Психологическое тестирование: виды и примеры

3421
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Психологическое тестирование позволяет выявить, какие именно черты превалируют в конкретном человеке. Этими вопросами занимается психодиагностика. Она с каждым годом приобретает всё большую популярность в качестве эффективного инструмента рекрутмента. Данные методики психологического тестирования позволяют быстро и эффективно определять степень развития определенных черт личности, выявляя психологические свойства человека.

В этой статье вы прочитаете:

  • Почему компании необходимы психологические тесты при трудоустройстве сотрудников
  • Какие качества претендента не способно выявлять психологическое тестирование
  • Какие этапы предполагает психологическое тестирование, какие нюансы необходимо учитывать
  • Как проводится анализ результатов психологического тестирования

Про психологическое тестирование из истории

Психологическое тестирование изобрели в конце 19 в., основываясь на экспериментальных методах по исследованию психических явлений. Стремительное развитие психологического тестирования случилось благодаря появившейся возможности оценивать количественно психические явления и сравнивать на данной основе различные результаты множества испытуемых. Параллельно ученые пополняли свои знания в области индивидуально-психологических человеческих особенностей.

Дифференциальная психология сформировалась не только за счет развития психологии экспериментальной, также она появилась благодаря текущим на тот момент задачам практической медицины и педагогики по разделению людей душевнобольных и с умственной отсталостью.

Проведением психологического тестирования занимались в США и многих европейских странах. Изначально тестами выступали лабораторные исследования, но смысл у них был другой. С помощью них исследовали изучали не отличия в реакциях на различные стимулы, а личностные различные реакции испытуемого при постоянных условиях эксперимента.

И только в 1905 году разработали первый в современном понимании тест интеллекта. Психолог из Франции А. Бине составил тест, позволяющий выявлять умственно отсталых детей, которым сложно проходить обучение в обычных школах (по заказу французского минобразования). После этого в 1907 г. данный тест усовершенствовал Т. Симон, и тесту присвоили название «Шкала умственного развития Бине-Симона». Шкала состояла из 30 заданий, которые располагались по мере повышения уровня их трудности. К примеру, трехлетний малыш должен уметь:

1) показывать у себя рот, нос и глаза;

2) повторять предложение, состоящее из 6 слов;

3) вспомнить 2 числа;

4) называть предметы с картинки;

5) знать свою фамилию.

В том случае, если ребенок успешно справлялся с данным заданием, ему давали задание для более старшего возраста. Задания, соответствующие конкретной возрастной группе, считались таковыми, если с ними успешно справлялись не менее 80-90% испытуемых детей этого возраста.

Психолог из Германии В. Штерн в 1912 году ввел термин IQ – коэффициент интеллекта, который представляет собой соотношение умственного и хронологического возраста (рассчитывается в процентах).

Шкалу Бине решили усовершенствовать и в США (Стэнфордский университет). Так, в 1916 г. американский психолог Термен разработал ее новый вариант, получивший название шкалы Стэнфорд-Бине. От предыдущих редакций данную шкалу отличало 2 существенных момента:

1) применение IQ;

2) использование определения «статистическая норма».

Средний показатель выполнения задания каждой возрастной группой равняется 100, а стандартная норма статистического разброса – 16. Соответственно, полученные результаты в пределах 84-116 считаются нормальными. При большем значении показателя, ребенка считали одаренным, при меньшем – отсталым в умственном развитии. Указанная шкала в последующем подвергалась еще нескольким изменениям, а современные интеллектуальные тесты и по сей день сопоставляются с ее результатами (проверка на валидность).

Развитие психологического тестирования в начале 20 в. обуславливалось промышленными и армейскими запросами. Так, были разработаны тесты, позволяющие отбирать сотрудников для различных сфер производства и услуг: для телефонисток – так называемые тесты Мюнстерберга, для слесарей – Фридриха, для наборщиков – Гута. С целью грамотного разделения новобранцев в армии по родам войск создали тестирование «Армия Альфа»/«Армия Бета». Подобные тесты стали потом использоваться и для гражданских целей, что способствовало созданию группового психологического тестирования.

Также в первой половине 20 в. стали появляться различные методики дифференциальной диагностики всевозможных видов патологии. Так, Э. Крепелин, психиатр из Германии после Ф. Гальтона сумел продолжить разработку методики свободных ассоциаций, что в дальнейшем способствовало появлению метода «незаконченных предложений», который применяется и по сей день. А психиатр из Швеции Г. Роршах в 1921 г. придумал тест чернильных пятен, получивший огромную популярность среди проективных методов.

Американские психологи Морган и Мюррей в 1935 г. создали тест тематической апперцепции, имеющий сейчас большое количество модификаций. Также одновременно происходило развитие теоретических основ конструирования тестов и усовершенствование методики статистической и математической обработки. Были созданы Спирменом, Кили и Терстоном анализы факторный и корреляционный, что поспособствовало развитию стандартизации тестов, формированию согласованных тестовых батарей. В результате появились методики, созданные по принципу факторов (например, 16PF опросник Р. Кеттелла и пр.), и новые интеллектуальные: тест Дж. Равена 1936 г., тест Д. Векслера 1949 г., тест Амтхауэра 1953 г. Параллельно улучшались клинические тесты и для профессионального отбора сотрудников (батарея GATB для американской армии, 1957 г.).

Значительно изменилась идеология психологического тестирования с 1950 по 1960 годы. Если ранее тесты были ориентированы на типизацию, отбор и отсев лиц по разным категориям, то в указанный период диагностика стала направляться на проблемы и нужды конкретной личности. Так стали появляться различные личностные опросники, целью которых являлось глубокое исследование личности и ее особенностей (к примеру, опросник Айзенка и т.д.).

Многие тесты по выявлению определенных способностей создавались благодаря запросам сфер производств и образования. К середине 20 в. стало популярно критериально-ориентированное тестирование.

Современные специалисты имеют в своем арсенале больше 10 000 методов психологического тестирования.

Что входит в задачи психологического тестирования

Психологическое тестирование при трудоустройстве становится эффективной возможностью для работодателя оценить потенциальных претендентов, выбрав лучшего специалиста на данную должность. Психологическое тестирование позволяет избежать проблемы предвзятого отношения со стороны работодателя или рекрутеров, способствуя значительной экономии времени на поиск подходящего специалиста. Достаточно лишь выделить пару часов, чтобы сразу исключить из общего списка неподходящих соискателей.

Анализ психологического тестирования позволяет решить комплекс задач:

  • определить уровень интеллекта собеседника;
  • изучить его особенности характера;
  • выявить негативные качества личности;
  • понять производственные качества;
  • оценить работу и принимаемые решения в различных критических ситуациях и др.

Что позволяет выявлять грамотное психологическое тестирование

Главное, что позволяет определить психологическое тестирование – соответствие претендента отчетной должности. Предполагается комплексная оценка результатов тестирования с общим заключением для каждого претендента и  использованием следующих видов тестов:

1) Для рядовых сотрудников:

  • способность заниматься однотипной работой;
  • степень усидчивости;
  • оценка внимательности;
  • способности длительной концентрации на одних и тех же факторах, деталях;
  • степень ответственности;
  • уровень креативности;
  • управляемость;
  • желание обучаться, продвигаться по карьере;
  • способность слушать, выполнять установленные задачи;
  • степень устойчивости к различным стрессовым ситуациям и обстоятельствам;
  • умение правильных выводов;
  • склонность к действиям и анализу.

2) Для специалистов на руководящих должностях:

  • способность контактировать с людьми;
  • уровень активности;
  • способность направлять работу подчиненных, координировать их;
  • умение завоевывать уважение, внимание своих подчиненных;
  • уровень терпимости;
  • степень благоразумности;
  • справедливость;
  • оценка непредвзятого отношения к сотрудникам;
  • навыки решения возникающих конфликтов внутри коллектива;
  • умение говорить;
  • степень лояльности;
  • наличие лидерских качеств.

3)  Сотрудники специальных отраслей, к примеру, при тестировании бухгалтеров:

  • способность справляться с рутинной работой;
  • логическое мышление;
  • степень усидчивости;
  • точность;
  • память;
  • уровень ответственности;
  • перепроверка результата.

4) Для работников тяжелой промышленности:

  • наличие вредных привычек;
  • умение выполнять физическую работу;
  • лень и мотивация.

Этим не ограничивается общее количество целей психологического тестирования, ведь оно может индивидуально меняться в зависимости от целей конкретного работодателя. Все зависит от особенностей конкретного производства, поэтому с каждым днем возрастает общее количество самих тестов. Многие претенденты ищут соответствующую информацию на просторах Интернета, чтобы научиться эффективно проходить психологическое тестирование. Но на практике не всё так просто – у каждого способа тестирования есть определенные нюансы и подвохи.

Практически каждый из видов тестирования предполагает заключение о склонности человека идеализировать, хитрить. Иногда именно от данной графы зависит, есть ли у претендента шансы на трудоустройство.

Примеры психологического тестирования из практики

Александр Ершов, экс-генеральный директор компании «Атлант», Санкт-Петербург

Остановим внимание на трех примерах моей практики, отражающих важность психологического тестирования:

Первый пример. На одном из промышленных предприятий требовались кардинальные изменения структуры справочников сырья и используемых материалов. Работница категорически отказывалась от этих действий, объясняя, что не понимает их особенности. Убедить её не удалось даже директору, возник вопрос замены. При этом сотрудница проработала на предприятии свыше 20 лет, являясь лояльным специалистом при довольно невысоком окладе. С позиции менеджмента она представляла дешевую рабочую силу высокой квалификации. Проблемой была её склонность к рутинной работе с чрезвычайной добросовестностью. Данные качества были очень важны в ежедневной работе, но приводили к серьезному сопротивлению против различных новшеств. Проблему решили благодаря программе, автоматически вносившей в справочник порядка 90% всех изменений.

Второй пример. В бухгалтерию нужен был оператор компьютера для обработки документов. Предстояло поэтапное взаимодействие с отделом сбыта. Для работы на этой должности была отобрана грамотная, ответственная девушка с невысоким окладом. Сначала всё было вполне успешно, но потом девушка начала нервничать, допускать серьезные ошибки и в итоге у нее произошел эмоциональный срыв. По результатам анализа психологического тестирования было установлено:

1. Девушка склонна к работе с документами, но с людьми могла взаимодействовать только в спокойной обстановке.

2. Практически не было стойкости к длительному психологическому напряжению. Поэтому решили ограничить взаимодействие сотрудницы с отделом сбыта, что позволило заметно улучшить ситуацию.

Третий пример. В небольшой компании работал логист. Характеризовался довольно высокой эффективностью в профессиональной деятельности,  превосходя норматив на 20%. У него было небольшое количество основных обязанностей, поэтому периодически получал разные поручения от директора. Однако логист с этими дополнительными заданиями справлялся плохо. Проведенное психологическое тестирование по методу Кеттела позволило выявить ряд отклонений в его психике, не представляющих опасности для окружающих. У работника была низкая оперативность мышления с высокими показателями радикализма, доминантности, склонности к работе с частыми словами, то есть, он был склонен к руководству, но без способности прогнозирования последствий своих действий в отдаленной перспективе.

Данные психологического тестирования позволили нам понять реальную ситуацию. Директор отправляет логиста на склад с документами и устными указаниями. Логист по дороге просто забывал указания директора. Однако, он за счет своего потенциала руководителя давал кладовщикам указания от себя без учета отдаленных последствий таких решений. Всё это приводило к скандалу. Решено было не расставаться с сотрудником, но исключили вероятность интерпретации указаний.

Что психологическое тестирование не поможет разглядеть

Чтобы провести качественное психологическое тестирование претендентов, необходимо учитывать возможности этого инструмента, существующие ограничения по работе с ним. На основе анализа психологического тестирования может быть определено, насколько претендент будет соответствовать коллективу, удастся ли налаживать отношения с коллегами и руководителем, какая работа больше всему ему подходит: командная либо индивидуальная. На основе данных психологического тестирования удается проверить возможную реакцию человека в различных нестандартных, стрессовых ситуациях.

Какие различают виды психологического тестирования


1. Тесты интеллекта. Направлены на определение скорости и способности к решению разного рода заданий. Сюда относятся тест Айзенка, матрицы Равена, краткий отборочный тест и т.д. Для их прохождения выделяется ограниченное время, а также предлагаются на выбор ответы правильные и неправильные. Но, как считают специалисты, подобного рода тесты определяют не IQ, а способность к решению типовых задач. Соответственно, низкий результат по такому тесту не свидетельствует о том, что человек глуп, а высокий – о большом уме. Конечно, понятие интеллекта не умещается в рамки, которые исследуются психологическим тестированием, но его итоги могут рассказать психологу об особенностях ума тестируемого, гибкости либо его ригидности, об умении подмечать логические закономерности и все нюансы заданий или только главные его аспекты.

2. Тесты способностей.  Позволяют определять индивидуальные особенности памяти, внимания, скорость реакций, работоспособность и пр. (тест «Корректурная проба», тест Ландольта).

3. Личностные тесты. Изучают особенности личности. Имеется большое количество достаточно точных проективных методов и личностных тестов. Среди них особо популярны различные вариации теста MMPI (адаптирован под наши условия отечественными учеными Березиным, Мирошниковым, Собчик), опросник 16-факторный Кеттелла, модификации теста Люшера и пр. Для разработки надежного и валидного теста подобного типа необходимы долгосрочные исследования и апробации, таким образом, желательно применять методики проверенных источников: факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, московского института прикладной психологии, института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург).

Психологические тесты имеют следующие формы:

- индивидуальные/групповые;

- устные/письменные;

- бланковые/предметные;

- аппаратурные/компьютерные;

- вербальные/практические.

Какие тесты чаще всего используют работодатели

  1. Тест Айзенка для оценки темперамента. Соискатель должен ответить на 57 ситуативных вопросов для определения его группы темперамента.

  2. Тест Ганса Айзенка для оценки IQ. Он ограничен временем в 30 минут. Необходимо ответить на 40 вопросов, для которых нужно проявить логическое мышление и внимательность. По правильности ответов данного психологического теста будет оцениваться интеллект претендента.

  3. Тест Амтхауэра позволяет определить уровень интеллекта за счет большого количества различных вопросов и рассматриваемых отраслей. Он втрое больше, чем тест Айзенка, однако и результат оказывается точным и конкретным.

  4. Тест Тимоти Лири для определения межличностных отношений. Соискатель должен сопоставить предложенные высказывания с собой, определив степень соответствия.

  5. Цветовой тест Макса Люшера для определения темперамента человека с помощью таблицы с восемью цветами.

  6. Тест Кеттелла – многовопросный тест универсального характера для определения личностных качеств индивида.

  7. Тест Сонди – во многом уникальный тест, направленный на выявление психологических отклонений в характере.

  8. Тест Роршаха – популярный у американских коллег метод выявления психологических расстройств среди серийных преступников. Данный тест при трудоустройстве применяется, чтобы выявлять психологические отклонения собеседника.

  9. Тест Голланда – используется для определения, подходит ли претендент для конкретной работы, которая будет предложена в рамках данной вакансии.  Известен в качестве своеобразного теста на профпригодность.

  10. Психологический тест Белбина для определения уровня общительности человека. Также данный тест позволяет определить соответствие человека для командного труда либо отсутствие у него лидерских качеств.

  11. Тест Беннета обычно предназначается, чтобы выявить соискателей на должность с математическим складом ума.

  12. Тест Томаса для определения уровня конфликтности у собеседника, его способностей приспособиться к новому коллективу.

  13. Тест Шульте для оценки степени внимательности, умения продолжительной концентрации на деталях.

Порядок проведения психологического тестирования в компании

Первый шаг – анализ кандидата, проведение телефонного интервью. Этим занимается специалист отдела подбора персонала, выявляющий, насколько опыт соискателя соответствует поставленным задачам, проводит оценку основных аспектов о профессиональной квалификации.

Второй шаг – приглашение на психологическое тестирование. Психолог перед процедурой обязательно проводит разъяснительную беседу с претендентом, объясняя, с какой целью будет проводиться психологическое тестирование. Он отмечает, что испытуемый при желании сможет получить обратную связь от психолога по данным тестирования, вне зависимости от успешности трудоустройства. Благодаря этой практике удается избавить кандидата от негативного настроя.

Третий шаг – само психологическое тестирование. Для каждого уровня должностей предполагается работа со своим набором тестов – от четырех до восьми используемых методик. Тестирование отводится профессиональным психологам. Один специалист за рабочий день проводит психологическое тестирование для 4-6 претендентов.

Четвертый шаг – анализ психологического тестирования. Интервью по данным тестирования составляет краткое и детальное заключение.

Пятый шаг – собеседование с непосредственным начальником. Руководитель перед встречей изучает полученное заключение рекрутера и психолога. Данная встреча предназначена для оценки профессиональной квалификации претендента, готовности справиться с необходимыми задачами. Решение о трудоустройстве претендента принимается руководителем.

Примерные этапы психологического тестирования для соискателя

  1. Кандидат садится лицом к сотруднику, занимающемуся тестированием.

  2. Раздача необходимых принадлежностей с заданиями и вопросами, ластиков, карандашей, бланков и пр.

  3. Сотрудник рассказывает о назначении данного теста, объясняя правила проведения.

  4. Сотрудник зачитывает инструкцию к тесту.

  5. Перед заданием может быть предложен пример выполнения аналогичных заданий.

  6. Кандидаты могут задавать вопросы, которых обычно возникает много.

  7. Тест часто проводится в течение строго определенного времени, по завершении которого процедура психологического тестирования заканчивается.

  8. Отправка ответов для анализа психологического тестирования.

С торгующимися кандидатами лучше сразу прощаться

Владимир Лабазов, Генеральный Директор компании «Профимпорт», Киев

Личное собеседование мы проводим вместе с HR-менеджером, но перед этим претенденту необходимо заполнить соответствующие анкеты и ответить на три психологических теста. Для этого достаточно 30-40 минут. Опыт подтверждает, если человек не желает проходить эти тесты, сразу настаивая на собеседовании, можно с ним сразу расставаться. Как правило, это раздраженные люди, желающие только брать для себя.

Как проводить анализ результатов психологического тестирования

  • самой сложной, трудоемкой работой считается анализ психологического тестирования. Данная работа объединяет несколько обязательных этапов:
  • исчисление полученных результатов.
  • определение категории тестируемых.
  • определение нормы показателей.
  • сравнение результатов и норм.

Тестирующий для начала должен пересчитать полученные результаты психологического тестирования. Важно понимать, что не существует тестов, универсальных абсолютно для всех, поэтому анализ психологического тестирования может варьироваться под конкретный возраст, национальность и другие факторы испытуемого. Здесь важное значение отводится определению категории испытуемого.

Психологическое тестирование: виды и примеры

С учетом конкретной категории соискателя будут определяться и подходящие нормы показателей. Тестирующему предстоит сравнение полученных показателей и установленных норм. Нужно при этом помнить о возможных допустимых погрешностях при таких тестах. Погрешности указываются, чтобы нивелировать влияние на результаты из-за волнений и нервозности.

Тесты проводятся любым сотрудником отдела кадров, но анализ становится прерогативой специалиста, который знает все нюансы психологического тестирования. Заключительный этап анализа психологического тестирования – проведение собеседования.

Про погрешности в результатах психологического тестирования

В качестве основы при психологическом тестировании используют классическую теорию погрешностей измерений. Тест принято считать таким же измерительным прибором, как и другой физический прибор, поэтому и его результаты пропорциональны величине свойств тестируемого и самой процедуре измерения. Любые свойства психики характеризуются “истинными” показателями, а тестовые показания отличаются от истинных величиной случайной погрешности. Показания психологического тестирования подвергаются влиянию и “систематической” погрешности, которая определяется прибавлением или вычитанием константы и истинной величины определяемого свойства, что никак не влияет на интервальную шкалу.

Надежность теста.  При многократном проведении психологического тестирования определяют среднее значение полученных показателей, которое и станет “истинной” величиной параметра. Устойчивый результат теста, не зависящий от воздействия случайных факторов внешнего или внутреннего характера - это и есть надежность теста. Чаще всего проводят оценку ретестовой надежности. Тест считается более надежным при более тесной корреляции результатов первичного теста и проведенного спустя несколько месяцев.

Проверяемое при психологическом тестировании свойство можно определять неограниченным количеством заданий. Поэтому пользуются только выборкой из их множества. В идеале можно создавать бесконечное количество равноценных форм теста, значит его надежность определяют методом корреляции параллельных форм или похожих равных частей при расщеплении задания надвое.  Оценка теста всегда будет приблизительной, так как при реальном психологическом тестировании количество заданий ограничивается числом сто. Тест надежный, когда коэффициент корреляции результатов на меньше 0,75.

Валидность теста. Хотя проблема валидности тестов и является центральной для психометрики, она остается до конца не решенной. Валидность показывает, насколько пригоден тест для измерения того свойства или качества, которое хотят им измерять.  Значит, когда на результат выполняемого теста или задания в большей степени влияет измеряемый показатель (по сравнению с иными переменными), то такой тест будет более валидным.

Тест валиднее и надежнее, когда на его результат оказывает влияние лишь тестируемый критерий. Тест менее валиден и менее надежен, когда на результат влияют нерелевантные переменные.

Различают такие виды валидности тестов:

- Очевидная валидность. Тест соответствует этому виду валидности, когда испытуемый понимает, что он измеряет тот показатель, который и должен.

- Конкретная валидность (конвергентная – дивергентная). У теста должна быть хорошая корреляция с тестами, которые измеряют конкретный параметр или близкий к нему, и низкая корреляция с тестами, которые измеряют явно другие критерии.

- Прогностическая валидность. Это когда тест коррелирует с удаленными во времени внешними критериями. 

- Содержательная валидность. Тест охватывает всю сферу тестируемого поведения.

- Конструктная валидность. При полном описании тестируемой переменной выдвигают систему гипотез о ее связях с иными переменными и подтверждают эти гипотезы на практике. 

Учитывая теоретическую точку зрения, единственный способ определения внутренней валидности теста и определенных заданий – это метод факторного анализа, который:

  • выявляет скрытые свойства и вычисляет величину “факторных нагрузок” – коэффициент детерминации параметров разных признаков поведения;
  • определяет степень влияния каждого из латентных свойств на результаты проверки.

Стандартизация теста заключена в приведении процедуры оценок к общепринятым нормам. Происходит преобразование нормальной или приведенной к норме искусственным путем шкалы первичных оценок в специальные шкальные оценки. Тестовые нормы, которые были получены при стандартизации - это система шкал с распределением тестового балла при различных выборках. Это не “внутренние “свойства теста, а лишь те, что облегчают его применение на практике.

4 правила психологического тестирования

  1. Чтобы получить полные и точные данные, необходимо работать с батареей тестов (но обычно ограничиваются одной-двумя методиками). Данное условие имеет важное значение, поскольку достоверность одного теста при трудоустройстве может быть ниже.

  2. Даже при работе с компьютерной методикой, с автоматической обработкой результатов, интерпретацией результатов необходимо заниматься профессиональному психологу, а не менеджеру по персоналу, пусть и после психологических курсов.

  3. Проводите психологическое тестирование в спокойной атмосфере, чтобы ничто не мешало и не отвлекало.

  4. Целесообразным будет использование результатов в качестве дополнительных данных к информации при анализе резюме, оценке профессиональной квалификации. Сами по себе результаты психологического теста не могут выступать основанием для отказа.

Если вам предстоит пройти психологическое тестирование

1. Быстрый совет. В случае, когда у вас отсутствует уверенность в себе во время психологического тестирования, просто отберите из числа знакомых такого человека, который, по вашему мнению, прекрасно подходит той нише, на которую вы претендуете. Соответственно, давайте ответы такие, какие бы давал он.

2. Не доверяйте фразам из инструкции о том, что в тесте не существуют ответы правильные и неправильные.

3. Не впадайте в крайности, лучше держаться "золотой середины", не уничижая себя, но и не превознося. К примеру, на вопрос "Всегда ли Вы платите в общественном транспорте за проезд?" правильнее будет дать ответ "нет", поскольку именно так и делает большинство людей. В противном случае вас заподозрят в неискренности.

4. Некоторые тесты имеют "шкалу лжи", т.е. подобные вышеприведенному примеру провокационные вопросы. Поэтому, если вы действительно всегда платите за проезд, то получите плюсик по такой шкале. Но при наборе большого количества таких плюсиков, результаты вашего психологического тестирования могут признать недостоверными. В подобных случаях вам либо придется еще раз пройти тестирование (вероятнее всего в иной форме и с иными вопросами), либо выдадут заключение по типу "склонен к неискренности", что может существенно подорвать вам рейтинг. По причине того, что психологи крайне негативно относятся к результатам, признанным недостоверными, подобная ситуация может привести к общему отрицательному заключению специалиста после прохождения психологического тестирования.

5. Существуют тесты, где один и тот же вопрос/утверждение встречается несколько раз. И если вы дали разные ответы, то получите плюсик по "шкале лжи". Поэтому при прохождении психологического тестирования постарайтесь всегда запоминать и давать одинаковые ответы на повторяющиеся вопросы.

6. На итогах психологического тестирования бывает в большой степени сказывается окружающая обстановка. Поэтому, если вас не устраивают условия, созданные при тестировании (темно, шумно и т.п.), лучше попросите их улучшить, особенно, если проверяются ваши интеллектуальные способности. Но очень важно максимально корректно попросить: интеллигентно, чтобы не вызвать просьбой раздражения. В случае отказа вы поймете, что, скорее всего, созданные условия являются частью специального плана, эдакой задумкой. При психологическом тестировании группы улучшать условия только для вас никто не будет.

7. После окончания тестирования постарайтесь сделать копию протокола исследования и бланка с вашими ответами. Возможно они пригодятся для дальнейшей апелляции (безусловно, до этого лучше дело не доводить), и дадут возможность избежать 1-2 негативных отзывов о вас в конечном заключении. Если у вас есть знакомый психолог, попросите его указать на ваши промахи.

8. Прохождение большинства тестов имеет ограничение по времени. Уточните у психолога всю информацию об этом ограничении: какое количество времени отводится на ответы. Берите с собой на процедуру психологического тестирования часы:

1) они помогут спланировать время на ответы;

2) придадут дополнительный статус вашему имиджу (делового человека).

Когда психолог запустит секундомер, следует выполнить задание как можно скорее. Если же нет, то лучше потянуть, по возможности, время. К примеру, если для группы зачитываются вопросы, то попросите психолога еще раз прочесть непонятый/сложный вопрос, а в конце вообще можно попросить ознакомиться лично со всеми вопросами. В случае, когда вы самостоятельно работаете с перечнем вопросов или тестовой тетрадью, вам очень повезло. Например, в опроснике Кеттелла существует 16 личностных шкал, одна из которых направлена на интеллект. При этом никаких временных ограничений нет. Поэтому никуда не надо торопиться, сидите и думайте на здоровье.

9. Вы имеете право уточнить у психолога название теста, который проходите, т.к. это может вам помочь в дальнейшем.

10. При отборе на работу/учебу, вам лучше предстать в образе умного и коммуникабельного здоровячка, чем недалеким и замкнутым психом.

11. По возможности занижайте свой возраст. Это может сослужить хорошую службу, если вам нужно будет проходить тест на интеллект, ведь для более молодых людей нередко делается скидка, а для взрослых она уже не предусмотрена.

Инфорамция об авторах


Александр Ершов, экс-генеральный директор компании «Атлант», Санкт-Петербург. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. С 1980 по 1995 год служил в Вооруженных силах сначала СССР, а затем России. После службы ушел работать в коммерческие структуры – возглавлял различные предприятия: «Невские технологии» (производство), «Фронтон» (оптовая торговля). В 2007–2013 годах руководил компанией «Атлант» (товары народного потребления), вывел ее в своем сегменте в топ-3 по обороту и в топ-2 по прибыли. ООО «Атлант» Сфера деятельности: оптовая торговля канцелярскими, хозяйственными товарами. Численность персонала: 60 Среднегодовой оборот: 160 млн руб. 

Владимир Лабазов, генеральный директор компании «Профимпорт», Киев. ООО «Профимпорт». Сфера деятельности: импорт и дистрибуция светильников, мебели и декоративных отделочных материалов. Численность персонала: 100 Годовой оборот: 6 млн. евро.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль