Потеря трудового энтузиазма: как противостоять демотивации сотрудников

13707
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Юдин Максим
директор управления продаж и клиентского обслуживания QBF
Персонал, который всей душой болеет за общее дело, – залог процветания любой компании. Но, к сожалению, сотрудникам свойственно терять мотивацию, поэтому любому менеджеру важно уметь распознать признаки демотивации персонала и предпринять конкретные шаги, которые позволят вернуть утраченный интерес к работе.

В рамках данной статьи под демотивацией предлагаю подразумевать отсутствие вовлеченности сотрудников в производственныйф процесс, утрату интереса со стороны персонала к возложенным на него обязанностям. Если у участника коллектива наблюдается потеря трудового энтузиазма, важно вернуть ему утраченное ощущение значимости его работы. Как говорил американский писатель и специалист в области сетевого маркетинга Зиг Зиглар:

Желание – компонент, который превращает горячую воду посредственности в пар выдающегося успеха.

У каждого человека свои признаки потери интереса к работе, но, как правило, визуальные приметы кризисной ситуации заметны задолго до апогея. Менеджеру стоит задуматься, если сотрудник перестает справляться с возложенным на него кругом обязанностей. Конечно, снижение результатов деятельности не обязательно результат потери сотрудником вовлеченности в рабочий процесс. К примеру, количество продаж время от времени падает в связи со сложной ситуацией на рынке. Тем не менее, мы всегда обращаем внимание на финансовых советников, у которых сокращается число привлеченных клиентов, общаемся и помогаем разглядеть новые горизонты саморазвития.

Выделим несколько часто встречающихся причин демотивации.

Факторы демотивации

Во-первых, это невыполнение условий договора работодателем. Вряд ли сотрудники будут добросовестно выполнять обязанности, если им задерживают зарплату или без объяснения причин отменяют премии. Генри Форд был уверен, что лишь два стимула способны заставить людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять. На мой взгляд, стимулов больше, но материальная заинтересованность является одним из ключевых.

В инвестиционных компаниях лояльность персонала значительно снижается, когда руководителям по каким-то причинам приходится неожиданно корректировать курс работы. Допустим, из­-за изменения ситуации на рынке хорошо разрекламированная стратегия управления капиталом теряет былую эффективность. Соответственно, ее продажа сразу прекращается, но недостаточно подкованные клиенты не понимают причин отмены сделок и выражают недовольство финансовым советникам. Сотрудникам компании приходится извиняться перед партнерами, порой слышать в ответ незаслуженные упреки, а это может снизить их рабочий энтузиазм.

Во-вторых, распространенная причина демотивации – длительное отсутствие продвижения по карьерной лестнице. Неэффективно работать, скорее всего, будет тот, кто чувствует себя достойным новой должности или премии, но не получает дополнительных привилегий.

В-третьих, демотивация может быть спровоцирована неудовлетворенностью условиями труда. Неуютный офис, отсутствие возможности полноценно пообедать или отдохнуть во время перерыва, постоянная внеурочная работа – все это вначале слегка раздражает сотрудников, отрицательно сказывается на результатах труда, а потом подталкивает к поиску вакансии в новой компании.

Стадии демотивации

Процесс демотивации имеет несколько стадий.

  • Опаснее всего, если сотрудник полностью отстраняется от рабочего процесса или идет на открытый конфликт с руководителями, коллегами, иногда даже клиентами. Такое поведение означает, что первые признаки демотивации не были замечены, процесс вступил в последнюю стадию ­– вернуть утраченную мотивацию будет достаточно сложно, не всегда это даже имеет смысл. Порой с таким специалистом приходится попрощаться.
  • Средняя стадия демотивации характеризуется тем, что сотрудник пока не принял твердого решения об уходе, но он чувствует неудовлетворенность условиями работы и размышляет о том, что в другой организации ему могло бы быть комфортнее. Обычно на этой стадии существенно понижается эффективность труда, коллеги чувствуют отстраненность сотрудника от рабочего процесса.
  • Начальный этап демотивации чаще всего наступает в ситуации, когда повседневная работа приобретает черты рутины. Рано или поздно специалист устает от однотипных задач и перестает осознавать значимость своего труда. На первом этапе демотивации сотрудник обычно продолжает выполнять план и не идет на конфликты. Он лишь демонстрирует некоторую вялость. В последний час работы он постоянно поглядывает на циферблат, а на совещаниях у него отстраненный вид. На этом этапе рабочий энтузиазм воздродить легче всего: достаточно немного изменить функции работника, поставить новые интересные задачи, помочь соотнести личные цели с целями компании.

Как бороться с потерей рабочего энтузиазма у сотрудников

Демотивация не чрезвычайная ситуация, а временное явление, сложный период, который наступает в работе почти каждого специалиста. Избежать ее совсем практически невозможно. Во-первых, в любой организации есть рутинная работа, которую мало кто способен изо дня в день выполнять с неизменным воодушевлением. Во-вторых, экономика в целом и любая компания в частности развивается циклически: порой удается перевыполнить план и расширить производство, а иногда нужно минимизировать расходы и идти на риск.

К счастью, причины демотивации, особенно на начальной стадии, легко побороть. Многие сотрудники делают это самостоятельно. Они просто убеждают себя, что темную полосу сменит светлая, а плохое настроение начальника или клиента – не повод менять место работы. Правда, чтобы персонал не покидали надежды на лучшее, важно, чтобы он видел в компании стабильно развивающуюся организацию.

Когда демотивация проявляется в падении эффективности работы, пора действовать руководителю. Прежде всего ему стоит побеседовать с коллегой и постараться понять причины потери интереса. Если они ясны, стоит их устранить, например, изменить круг задач сотрудника, перевести в другой отдел, отправить в отпуск, предложить командировку или курсы повышения квалификации.

Недавно россияне вернулись с длительных новогодних каникул. Одни из них хорошо отдохнули и с первого дня с новыми силами принялись за работу, понимая, что четко организованный труд позволит им достичь поставленных целей. Другим сложно входить в ритм будней, они выглядят сонными и хотят продолжения каникул. Они демотивированы, поэтому не стремятся активно трудиться несмотря на привилегии, которые дарует им новый грейд. На мой взгляд, помочь настроиться на рабочий лад способно совещание, посвященное задачам компании на текущий год, решить которые сможет лишь слаженная команда.

На трудовой энтузиазм сотрудников оказывает значительное влияние и настроение клиентов. Среди инвесторов встречаются разные люди, некоторые них готовы пойти на конфликт с финансовым советником, если их не устраивают параметры сделки. Разрешить ситуацию способен топ-менеджер, предложив индивидуальный инвестиционный продукт. Еще бóльшее влияние деловое общение окажет на сотрудника отдела продаж: он поймет, что компания готова решать его проблемы, способствовать коммуникации с самыми требовательными и несговорчивыми клиентами. Осознание, что его проблемы интересны руководителю, как ничто другое, возвращает сотруднику утраченную мотивацию.

Не стоит затягивать с принятием мер, способных стимулировать персонал. Демотивация сотрудников может привести к весьма печальным последствиям. Отмечу, что этому явлению свойственно быстрое распространение: если у отдельно взятого сотрудника что-то не получается или у него возникли разногласия с руководителем, скорее всего, он поделится проблемой с коллегами. Это может привести к цепной реакции. Именно поэтому я бы не рекомендовал закрывать глаза даже на самые незначительные признаки и причины демотивации персонала.

Избежать потери интереса к работе со стороны сотрудников невозможно, как нельзя прожить долгую жизнь, ни разу не переболев простудой. Как правило, неприятное явление эффективно преодолевается, если компания уверенно развивается, а менеджеры внимательно относятся к персоналу. Главное – вести постоянную профилактическую работу, направленную на создание комфортной среды в коллективе, и не игнорировать признаки начального этапа демотивации сотрудников.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"

    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас

      Рассылка




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль