Методы мотивации сотрудников, которые работают, даже когда деньги уже не стимул

10602
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Белодед Светлана
руководитель департамента по работе с персоналом QBF
Мотивированный специалист будет работать гораздо эффективнее, чем тот, кто механически выполняет должностные инструкции. Этот тезис не требует доказательств, а вот методы мотивации сотрудников в каждой компании свои: кто-то делает ставку на денежные премии и привилегии, кто-то ищет альтернативные способы увлечения персонала. В кризис особенно актуальны те приемы, которые увеличивают производительность труда без лишних вложений.

Ограниченность материальных привилегий для повышения мотивации сотрудников

Любой сотрудник ходит на работу, прежде всего, из-за зарплаты, поэтому система материальных способов мотивации имеет первостепенное значение. Зарплата у сотрудников отдела продаж состоит из нескольких частей. В первую очередь это оклад, который определяется грейдом, то есть статусом сотрудника. В отделе продаж у нас 12 грейдов – от младшего финансового советника до директора управления продажами. Кроме того, представители этого департамента получают процент в зависимости от количества привлеченных клиентов. При такой модели у каждого сотрудника появляется возможность лично повлиять на уровень собственного дохода. Отметим, что наши специалисты отдела продаж также обеспечивают консультирование и экспертное сопровождение тех, кто уже заключил сделку с компанией.

Казалось бы, вполне естественно, что в период экономического роста компании растет и количество материальных привилегий. На первый взгляд, это правильно: сотрудники понимают, что их благополучие тесно связано с развитием организации, а руководитель ценит каждого из них. Однако во всем необходимо знать меру: важно почувствовать ту грань, когда деньги перестают быть стимулом. Кроме того, не стоит забывать, что все процессы в экономике развиваются циклично: после периода роста последует время спада, премиальные придется уменьшать. Мало этого, в кризисное время клиенты становятся менее платежеспособными, поэтому сотрудникам отдела продаж труднее выполнить план, а это ведет к снижению получаемых ими процентов. Коллега, в одночасье лишившийся и премии, и определенного процента надбавки к окладу, естественно теряет мотивацию, становится менее лояльным к руководству. Избежать подобной ситуации позволит внимательный контроль линейки материальных поощрений, которая предлагается сотрудникам.

Методы повышения мотивации сотрудников в кризис

Мы уже упомянули, что за периодом роста благосостояния компании неизбежно следует время экономического спада, когда руководство не может позволить себе повысить сотрудникам зарплату, поддержать бонусами успешных специалистов или просто выписать премию новичку, заключившему первый контракт. В этом случае в арсенале любого руководителя должны быть еще и нематериальные способы мотивации.

Тут хорошим примером может послужить известная компания «Фейсбук»: в ее офисе расположено несколько кафе и ресторанов, оборудованы зоны отдыха и развлечений. В общем, сделано все возможное, чтобы сотрудники воспринимали работу как праздник. В таких условиях служащие гораздо лояльнее отреагируют, например, на решение руководства о сокращении премий в связи с кризисом. Другой пример нематериальной мотивации: во многих крупных компаниях Японии, таких как финансовая группа Mizuho или корпорация Hitachi, развита система пожизненного найма. Благодаря ей работник обретает уверенность в завтрашнем дне и воспринимает свою фирму как семью.

В QBF система нематериальных мотиваций выстраивается в зависимости от грейда сотрудника. В первую очередь компания предоставляет возможности для самообразования персонала: для каждого специалиста составляется индивидуальный план развития, кроме того, действует программа корпоративного обучения, разработанная по тематическим блокам. Безусловно, непременным условием работы является регулярное повышение квалификации.

Особенность нашей системы мотивации заключается в том, что с первых рабочих дней сотрудникам внушается мысль: все в ваших руках. Как говорил американский социальный психолог, автор теории мотивации Дуглас Макгрегор: «Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим. Вот тогда они вас удивят». Считается, что новичок должен пробыть определенное время на каждой позиции, независимо оттого, насколько он способен и амбициозен. Мы полагаем, что подходить к делу с таким формализмом в корне неверно. Важно объяснить сотруднику, при каких обстоятельствах – личных и профессиональных достижениях – он сможет получить новое назначение и вместе с ним повышение зарплаты. Пусть каждый сам ставит себе цель и достигает ее.

Методы мотивации сотрудников, которые работают, даже когда деньги уже не стимул

Важно поощрять инициативу в коллективе, к примеру, если у сотрудника получается какой-то профиль, мы даем ему возможность создать канал продаж, даже если его разработки первоначально в компании не предполагалось. Это позволяет каждому работнику ощутить собственную важность для организации. Ведь нередко мотивация специалистов снижается из-за того, что начальство лишает их свободы маневра, заставляет делать лишь то, что считает нужным, тогда как важнее предоставить коллегам инструменты для самореализации. Инициативы сотрудников департамента продаж уже привели к появлению двух отделов, которые не были концептуальны для инвестиционной компании.

Система мотиваций, конечно, различается в зависимости от департамента компании. Мы сосредоточились на отделе продаж – у каждого подразделения внутри этой структуры линейка поощрений одна. Однако главный принцип при вовлечении персонала в работу организации един – необходимо научить специалистов соотносить личные и коллективные цели, проводить параллель между собственным профессиональным ростом и увеличением благосостояния компании.

Мотивационная беседа – лекарство от усталости

Важным инструментом мотивации является беседа топ-менеджера с сотрудниками, такое общение способно воодушевить работника, раскрыть его потенциал.

Могу вспомнить интересный случай, который произошел в QBF холдинг. Узнав о линейке привилегий организации, к нам на работу очень захотел устроиться один молодой человек. Он был готов трудиться день и ночь, лишь бы в отделе кадров приняли его трудовую книжку. Однако через пару недель этот специалист понял, что у него ничего не получается, и уже всерьез думал над тем, чтобы написать заявление об уходе. Расставить все точки над i помогла мотивационная беседа, на которой мы вместе с новичком еще раз проанализировали его личные цели, сопоставили их с целями компании. Во время таких бесед важно вдохновить сотрудника, показать ему, что невозможное возможно, что мы сами влияем на свою жизнь.

Результат не заставил себя ждать: этот сотрудник все обдумал, скорректировал тактику работы, и в итоге всего за год он поднялся сразу на 4 ступени карьерной лестницы – столь динамичное продвижение по службе случается не так часто. Для новичка оказалось важным показать, что руководитель верит в него и заинтересован в сотрудничестве именно с ним, даже если пока молодой работник совершает ошибку за ошибкой. Зачастую такое отношение мотивирует коллег лучше, чем материальный презент.

Мотивационные беседы помогают настроить на работу людей, которые испытывают трудности в решении новой задачи или переживают кризис. Достаточно с ними просто поговорить, показать, что их проблемы для компании очень важны, и мы не просто ждем от них выполнения плана. После такого общения у сотрудников открывается второе дыхание, они снова ставят себе новые амбициозные задачи и, соответственно, достигают высоких результатов. Стоит предложить коллегам самостоятельно расставлять приоритеты и решать свои проблемы, ведь, как говорил основатель Sony Акио Морита: «Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство». Для нас думающий сотрудник особенно важен, потому что результат его работы зависит от уровня самоорганизации, способности ставить цель и достигать ее.

Таким образом, для мотивации персонала важно создать рабочую атмосферу, в которой каждый сотрудник стремится вложить в развитие общего дела столько сил, сколько ему позволяют собственные возможности. При этом все, кто работает в QBF, знают, что их личное благополучие будет пропорционально потраченным усилиям. На наш взгляд, в этом залог процветания любой организации.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль