Обучение персонала компании: как оценить эффективность тренинга

2561
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Оценка эффективности, применение полученных знаний и закрепление навыков на практике — одни из наиболее важных условий успеха в обучении персонала. Мы тестируем и экзаменуем наших сотрудников после каждого пройденного курса. И это делается не только ради них, но и для совершенствования программ обучения. Не стоит забывать, что качество методологии преподавания играет не последнюю роль в усвоении пройденного материала.
Татьяна Климентьева,
директор по персоналу, «Абсолют», Москва

В этой статье вы прочитаете:

  • Как эффективно организовать обучение персонала компании
  • Как оценить результаты тренинга

Тот факт, что сотрудники посетили дорогостоящий семинар или тренинг, даже от очень популярного и именитого консультанта или тренера, еще не означает, что цель достигнута и обучение персонала компании поможет эффективно применять ключевые знания и навыки в рабочем процессе. Поэтому после того, как занавес опущен и тренер представляет внушительных размеров отчет по проведенному занятию, перед директорами встает вопрос: на самом ли деле сотрудники умеют и знают все, о чем говорится в рапорте? Для многих этот вопрос очень актуален: они не понимают и не знают, как проверить результат обучения. Мы выработали собственную методику обучения и оценки, внедрили ее в необычном отраслевом формате и надеемся, что она окажется полезной для вас.

Обучение персонала компании в учебном центре

Когда в 2008 году грянул кризис, наша отрасль экономики — недвижимость — пострадала, чуть ли не сильнее всех. Игроки рынка сильно урезали бюджеты на обучение персонала. Но, как говорится, нет худа без добра. Именно тогда, при нулевом бюджете и глубокой депрессии на рынке, у нас появилась мысль создать внутриотраслевой учебный центр. Эту идею поддержали семь компаний, и в 2009 году мы создали REMI (Real Estate Management Institute), фактически институт менеджмента на рынке недвижимости, основной целью которого стало формирование в отрасли единых стандартов качества услуг. Позже к проекту присоединились еще два уважаемых игрока, и сегодня пул участников — это девять ведущих компаний рынка недвижимости России. 2 марта этого года инновационный HR-проект REMI получил свидетельство о государственной регистрации. Теперь официальное название Real Estate Management Institute — «Некоммерческое партнерство содействия развитию деловых связей и профессиональных навыков в области девелопмента, недвижимости, строительства и управления недвижимостью «REMI — Центр управленческих технологий в недвижимости» (НП REMI).

Мы не добились бы поставленной цели, не создав систему качественного обучения. Ведь один в поле не воин: невозможно достичь высокого уровня компетентности без обмена опытом с другими игроками рынка, пусть даже с вчерашними конкурентами.

Эффективность обучения персонала с помощью специалистов

Преподавательский состав REMI — это сотрудники компаний — участников нашего партнерства и несколько приглашаемых на отдельные тренинги внешних специалистов (представители компаний-партнеров, консультанты, бизнес-тренеры и многие другие). Поэтому REMI удовлетворяет и еще одну нашу потребность — в экономии — за счет пропорционального разделения расходов на всех и вклада компаний в виде собственных ресурсов (аудитории, лекторы, методические материалы и пр.). Если же в нашей команде нет специалиста, который может комплексно осветить нужную тему, мы используем «тренинг в складчину». То есть все компании-участники сбрасываются на оплату работы внешнего консультанта. Согласитесь, есть разница заплатить 150 000 руб. за работу тренера из кошелька одной компании — или девяти.

Оценка эффективности обучения персонала: теория и практика

Основная программа нашего центра управленческая, она предназначена для менеджеров среднего звена, то есть линейных руководителей компаний, — «Эффективный руководитель». Это годовой курс обучения, очень похожий на MBA, только в сокращенном варианте и полностью построен на опыте компаний отрасли. Есть у нас и мастерская практического опыта, и прикладной курс практикумов, которые проходят непосредственно на объектах недвижимости.

Как мы подбираем темы для обучения персонала компании

Чтобы программа обучения оставалась актуальной, мы активно привлекаем к сотрудничеству практиков, ищем лучший опыт. Например, если у одной из компаний-участников имеется какое-либо интересное бизнес-решение, новая технология в недвижимости и сотрудник этой компании готов рассказать об этом на нашем занятии — милости просим. Но только если тема будет принята учениками, которые голосуют за предлагаемые курсы на нашем сайте. Если вопрос интересен, мы договариваемся о формате занятия, об основных методологических параметрах, а содержательную часть — кейсы, раздаточные материалы лектор готовит самостоятельно, хотя при необходимости мы готовы оказать помощь и в этом.

Приветствуем и инициативу самих слушателей: собираем заявки, в которых они отмечают актуальные и интересные темы и вопросы, после чего анализируем эти запросы и находим специалистов, которые могут наиболее подробно и развернуто изложить ту или иную тему. Иногда таких специалистов несколько, из разных компаний, тогда мы предлагаем формат круглого стола.

Для установления взаимной связи мы проводим предтренинговое анкетирование, во время которого слушатели расставляют для преподавателей акценты: на каком вопросе стоит остановиться более подробно, а что не требует детального уточнения. Это существенно повышает эффективность занятия, поскольку учитываются ожидания аудитории.

Оценка эффективности обучения персонала

Мы ведем статистику эффективность обучения персонала. Например, в 2009 / 10 учебном году обучение по курсу «Эффективный руководитель» прошли 103 человека, завершили только 53, из которых диплом получили 34 студента и 11 из них — с отличием. Уровень требований к слушателям высокий, обучение требует серьезной включенности в процесс, много материала приходится изучать самостоятельно, преподаватели контролируют процесс усвоения материала посредством системы домашних заданий, тестов, контрольных кейсов. Те, кто не справляется, не получают сертификат и не допускаются к выпускной дипломной работе.

Чтобы объективно оценить уровень преподавателей, мы привлекаем самих обучающихся. Были случаи, когда лектор идеально разработал программу своего курса, а вот донести информацию до слушателей не сумел. Одно дело знать тему, и совсем другое — уметь объяснить ее аудитории. В таких ситуациях преподавателя заменяли.

И на этот случай мы разработали анкету с пятибалльной оценкой эффективности тренинга и прослушанного курса: насколько в целом была полезна информация, применимы ли приобретенные знания на практике, удалось ли преподавателю доступно изложить их аудитории (таблица 1). Помимо этого мы определяем эффективность обучения по завершении каждого курса: предлагаем участникам решить задание, составленное с учетом специфики нашего бизнеса и содержания курса, или проводим итоговое тестирование. Слушатели представляют свои решения аудитории, что дает возможность оценить как индивидуальную работу каждого ученика, так и, что очень для нас важно, его участие в команде, без чего даже высококвалифицированный специалист не сможет добиться успеха в базовой для девелопмента проектной деятельности. При трехбалльной системе оценки максимум, который можно получить индивидуально за работу в команде, составляет 12 баллов, за умение защитить свое решение — 6 баллов. Групповая работа оценивается практически так же: максимум за решение — 12 баллов, за оценку презентации — 8 баллов (таблица 2).

Таблица 1. Анкета обратной связи. Фамилия, имя ученика, компания_________________________________________________
Критерии оценки Темы занятий
Первое занятие Второе занятие
Соответствие содержания курса ожиданиям
5 — Превзошел ожидания
4 — Соответствовал ожиданиям, я получил всю интересующую меня информацию
3 — Частично соответствовал ожиданиям
2 — Интересующая меня информация была дана в незначительном объеме
1 — Не оправдал ожиданий
## ##
Комментарий к занятию ### ###
Новизна полученных знаний
5 — Много новой и полезной информации
4 — Достаточное количество новой и полезной информации
3 — Некоторые темы были новыми и полезными
2 — Мало новой и полезной информации
1 — Ничего нового и полезного
## ##
Комментарий к занятию ### ###
Доступность изложенного материала
5 — Отличная подача информации
4 — Материал полностью понятен, изложение было доступным
3 — Материал понятен, но были вопросы, в которых до конца не разобрался
2 — Непонятной осталась большая часть материала
1 — Материал абсолютно непонятен
## ##
Комментарий к занятию ### ###
Практическая ценность материала
5 — Все полученные знания можно легко применять в работе
4 — Большую часть полученных знаний можно применять в работе
3 — Не все полученные знания можно применять в работе
2 — Полученные знания крайне сложно применить в работе
1 — Полученные знания абсолютно неприменимы в работе
## ##
Комментарий к занятию ### ###
Уровень квалификации преподавателя
5 — Очень высокий
4 — Высокий
3 — Средний
2 — Недостаточный
1 — Низкий
## ##
Комментарий к занятию ### ###
Уровень организации обучения
(аудитория, раздаточный материал, техническое оснащение и пр.)
5 — Превзошел все ожидания
4 — Обучение прошло хорошо, без накладок
3 — Накладки были, но они не повлияли на процесс обучения
2 — Накладки были, и они повлияли на процесс обучения
1 — Низкий уровень организации обучения
## ##
Комментарий к занятию ### ###
Комментарии по итогам курса ### ###
Источник: предоставлено автором статьи
Таблица 2. Система оценки работы с итоговым заданием
Индивидуальная оценка Максимум
Работа в команде 12
0 — слабо, 1 — средне, 2 — сильно
Поддержка управляемости групповой дискуссии
Умение соблюдать групповые интересы и нацеленность на результат
Умение слушать
Умение говорить по существу
Умение интегрировать другие точки зрения
Вовлеченность, активность
Навыки ведения презентации 6
0 — слабо, 1 — средне, 2 — сильно
Контакт с аудиторией (визуальный, вербальный и эмоциональный, эмпатический, удерживание внимания аудитории)
Контроль времени и соблюдение временных рамок
Групповая оценка Максимум
Итоговая оценка решения 12
0 — слабо, 1 — средне, 2 — сильно
Есть понимание и проведен анализ проблем, поставленных в задании
Решены все задачи
Использованы оптимальные концепции и модели курса
Имеются практические навыки решения проблем
Отмечены достоинства и недостатки решения
Предложены альтернативные решения
Оценка защиты проекта 8
0 — слабо, 1 — средне, 2 — сильно
Цель сформулирована
Материал структурирован и лаконично изложен, переход от анализа к решениям логичен
Правила размещения текста в слайдах соблюдены
Схемы и иллюстрации уместны
Бонус 2
Сумма баллов
Источник: предоставлено автором статьи

Такой подход к оценке эффективности обучения персонала  позволяет студентам не только повторить пройденный материал, но и перевести свежие знания в навыки. А мы получаем возможность убедиться в том, что слушатель усвоил все полученные знания и может применять их на практике, в работе. Значит, наши усилия были не напрасны. Анализ проверочных заданий всегда индивидуален и носит развивающий характер, обязательно содержит рекомендации.

Итоговый экзамен для оценки эффективности обучения персонала

Участники, которые успешно прошли программу «Эффективный руководитель» и сертификацию по всем курсам, защищают дипломный проект. Оценивает выпускную работу экспертная комиссия: преподаватели программы «Эффективный руководитель», руководители служб персонала компаний — участников REMI, а также непосредственные руководители дипломников.

Обучение персонала компании: как оценить эффективность тренинга

Целью итоговой дипломной защиты является повторение и закрепление пройденного за год материала, а также проверка навыков применения полученных знаний для практического решения управленческих задач.

Для успешной защиты итогового проекта участники должны применить знания и навыки, полученные  на протяжении всей программы обучение персонала компании (маркетинг, общий менеджмент, управление продажами, управление проектами, финансами и изменениями в организации).

После защиты дипломного проекта каждый участник получает индивидуальный развернутый отзыв от преподавателей и экспертов, с указанием сильных сторон и зон развития. А дальше кадровики и руководители выпускников уже на рабочих местах наблюдают за работой и развитием карьеры сотрудников, при помощи системы оценки наблюдают «новое качество» персонала. Если налицо прогрессирующие показатели деятельности выпускника — для нас это главный критерий оценки эффективности обучения персонала, значит, усилия были не напрасны.

Информация об авторе и компании


Татьяна Климентьева окончила МГПИ им. В. И. Ленина, факультет педагогики и психологии, АНХ при правительстве РФ, Школу консультантов по управлению и организационному развитию, РЭА имени Плеханова по специальности «Управление персоналом». Профессиональную HR-карьеру начала в «Ингосстрахе». С 2004 года — директор по персоналу инвестиционной группы «Абсолют».

«Абсолют» — многопрофильный межотраслевой холдинг, имеющий обширные интересы в различных сегментах экономики и объединяющий десятки предприятий и компаний. Основан в 1990 году. Штаб-квартира расположена в Москве. Официальный сайт — www.absgroup.ru

REMI — специализированный профессиональный учебный центр, созданный в рамках Real estate HR-community (сообщество HR-руководителей компаний, работающих в отрасли девелопмента, строительства, недвижимости). Официальный сайт — www.hr-remi.ru

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль