Сокращение логистических расходов: как сэкономить и удивить сервисом

502
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Если у компании есть интернет-магазин для частных клиентов, то работа склада и организация доставки — вечная головная боль. Обходится это недешево, а накладки — не редкость. Курьеры ненадежны, опаздывают и все путают, клиенты недовольны. Складских площадей не хватает, но заняты они товаром, который покупатели не разбирают, а популярные позиции в дефиците.
Родион Репин,
генеральный директор компании «Покорми зверя»

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как снизить стоимость доставки в e-commerce и покорить клиентов сервисом
  • Как внедрить гибкое управление поставками
  • Как избавиться от опозданий курьеров, перерасходов горючего и недовольства клиентов
  • Как исключить путаницу с адресами конечных потребителей

Сокращение логистических расходов возможно даже для небольшой компании. Можно превратить склад в точку роста и сделать отлаженную доставку важной составляющей клиентского сервиса. Расскажу, как с этим за год справилась наша компания, какие меры помогли навести порядок и в поставках, и в доставках.

Сокращение логичстических расходов: сведите складские остатки к минимуму

Складские остатки означают, что средства заморожены в хранящемся товаре. Нехватки свободных средств допустить нельзя. Поэтому компании нужны частые поставки небольшими партиями, а еще лучше — под заказы клиентов.

В первые месяцы работы заявки поставщикам составляли вручную: вечером учитывали заказы клиентов за день, подсчитывали число товаров и оформляли поставку по телефону. Но эта схема годится только на первое время, когда клиентов минимум и поставщиков тоже немного (год назад их было трое, теперь — десять). С ростом оборота и числа заказов потребовалось экономить время сотрудников.

Чтобы тратить на заявки меньше времени, внедрили программу складского учета. Остановились на облачном решении. Кроме цены и функционала, ориентировались на совместимость с компьютерами Apple, которые мы используем в работе. Теперь заявки формируются в один клик: программа получает сведения о заказах клиентов, определяет необходимое количество экземпляров каждого товара и распределяет их по поставщикам. Для каждой единицы номенклатуры указан поставщик по умолчанию. В день делаем пять-семь заявок на поставки. Передаем их по‑прежнему по телефону, называя артикулы и число единиц товара, поскольку у поставщиков разные электронные платформы и интегрироваться со всеми неудобно. На заявки поставщикам сотрудники стали тратить в три-четыре раза меньше времени.

Используйте данные склада для увеличения прибыли

Складской учет нужен не только для внесения накладных и создания заявок, но и для корректировки ассортимента. В программе фигурируют цена поставки и отгрузки, так что возможен подсчет рентабельности по отдельным артикулам, брендам, поставщикам. В нашем случае эти показатели различаются несильно, но расхождения есть. Если у продукции бренда сравнительно невысокая рентабельность, нужно обсудить с поставщиком скидку или искать нового, чтобы закупать товар дешевле. Если у одного поставщика рентабельность заметно ниже, чем у остальных, стоит от него отказаться или потребовать более выгодных условий.

Тасуйте поставщиков

Ежедневно у одних и тех же поставщиков мы заказываем разный объем и ассортимент товаров. Заказывать маленькую партию невыгодно, поскольку не будет бесплатной доставки. Поэтому, если в результате автоматического формирования заявок оказывается, что конкретному поставщику собрались отправить заказ на незначительную сумму, корректируем ситуацию вручную. Например, если формируется заявка на 2000 руб., то менеджер не заказывает этот товар у поставщика по умолчанию, а присоединяет к другому заказу. Цена продукции у второй компании может быть выше, но в итоге мы выигрываем, так как экономим на доставке. Поэтому ввели правило: партию стоимостью до 5000 руб. присоединяем к более крупному заказу.

Выстраивайте для курьеров экономичные маршруты

Стоит учесть, по какому пути движется курьер, доставляя товары. Правильно построенный маршрут означает, что он сможет развезти больше заказов за день, а топлива уйдет меньше.

Сокращение логистических расходов: как сэкономить и удивить сервисом

Чтобы сэкономить время и силы офисных работников, выстраиваем маршруты автоматически. Используем для этого сервис оптимизации логистики VeeRoute. Это комплекс, состоящий из программы управления доставками и мобильного приложения для курьеров.

Планирование маршрутов входит в базовые функции комплекса. Он получает из программы управления интернет-магазином адреса клиентов, по которым нужно развезти заказы в определенный день, и время, когда это требуется сделать (доставку осуществляем в двухчасовые интервалы). Затем сервис автоматически выстраивает маршруты курьеров так, чтобы на дорогу уходило как можно меньше времени и топлива. Таким образом, средний километраж одной доставки сводится к минимуму.

Чтобы избежать накладок, введите нормирование адресов. Это функционал «Яндекса», который подключается к форме заказа интернет-магазина. Он позволит передавать в курьерское ПО адреса установленного стандарта, и программа не перепутает две улицы Строителей в разных городах.

Контролируйте маршрут и расходы курьеров

Если заказ привезли не вовремя, для клиента это перевесит и качество товара, и цену. А своевременность доставки, как и затраты на топливо, зависит от двух факторов. Это выверенный маршрут и добросовестность курьеров, которые могут отправиться по своим делам на служебном автомобиле или воспользоваться топливной картой в личных целях. Чтобы пресечь такие злоупотребления, стоит ввести план-фактный анализ двух параметров — маршрута и расходов на ГСМ.

Анализ маршрута. Мобильное приложение на смартфонах курьеров фиксирует фактический маршрут с помощью GPS, а каждую доставку курьер в нем отмечает. Программа управления доставками может сравнить километраж и время поездки с запланированным ею маршрутом и расписанием. Если на дорогу по плану уходит 100 км, а курьер проехал 150 км, просим у него объяснений. Разбирательства устраиваем, если курьер не успевает доставить заказ в двухчасовой интервал, указанный клиентом. За нарушения штрафуем, и подобные эпизоды сходят на нет. Кроме того, сотрудник в офисе дополнительно следит, совпадает ли время с плановым. Если видит, что курьер опаздывает, то звонит и спрашивает, что случилось и как ускорить процесс. План-фактный анализ маршрутов позволил снизить стоимость трудозатрат на одну доставку на 10%.

Анализ расходов на топливо. Он возможен, если вместо наличных денег на бензин выдаются топливные карты. В программе управления доставками есть показатель стоимости километра, исходящий из цен на топливо. А в «личном кабинете» программы топливных карт отражаются данные о том, на какую сумму, где и когда заправлен автомобиль. Мы сравниваем, сколько денег у курьера должно было уйти на топливо в конкретный день (сведения из VeeRoute) и сколько он потратил (данные по топливным картам). Если видим расхождение — требуем объяснений, штрафуем. Курьеры привыкают к тому, что воспользоваться топливом компании не получится. Расход бензина в итоге снизили на 30%.

Введите обязательные предупредительные звонки

Если обязать курьеров звонить клиентам за час до доставки, а также предупреждать о задержках, даже минимальных, то покупатель отметит уровень сервиса. Если курьер не успевает доставить заказ с 16 до 18 часов, он должен позвонить, извиниться, предупредить, что приедет только в 18:30.

Чтобы курьеры не отлынивали от этой обязанности, проверяем их. Данные о точном времени доставки берем из мобильного приложения, о точном времени вызовов — из выписки звонков за месяц. Сведения сравниваются, и программа высчитывает, вовремя ли курьер звонит клиентам. Эту функцию дорабатывали самостоятельно (в штате есть ИТ-специалист, периодически привлекаем сторонних подрядчиков для ИТ-услуг).

Результаты сокращения логистических расходов

За год стоимость доставки уменьшилась в два раза, количество опозданий курьеров — в пять раз. Стоимость доставки зависит и от числа клиентов (чем ближе адреса на карте, тем меньше времени и топлива будет потрачено на дорогу от одного к другому). А основные факторы улучшений — автоматическое построение маршрутов и жесткий контроль над курьерами. За счет этого получается возложить на одного сотрудника больше доставок в день, так что каждая из них удешевляется. Загрузка менеджеров по планированию маршрутов снизилась втрое.

Информация об авторе и компании


Родион Репин окончил МГИМО. В 2004–2006 годах — управляющий директор Face2Face AAT (Sorec Group), с 2006‑го по 2007‑й — директор по развитию бизнеса Coral Рromotion. Соучредитель и исполнительный директор MillionAgents — поставщика данных о товарах в рознице; соучредитель и генеральный директор производственной компании CaneSugar. В 2014 году стал соучредителем, а в 2015‑м — генеральным директором компании «Покорми зверя».

«Покорми зверя» — сервис ежемесячной доставки на дом кормов и других товаров для кошек и собак. Основан в 2014 году. Действует в Москве и Подмосковье (с марта 2016 года — доставка по всей стране). Штат — десять человек. Официальный сайт —www.feedthebeast.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль