чем у остальных, стоит от него отказаться или потребовать более выгодных условий.

Тасуйте поставщиков

Ежедневно у одних и тех же поставщиков мы заказываем разный объем и ассортимент товаров. Заказывать маленькую партию невыгодно, поскольку не будет бесплатной доставки. Поэтому, если в результате автоматического формирования заявок оказывается, что конкретному поставщику собрались отправить заказ на незначительную сумму, корректируем ситуацию вручную. Например, если формируется заявка на 2000 руб., то менеджер не заказывает этот товар у поставщика по умолчанию, а присоединяет к другому заказу. Цена продукции у второй компании может быть выше, но в итоге мы выигрываем, так как экономим на доставке. Поэтому ввели правило: партию стоимостью до 5000 руб. присоединяем к более крупному заказу.

Выстраивайте для курьеров экономичные маршруты

Стоит учесть, по какому пути движется курьер, доставляя товары. Правильно построенный маршрут означает, что он сможет развезти больше заказов за день, а топлива уйдет меньше.

Сокращение логистических расходов: как сэкономить и удивить сервисом

Чтобы сэкономить время и силы офисных работников, выстраиваем маршруты автоматически. Используем для этого сервис оптимизации логистики VeeRoute. Это комплекс, состоящий из программы управления доставками и мобильного приложения для курьеров.

Планирование маршрутов входит в базовые функции комплекса. Он получает из программы управления интернет-магазином адреса клиентов, по которым нужно развезти заказы в определенный день, и время, когда это требуется сделать (доставку осуществляем в двухчасовые интервалы). Затем сервис автоматически выстраивает маршруты курьеров так, чтобы на дорогу уходило как можно меньше времени и топлива. Таким образом, средний километраж одной доставки сводится к минимуму.

Чтобы избежать накладок, введите нормирование адресов. Это функционал «Яндекса», который подключается к форме заказа интернет-магазина. Он позволит передавать в курьерское ПО адреса установленного стандарта, и программа не перепутает две улицы Строителей в разных городах.

Контролируйте маршрут и расходы курьеров

Если заказ привезли не вовремя, для клиента это перевесит и качество товара, и цену. А своевременность доставки, как и затраты на топливо, зависит от двух факторов. Это выверенный маршрут и добросовестность курьеров, которые могут отправиться по своим делам на служебном автомобиле или воспользоваться топливной картой в личных целях. Чтобы пресечь такие злоупотребления, стоит ввести план-фактный анализ двух параметров — маршрута и расходов на ГСМ.

Анализ маршрута. Мобильное приложение на смартфонах курьеров фиксирует фактический маршрут с помощью GPS, а каждую доставку курьер в нем отмечает. Программа управления доставками может сравнить километраж и время поездки с запланированным ею маршрутом и расписанием. Если на дорогу по плану уходит 100 км, а курьер проехал 150 км, просим у него объяснений. Разбирательства устраиваем, если курьер не успевает доставить заказ в двухчасовой интервал, указанный клиентом. За нарушения штрафуем, и подобные эпизоды сходят на нет. Кроме того, сотрудник в офисе дополнительно следит, совпадает ли время с плановым. Если видит, что курьер опаздывает, то звонит и спрашивает, что случилось и как ускорить процесс. План-фактный анализ маршрутов позволил снизить стоимость трудозатрат на одну доставку на 10%.

Анализ расходов на топливо. Он возможен, если вместо наличных денег на бензин выдаются топливные карты. В программе управления доставками есть показатель стоимости километра, исходящий из цен на топливо. А в «личном кабинете» программы топливных карт отражаются данные о том, на какую сумму, где и когда заправлен автомобиль. Мы сравниваем, сколько денег у курьера должно было уйти на топливо в конкретный день (сведения из VeeRoute) и сколько он потратил (данные по топливным картам). Если видим расхождение — требуем объяснений, штрафуем. Курьеры привыкают к тому, что воспользоваться топливом компании не получится. Расход бензина в итоге снизили на 30%.

Введите обязательные предупредительные звонки

Если обязать курьеров звонить клиентам за час до доставки, а также предупреждать о задержках, даже минимальных, то покупатель отметит уровень сервиса. Если курьер не успевает доставить заказ с 16 до 18 часов, он должен позвонить, извиниться, предупредить, что приедет только в 18:30.

Чтобы курьеры не отлынивали от этой обязанности, проверяем их. Данные о точном времени доставки берем из мобильного приложения, о точном времени вызовов — из выписки звонков за месяц. Сведения сравниваются, и программа высчитывает, вовремя ли курьер звонит клиентам. Эту функцию дорабатывали самостоятельно (в штате есть ИТ-специалист, периодически привлекаем сторонних подрядчиков для ИТ-услуг).

Результаты сокращения логистических расходов

За год стоимость доставки уменьшилась в два раза, количество опозданий курьеров — в пять раз. Стоимость доставки зависит и от числа клиентов (чем ближе адреса на карте, тем меньше времени и топлива будет потрачено на дорогу от одного к другому). А основные факторы улучшений — автоматическое построение маршрутов и жесткий контроль над курьерами. За счет этого получается возложить на одного сотрудника больше доставок в день, так что каждая из них удешевляется. Загрузка менеджеров по планированию маршрутов снизилась втрое.

Информация об авторе и компании


Родион Репин окончил МГИМО. В 2004–2006 годах — управляющий директор Face2Face AAT (Sorec Group), с 2006‑го по 2007‑й — директор по развитию бизнеса Coral Рromotion. Соучредитель и исполнительный директор MillionAgents — поставщика данных о товарах в рознице; соучредитель и генеральный директор производственной компании CaneSugar. В 2014 году стал соучредителем, а в 2015‑м — генеральным директором компании «Покорми зверя».

«Покорми зверя» — сервис ежемесячной доставки на дом кормов и других товаров для кошек и собак. Основан в 2014 году. Действует в Москве и Подмосковье (с марта 2016 года — доставка по всей стране). Штат — десять человек. Официальный сайт —www.feedthebeast.ru

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.