text
Коммерческий директор

Игра для персонала, которая за месяц научит сейлза управлять компанией

  • 7 июня 2016
  • 1331
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Мы открываем два-три магазина каждый год. Соответственно, нам ежегодно нужны более сотни опытных работников. Более половины из них растим внутри компании. Поэтому инвестируем немалые силы и средства в обучение и организуем свыше сотни тренингов в год.

Екатерина Суслова,
начальник отдела развития персонала компании «ОБИ Россия»

В этой статье вы прочитаете:

  • Как развивать системное мышление и растить лидеров с помощью игры для персонала
  • Как поручить рядовому менеджеру управление магазином, не опасаясь за прибыль
  • Как сократить на 30% затраты на тренинги благодаря игре для обучения персонала

Игры для персонала помогают справиться с основной причиной, которая ограничивает рост работников, — недостаточно развитым системным мышлением. Выработать его за один тренинг невозможно. Поэтому задумались о новом инструменте, который оперативно и с минимальными затратами помог бы развить данную компетенцию.

Прочитав статью сотрудников Калифорнийского университета о влиянии компьютерных игр на развитие мозга ребенка, в которой говорилось, что игры в жанре стратегии помогают формировать системное мышление, адаптировали идею к нуждам компании. В результате родилась компьютерная игра «Ритмен» (сокращение от «ритейл-менеджер»).

Игры для персонала: суть симуляции для менеджеров

Задача компьютерной симуляции — развить системное мышление и быстро погрузить игроков в бизнес-процессы, происходящие в магазине. Игра рассчитана на работников 25–35 лет на руководящих позициях (старших сотрудников, начальников отделов, директоров магазинов и заместителей директоров), многие из которых выросли на Warcraft, Age of Empires, SimCity, Tycoon и других популярных компьютерных играх.

Игроки выступают в роли директоров виртуального гипермаркета. Игра разбита на 24 хода, или два виртуальных года, за которые надо заработать максимальное количество денег, выражающееся показателем «накопленная прибыль». Директор управляет четырьмя базисными блоками: продажами, персоналом, логистикой и административными расходами.

В ходе игры, как и в жизни, возникают неожиданные ситуации, которые требуют оперативного реагирования. Допустим, игрок открывает магазин, обходит территорию и, отпирая замки входной группы, видит, что лопается труба конвектора и с потолка льется вода. Торговый центр закрыт, обслуживающий персонал еще не работает. При этом директор не знает, как действует система, и не в состоянии прекратить «водопад», а открытие магазина — через полчаса. Игра задает вопрос: «Ваши действия?». Эта опция реализована в виде дополнительных вопросов с кейсами, где участник принимает решение, влияющее на главные показатели магазина. Оно может и принести дополнительную прибыль, и снизить ее.

После каждого хода выводятся промежуточные результаты. Таким образом, участники игры анализируют действия и корректируют ситуацию в следующих ходах. Благодаря этому и развивается системное мышление. Вместе игроки учатся расставлять приоритеты, самостоятельно принимать решения и просчитывать риски.

Игра обязательна для сотрудников на руководящих позициях. При этом для каждой должности установлен уровень прибыли, на которую игрок должен выйти. Например, для начальника отдела продаж — 500 млн виртуальных рублей. Если этот уровень достигнут, сотрудник соответствует должности в рамках общей системы обучения и развития работников компании.

Как выбрать разработчика

Чтобы выбрать подрядчика, объявили тендер на разработку. Основное требование: игра должна повторять бизнес-процессы реального магазина и вовлекать в обучение. Главный критерий отбора подрядчика — интерес к проекту и готовность фантазировать вместе с нами. В результате остановились на компании, которая задавала уточняющие вопросы, предлагала разные варианты игры.

Рабочая группа. В нее вошли 20 экспертов. Главными из них были директора магазинов и заместители. Кроме того, в группу включили регионального менеджера по обучению, менеджера по закупкам, менеджера по информационным технологиям, менеджера по охране труда и окружающей среды.

На протяжении двух месяцев разработчики проводили в магазинах по три-четыре часа, чтобы вникнуть в процессы и достоверно описать их в техническом задании. Встречались с директорами и спрашивали, как у них проходит день, как они его планируют. Или как поступают, когда товар пришел либо, наоборот, не поступил в магазин, а на него уже объявлена акция. Эти данные создатели игры переводили в электронный формат. После сбора информации разработчики приступили к написанию технического задания. Потом следовал этап разработки дизайна и программирования. На создание игры ушел год.

Подготовка сотрудников. Перед запуском рассказывали об игре на внутренних ресурсах компании (в журнале «ОБИ Лайф» и на «ОБИ ТВ»), используя тизеры «Ожидайте игру — новый инструмент обучения» или «Ты сможешь сесть в кресло директора и управлять магазином». Таким образом подогревали интерес сотрудников к новому обучающему инструменту.

Тестирование и запуск деловой игры для персонала

Тестирование игры для обучения персонала. В нем участвовали свыше ста человек. Разработчики отправляли ссылку руководителям, которые два месяца проверяли игру на реалистичность и правильность заложенных принципов. Выявили ошибки. Например, подрядчик перепутал важные для ритейла термины «покупатели» и «посетители», что приводило к неверным подсчетам.

Запуск. Официально деловую игру для обучения персонала запустили летом 2015 года. С тех пор в роли директора магазина попробовали себя свыше 900 человек.

Первое, с чем мы столкнулись при запуске игры, — техническая ошибка, которую не учли во время тестирования. Мы не ожидали, что внедрение игры вызовет такой ажиотаж. Поняли, что она не рассчитана на одновременное участие даже 30–35 людей и поэтому зависает. Вопрос решали оперативно: за две недели разработчики внесли изменения в алгоритм формирования базы данных, а также хранения и быстрого извлечения из нее информации после каждого хода игрока.

Турнирная таблица. Как и во всех виртуальных симуляторах, в игре есть внутренний рейтинг. Каждый игрок смотрит, до какого уровня ему удалось добраться. Это позволяет сотрудникам соревноваться друг с другом и еще больше вовлекаться в процесс обучения (рисунок 3). Были случаи, когда руководители проходили игру не по одному разу только ради того, чтобы обогнать коллегу в рейтинге.

Ежемесячно отдел обучения формирует отчет, указывая, какие магазины участвуют в игре, сколько сотрудников сыграли и с каким результатом. Так мы мотивируем руководителей упражняться в управлении продажами в игровой реальности.

Игровая аналитика и инсайты. Чтобы повысить вовлеченность, игрок выплачивает «сотрудникам» премию. Как результат, виртуальные подчиненные довольны, вовлеченность в работу растет, КПД увеличивается. Но, например, через два виртуальных месяца денежная мотивация приводит к резкому спаду вовлеченности. Тогда «директор» решает, каким образом повысить этот показатель.

Сроки прохождения игры. В течение месяца руководители проходят игру в обязательном порядке, ограничений по количеству попыток нет. Поэтому если в первый раз не получилось, можно попробовать второй, третий, четвертый раз.

Результаты использования игры для персонала

Благодаря игре для обучения персонала на 30% уменьшились затраты на тренинги. На 85% сократилось время на обучение одного руководителя. При этом на 10% снизилась текучесть кадров среди внешних руководителей.

Мы планируем обучать до 200 руководителей ежегодно, а также использовать игру как инструмент отбора кандидатов и знакомства с бизнес-процессами в гипермаркетах.

Информация об авторе и компании


Екатерина Суслова окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Начала карьеру в компании KPG Resources как консультант по подбору персонала. В OBI пришла на позицию менеджера по подбору персонала. С 2010 года — в нынешней должности.

OBI — европейская сеть магазинов формата DIY («сделай сам»). В настоящее время у компании более 630 гипермаркетов в десяти странах Западной и Восточной Европы. В России начала свою деятельность в 2003 году с открытия сразу двух гипермаркетов и стала первой DIY-сетью на отечественном рынке. В настоящее время в РФ работает 25 гипермаркетов OBI. Штат — более 5000 человек. Официальный сайт — www.obi.ru

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.