Организация службы логистики на предприятии с нуля

540
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Наша компания импортирует товары, поэтому значительные средства затрачиваются на организацию логистической цепочки. Мы решили оптимизировать расходы и в 2007 году разделили транспортные потоки на региональные, городские и европейские перевозки. Благодаря этому увеличили прибыль в два раза, а вероятность задержки груза свели к нулю.
Ольга Назарова,
старший специалист по развитию компании «Элснаб»

В этой статье вы прочитаете:

  • Как рационально использовать транспортные потоки
  • Как повысить эффективность доставок
  • Как создать логистический отдел с нуля и определить квалификацию сотрудников

Организация службы логистики на предприятии: европейская логистика

Доставка товаров из Европы происходит дважды в месяц, вес груза — от 10 тонн. Если бы мы осуществляли международные перевозки самостоятельно, пришлось бы брать в штат водителя, а это дополнительные расходы на командировочные и топливо. Потребовалось бы покупать или арендовать машину, которая бы бóльшую часть времени простаивала. Поэтому решили прибегнуть к услугам транспортной организации. Выбирая компанию, обращали внимание на репутацию, отзывы клиентов, тарифы, наличие необходимых документов (выписки из ЕГРЮЛа, ИНН, лицензии на оказание услуг грузоперевозок), соответствие банковских реквизитов и пр.

Обратите внимание: если вы планируете импортировать товары, вам потребуется множество документов.

Инвойс — коммерческий документ, в котором указано наименование товара, количество единиц продукции, цена за штуку и общая сумма к оплате. Обязательно должны быть дата, номер, названия компаний и реквизиты покупателя и продавца. Это важный документ для международных перевозок, его в обязательном порядке требуют на таможне. Часто от подробностей, указанных в инвойсе, зависит скорость прохождения пограничных таможен.

Упаковочный лист. Документ схож со счетом-фактурой. Часто много информации дублируется, но в упаковочном листе, кроме данных об отправителе и получателе, наименовании груза, также указаны весовые характеристики товара и упаковок, их объемы и сведения об упаковке.

CMR (от англ. consignment note) — международная товарно-транспортная накладная. Она служит фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, и содержит в себе практически всю информацию по транспортировке. Накладную составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик.

Сертификат происхождения товара СТ 1. Документ, который подтверждает страну происхождения товара, выданный уполномоченным органом экспортера. Он необходим для таможенных органов страны, которая импортирует продукцию: для тарифного регулирования ввозимых товаров, получения льготных тарифов, беспошлинного ввоза, освобождения от дополнительных налогов.

Сертификат происхождения оформляется на каждую поставку по инвойсу. Срок изготовления — один-два рабочих дня. Стоимость — 12 980 руб.

Организация службы логистики на предприятии с нуля

В чем выгода. Предположим, вы купили товар весом 50 кг на сумму €5 тыс. Расчеты производятся следующим образом. Стоимость услуг транспортной компании — €250. Таможенная пошлина рассчитывается, исходя из таможенной стоимости, которую умножают на пошлины (ставка прописана в Едином таможенном тарифе Таможенного союза). Курс евро — 80,2 руб. Таким образом, таможенная стоимость — 421 050 руб. (€5000 × 80,2 руб. + + €250 × 80,2 руб.). НДС (18%) составит 81 473,18 руб. ((421 050 + 31 578,75) × × 18%). Размер таможенной пошлины — 31 578,75 руб. (421 050 × 7,5%).

Общая сумма таможенных платежей — таможенный сбор (размер таможенных сборов за таможенное оформление товаров, который зависит от суммы таможенной стоимости) + пошлина + НДС — составляет 114 051,93 руб. (1000 + 31 578,75 + + 81 473,18). Это немало, поэтому мелкие грузы возим дважды в месяц.

Доставка по городу

Логистическая цепочка компании включает три этапа.

Этап 1. Перевозчик доставляет груз из Европы в Москву, где разгружает товар на складе нашей компании.

Этап 2. Далее используем собственную машину. Загружаем товар и везем до терминалов, принадлежащих транспортным организациям, с которыми мы работаем в России.

Этап 3. Логистическая фирма принимает товар и перевозит его до пункта назначения.

В терминале транспортной компании груз передается ее представителям, затем доставляется конечному потребителю. Транспортировку до терминала осуществляем собственными силами. На это есть две причины.

Первая — и главная: сторонние компании транспортируют грузы сразу нескольких организаций, поэтому в некоторых пунктах они могут задержаться из‑за пробок или поломки машины. По этой причине клиент может не получить груз вовремя, и у него сформируется негативное отношение к организации.

Вторая причина: собственная доставка до терминала обходится дешевле, нежели услуги логистической компании, которая забирала бы товар с нашего склада. При этом дополнительные расходы пришлось бы перекладывать на клиента.

Собственная логистика открывает перед компаниями два преимущества.

Экономия денежных средств. Два года назад мы приобрели новую машину грузоподъемностью до двух тонн за 2 млн руб. Высокая грузоподъемность была главным критерием. Покупку подержанного автомобиля мы не рассматривали: тогда пришлось бы закладывать больше денег на ремонт бывшей в употреблении машины. Мы не знаем наверняка, в каких условиях она эксплуатировалась. Нельзя, чтобы машина простаивала на ремонте в то время, когда она нужна в рабочем состоянии. На этом не следует экономить.

Кроме того, если привлекать сторонние компании для транспортировки по городу, то стоимость услуги составила бы в среднем от 10 тыс. руб. в день. А это означает удорожание перевозки. Следовательно, собственный транспорт сокращает затраты.

Своевременность доставки. Мы самостоятельно устанавливаем, когда отгружать продукцию для отправки в терминал. Каждое утро в 8:30 водитель принимает товар и везет его в погрузочный терминал.

При передаче груза в транспортную организацию водитель предоставляет следующие документы, оформленные в нашей компании.

Счет-фактура. Коммерческий документ, в котором отражена сделка между покупателем и продавцом. Необходимо указать наименование товара, его количество, цену за единицу и сумму к оплате. Обязательно должны быть дата, номер, названия компаний и реквизиты покупателя и продавца. Дополнительно могут указываться условия сделки, сроки и способы оплаты и отгрузки.

Товарная накладная — документ, применяемый для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Товарную накладную оформляет поставщик товара. Она составляется в двух экземплярах. Первый остается в компании, сдающей товарно-материальные ценности, и выступает основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации.

Если стороны находятся в отношениях поставки, товарная накладная составляется при доставке товара на склад покупателя. Для продавца этот документ первоначально фиксирует операцию с товаром, а для покупателя товарная накладная отражает появление нужной продукции в его сфере.

Региональная логистика

Организовывать собственный автопарк для доставки товара в регионы не было смысла. Мы ежедневно посылаем грузы в терминалы транспортных компаний, после чего они отправляются в регионы, к тому же вес грузов различается.

Если перевозить грузы в регионы самостоятельно, нужны несколько машин с разной грузоподъемностью. При такой специфике, весе грузов и частоте отправки, как у нас, это невыгодно, изатраты на автопарк не окупились бы. Поэтому мы воспользовались услугами транспортной компании, которая доставляет грузы по России из своих терминалов, куда, в свою очередь, наша организация привозит продукцию.

Выбирая компанию-перевозчика, ориентировались на количество терминалов, представленных в городах России. Это нужно, чтобы клиент мог получить товар в ближайшем к нему терминале. В итоге остановились на двух компаниях, чей охват составил более 100 тыс. населенных пунктов России. Благодаря такой логистике грузы по стране доходят до клиента за три-пять дней. В логистической компании есть система оповещения, которая отправляет на электронный адрес уведомления о состоянии груза. Поэтому мы всегда в курсе происходящего. В случае непредвиденных обстоятельств за целостность груза отвечает логистическая компания.

Три совета руководителю

Проверяйте документы и водителей. При водителе должно быть удостоверение и документ, подтверждающий, что он уполномочен водить грузовую машину и транспортировать груз.

Кроме того, в поездке сотрудник должен иметь при себе ПТС, справку о техосмотре, страховку и путевой лист с данными о водителе и автомобиле.

Обращайте внимание на тарифы. Если ваша компания транспортирует разные по весу товары, вам нужны несколько машин. Если вы пользуетесь услугами сторонних организаций, учитывайте, что минимальная стоимость доставки превысит 10 тыс. руб. в день. Эти расходы лягут на клиента.

Оптимизируйте состав отдела логистики. Подбирая персонал, обращайте внимание на гибкость мышления, способность находить оптимальные варианты доставки (учитывая способ, стоимость, возможности клиента и условия на складе), стрессоустойчивость и умение работать в режиме многозадачности.

Кроме того, будущий сотрудник должен быть внимательным, иначе вы понесете убытки. Так, если транзитная декларация или электронный вид книжки TIR (электронная декларация для таможни) заполнены с ошибками, машину могут задержать на таможне на срок до 48 часов. А сутки стоят от €150. При этом урегулирование ситуации займет до семи дней.

Результат

За восемь лет мы не потеряли ни одного клиента. Благодаря отлаженной работе логистического отдела задержки в поставках свелись к нулю.

Информация об авторе и компании


Ольга Назарова окончила Южно-Уральский государственный университет. Работала в компании «ПИК Партнерс» руководителем отдела маркетинга. В нынешней должности с 2014 года.

«Элснаб» специализируется на продаже и обслуживании низковольтного электротехнического оборудования. Эксклюзивный дистрибьютор чешской марки электрооборудования в России. Компания основана в 2006 году. Штат — 188 человек. Официальный сайт — www.elsnab.ru

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль