5 способов снизить затраты на предприятии

676
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Если компания отгружает со склада продукцию сотне дистрибьюторов, нужно, чтобы он работал на отлично. Наш склад делится на две зоны: площадь из восьми «улиц» около 3300 м2 для хранения продукции и площадь 700 м2 для комплектации поставок. Товар приходит из двух источников. Первый — собственное производство, расположенное рядом со складом. Оттуда продукция поступает равномерно на протяжении дня. Второй — другие предприятия нашего холдинга, откуда зимой ежедневно приходит одна машина, летом — до четырех.
Юрий Кузьмин, 
заместитель генерального директора компании «Ярославские краски»

В этой статье вы прочитаете: 

  • Пять способов снизить затраты на предприятии, ускорить отгрузки и улучшить сервис на складе
  • Как уберечь товар от повреждений при упаковке 
  • Как экономить на топливе, если спрос на продукцию сезонный
  • Как сократить расходы на содержание и эксплуатацию склада
  • Как снизить стоимость перевозки одного килограмма продукции на 40%

Как снизить затраты на предприятии с сезонной загруженностью? Этот вопрос актуален для многих коммерсантов. Из‑за ярко выраженного сезонного спроса на лакокрасочную продукцию число и объем отгрузок со склада неравномерны в течение года. Зимой объем отгрузок снижается: не более 700 тонн ежемесячно. Летом он возрастает в пять-шесть раз и достигает 4000 тонн в месяц. Причем приходят не малотоннажные грузовики по 1,5–10 тонн, как зимой, а трейлеры грузоподъемностью до 20 тонн. На самовывоз отправляем 90% продукции, так что оперативная погрузка на машины заказчиков критически важна. Мы опробовали малобюджетные и безбюджетные способы, которые позволили ускорить работу склада и улучшить качество обслуживания.

Способ 1. Комплектация палет с учетом типоразмеров

Краски, лаки, эмали, грунтовки поступают на склад в коробках, ведрах или канистрах. Они грузятся на палеты, которые упаковываются в пленку и в таком виде передаются на погрузку. Это 800 наименований продукции и 140 типоразмеров.

Типоразмер включает два показателя: высоту тары и число штук, которое умещается в один ряд на палете. Раньше палеты формировали в два этапа. В зоне хранения набирали продукцию разных размеров по порядку ее размещения на полках. А в зоне комплектации палеты нагружали заново, исходя из вида транспорта. До загрузки материал в 60–70% случаев перебирался дважды. Палеты с разнородной продукцией не обеспечивали сохранность содержимого, и перевозить их было труднее. Сложно было делать предварительный расчет отгрузки — вычислять количество палет по заказу клиента на основе вместимости транспорта. Определяя, сколько палет потребуется, учитывали только число единиц в высоту, а количество в ряду во внимание не принимали. Поэтому доля ошибок в расчетах доходила до 30–40%.

Чтобы оптимизировать затраты времени и сил, изменили подход и к размещению продукции в зоне хранения, и к порядку ее набора на палету. Каждому продукту присвоили номер типоразмера в зависимости от высоты тарного места и числа штук в ряду на палете. Разместили на каждой «улице» склада тару только одного типоразмера. За счет этого на палете формируются ряды из тары одной высоты, которые крепко держатся. Сохранность продукции в дороге улучшилась. Палеты комплектуем в зоне хранения, исходя из вместимости транспорта, а в зоне комплектации обматываем пленкой и грузим на машину. Этот подход вводили с 2014 года, окончательно внедрили в 2015‑м.

Результат. Повторную сборку палеты теперь делаем редко — только если приходит машина не той грузоподъемности, что была запланирована. Высвободили часть техники и теперь в зоне комплектации заказов держим один резервный автопогрузчик. Потребовалось только потратить время на перераспределение продукции по «улицам». Сотрудники склада хорошо восприняли изменения, потому что их работа упростилась.

Решение позволило делать предварительные расчеты отгрузок и составлять разные варианты загрузки автотранспорта с учетом его вместимости. Точность доходит до 95%. Если мы знаем тоннаж машины, которая придет за товаром, то можем в свободное время, не дожидаясь ее прибытия, подготовить товар к отгрузке. Поэтому грузовик не ждет комплектации заказа. Время отгрузки клиентам сократилось. Снизилось и число случаев боя тары с продукцией: за год число претензий по этому поводу уменьшилось на 20%.

Способ 2. Контроль сроков годности

Продукция имеет срок годности — важно своевременно отгрузить ее партнерам по рознице. В программе складского учета мы настроили функцию отслеживания срока годности. Гарантийный срок хранения каждого продукта заносится в карточку в программе учета при приеме на склад — вместе с номером партии и датой изготовления. Стоит выбрать конкретный товар, и программа покажет, продукция с каким сроком хранится на складе. Таким образом, исключается отгрузка товара с истекающим сроком годности. Первого числа каждого месяца программа сообщает, какое количество продукции, вплоть до одной коробки, со сроком годности меньше шести месяцев находится в конкретной ячейке.

Результат. Следуем принципу FIFO (англ. first in, first out, «первым пришел — первым ушел»): товар, который поступил раньше, отгружаем в первую очередь. Строим выборки данных, задав срок годности (например, 8, 10 или 12 месяцев), и можем заранее увидеть, что на складе скапливается продукция, чей срок подходит к предельно допустимому. За счет временнóго зазора успеваем стимулировать сбыт товара с помощью акций и распродаж. Еще программа помогает принимать решения по изменению товарного портфеля, вплоть до прекращения выпуска продукции.

Способ 3. Перемещение продукции дважды в год

При сборе палет путь автопогрузчика зависит от комплектации ячеек. Это влияет и на расход топлива. Маршрут автопогрузчика задает программа на основе ведомости на отгрузку. Естественное решение — поместить самые востребованные товары ближе к зоне комплектации. Но спрос на продукцию в целоми на отдельные категории меняется в зависимости от времени года. Например, зимой выше спрос на лакокрасочные материалы для внутренних работ, а с весны — для наружных. Поэтому мы решили два раза в год, перед зимним и летним сезонами, перемещать востребованную продукцию в начало «улиц» — на участки, которые ближе к зоне комплектации.

5 способов снизить затраты на предприятии

Результат. Маршруты движения автопогрузчиков оптимизировались. Сократилось время отгрузки, можно избежать лишних действий техники и людей. К тому же экономим средства на топливо для погрузчиков: например, в 2015 году эти затраты снизились на 7,5% по сравнению с предыдущим годом (из расчета на обработку одной тонны продукции на складе).

Способ 4. Двухъярусное заполнение

Раньше при загрузке автотранспорта мы использовали не все внутреннее пространство кузова машин. Чтобы для перевозки заданного объема товара сократить расходы на транспорт, внедрили метод двухъярусного заполнения: контейнер или вагон загружаются палетами в два уровня.

Мы рассматривали два варианта двухъярусного заполнения. Первый: изготавливать каждую палету в форме ящика, обивать деревом со всех сторон и ставить две палеты друг на друга. Для этого требовалось много пиломатериалов и дополнительные человеческие ресурсы. По нашим расчетам, такой вариант привел бы к удорожанию каждой единицы продукции на 2–3 руб. при средней стоимости 100 руб. за килограмм. Поэтому приняли и внедрили второй вариант. С учетом стандартной высоты контейнера или вагона — 2,4 м — вдоль бортов ставятся деревянные щиты высотой 1,2 м, сверху укладывается настил, а на нем размещается второй ярус палет.

Для этого нужны пиломатериалы (годится необрезная доска лиственных пород, которую можно приобрести по минимальной цене). Технически это несложно, так что работу выполняют штатные сотрудники склада.

Результат. Контейнеры и вагоны загружены на 100%, за счет этого снижаем стоимость доставки. Если рассчитать экономию, например, при использовании водного контейнера, стоимость перевозки одного килограмма продукции сократилась на 40%.

Способ 5. Инвентаризация по штрихкодам

На любом складе регулярно проводится инвентаризация. В нашем случае — ежегодная бухгалтерская и текущая, один-два раза в неделю. Текущая инвентаризация затрагивает только нижний ярус стеллажей, откуда комплектуются заказы, а годовая проверка — весь массив продукции на складе. Раньше все четыре яруса до высоты 6 м можно было охватить двумя способами: либо снимать палету, пересчитывать товар и ставить на место, либо в люльке поднимать на уровень яруса двоих человек, которые фиксировали на бумаге сведения о продукции. На это уходило много сил и времени, ведь требовалось учесть товары на 4800 палето-местах, а затем свести полученные данные воедино. Мы задействовали минимум по три человека на каждую «улицу» на складе и бухгалтеров в офисе.

Шесть лет назад для инвентаризации начали использовать терминалы сбора данных, и оказалось, что для годовой проверки хватает одного человека на «улицу». Терминал со считывателем заводского штрихкода соединен с программой складского учета. Сотрудник наводит считыватель на штрихкод, получает информацию (номер ячейки, ее содержимое, наименование и количество материала), проверяет данные и нажимает кнопку «Подтвердить». Если есть расхождение между полученными данными и сведениями, хранящимися в программе учета, он тут же их исправляет. Вся информация автоматически попадает в общую ведомость, сводить вручную ничего не требуется.

Для выбора терминалов мы изучали опыт других предприятий в Москве и Ярославле, сами испытали в работе три-четыре варианта. Они похожи, импортного производства. И практически у всех одна проблема: с ними сложно работать при низких температурах на улице. В помещениях проблем с эксплуатацией не возникает. Мы выбирали ударопрочные терминалы, чтобы продлить срок службы. Для логистического комплекса нашего масштаба достаточно восьми терминалов. Использовать их просто, работники быстро учатся.

Результат. Сроки инвентаризаций сократились втрое. Если раньше годовая проверка занимала три дня, то теперь — один. На еженедельную инвентаризацию уходит пять-десять минут в конце рабочего дня.

Информация об авторе и компании


Юрий Кузьмин окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1998 года — заместитель генерального директора компании «Ярославские краски».

«Ярославские краски». Выпускает лакокрасочные материалы декоративного назначения. Производственная площадка и головной офис — в Ярославле, филиалы — в Барнауле, Новосибирске, Самаре, Саратове, Уфе. Поставляет продукцию в более чем 10 тыс. розничных точек на территории России и СНГ. Компания основана в 1999 году. Штат — 370 человек. Официальный сайт —www.yarkraski.ru

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль