Современное растениеводство: французский опыт на российском рынке

1181
В 1990 х годах ученые предложили использовать в теплицах органический субстрат из кокосового волокна. До нашей страны новый продукт дошел в середине 2000-х, его поставляла крупная голландская компания, которая к данному моменту свернула продажи в России. При выходе на рынок мы использовали опыт французских агропромышленников, благодаря чему последние пять лет удерживаем лидерство по поставкам этого материала.
Современное растениеводство: французский опыт на российском рынке
Фото: Shutterstock
 
Татьяна Реутова,
руководитель направления, «Агропром-МДТ»


В этой статье вы узнаете

  • Как развивается современное растениеводство во Франции
  • Как перенять французский опыт

В 2009 году на выставке в Амстердаме мы встретились с представителями французской компании Biogrow, которая производит кокосовый субстрат для тепличных хозяйств — современный экологически чистый материал. Нас с агрономом пригласили посетить головной офис предприятия во Франции, чтобы мы могли познакомиться с его продукцией и с особенностями ведения современного растениеводства в стране.

Современное растениеводство: французский опыт на российском рынке

Особенности организации растениеводства во Франции

Как французы работают. Эта страна удивила нас организацией сельского хозяйства. Местные агропроизводители очень сплоченные: если у нас каждый тепличный комбинат работает сам по себе — выращивает и продает овощи самостоятельно, то французы объединяются в группы. С представителями одной такой группы, Rougeline, мы познакомились во время поездки. В нее входят около 150 небольших фермерских хозяйств, которые вместе продают свою продукцию под единым брендом.

Следует отметить, что во Франции очень развито фермерство и основная масса тепличных хозяйств имеет небольшие размеры. Если в России комплекс площадью в шесть гектаров считается маленьким, то там три гектара — это уже весьма крупная компания.

Французы оказались очень открытыми для общения: они не делают из своих технологий тайны, и кое-что из их технологии растениеводства мы взяли на заметку. Правда, не все методики применимы в России. Например, наряду с традиционными сроками выращивания овощей во Франции используют и нестандартные: сажают томаты в июле-августе, чтобы получить овощи к зимнему периоду, когда цена на продукцию максимальна. И хотя урожайность в этот период в два раза ниже, чем при обычных сроках, доход хозяйства получают в двойном размере. В российских условиях, к сожалению, повторить этот опыт не удастся, потому что световой день у нас короче.

Как французы продают. Процесс реализации во Франции не такой хаотичный, как у нас: выращенные овощи продаются на аукционах, и на них получают более высокую цену. У Rougeline есть специальные площадки, куда фермеры из этой группы свозят сельскохозяйственную продукцию, чтобы устроить аукцион. Закупщики могут осмотреть и потрогать товар, затем продукция предлагается покупателям, и в процессе торгов устанавливается ее конечная цена. Смысл аукциона в том, что начальную цену определяет производитель, а оптовики могут только повышать ее, борясь между собой за право покупки. Это гораздо более цивилизованный подход, чем в России: он позволяет производителю удерживать справедливые цены на овощи, а не подчиняться условиям закупщика.

Как французы покупают. У жителей этой страны очень развито чувство патриотизма, что сказывается на их потребительском поведении. Во Франции, так же как и у нас, высока доля импорта продуктов питания, особенно из стран Евросоюза. Например, Испания поставляет дешевые овощи и фрукты, и власти страны не могут ограничить ввоз с помощью таможенного регулирования. Однако при покупке французы всегда обращают внимание на то, где произведен товар, и, как правило, предпочитают продукцию пусть и более дорогую, но местного происхождения.

Технологическая поддержка современного растениеводства помогает развивать отношения с клиентами

Biogrow была обычным тепличным хозяйством. Начав применяя ть кокосовый субстрат, она столкнулась с неоднородным качеством продукта. Тогда компания приобрела завод в Шри-Ланке и стала самостоятельно обеспечивать свои теплицы этим материалом. Через несколько лет их продукцией заинтересовались агропроизводители региона. Biogrow стала поставлять им субстрат и обучать фермеров работать с ним: к тому времени компания уже обладала собственными наработками в области технологии растениеводства кокосового субстрата и применения его в тепличном хозяйстве. Эти наработки она стала использовать при технологическом сопровождении продаж — поддержка клиентов позволила обеспечить правильное применение субстрата и повысила их лояльность. Сейчас Biogrow является одним из лидеров по продаже кокосового субстрата в Европе.

Технологическая поддержка со стороны компании заключается в рекомендациях клиентам по выращиванию продукции на кокосовом субстрате и постоянном консультировании их по технологическим вопросам. Для кокосового субстрата очень важна методика поливов: когда начинать и заканчивать поливать, как вычислить дозу и контролировать уровень солей. Если уровень солей повысится, нужно проконсультировать клиента о том, как промыть субстрат. Это необходимо сделать вовремя, потому что в случае с материалом из кокоса, в отличие от субстрата на основе минеральной ваты, данный процесс занимает несколько дней. У растений есть такие периоды, когда на этот показатель требуется обращать очень большое внимание. Специалисты Biogrow дают консультации и по другим аспектам выращивания овощей в защищенном грунте: по температурному режиму, формированию растений и так далее.

Как наша компания применила французский опыт организации растениеводства

Когда мы начинали работать с компанией Biogrow и только выходили на рынок с их продукцией, французские специалисты приехали к нам на несколько недель, чтобы помочь наладить технологическое сопровождение тепличных комбинатов, которым мы начали поставлять кокосовый субстрат. Французы показывали нам, как нужно работать, а мы уже доносили эти знания до наших клиентов. Тогда у нас было немного покупателей — мы выезжали к ним, проводили обучение, рассказывали, каковы нюансы работы «на кокосе», на что нужно обращать внимание, а чего надо избегать. Благодаря такой поддержке за пять лет работы наши клиенты ни разу не столкнулись с проблемами, связанными с субстратом.

Сейчас мы постоянно на связи с клиентами: приезжаем к ним, звоним. Они, в свою очередь, присылают фотографии, рассказывают о своей работе, а мы производим корректировки и советуем, что можно улучшить. Стараемся посещать каждого клиента дважды в год, даже если ему не требуется наша помощь.

Результаты внедрения технологической поддержки современного растениеводства

Если бы мы не осуществляли технологическое сопровождение клиентов, то не удержались бы на рынке. Все компании предлагают примерно одинаковый ассортимент продукции, и нам пришлось бы привлекать клиентов только ценой или отсрочкой платежа. А сейчас мы являемся лидерами рынка современного растениеводства: на 90% площадей российских теплиц, в которых применяется кокосовый субстрат, используется продукция нашего французского партнера.

Справка

Франция в цифрах

Франция является ведущим производителем сельскохозяйственной продукции в Евросоюзе, ее доля в общем объеме производства ЕС в 2010 году составила 19%.

В 2010 году объем производства сельскохозяйственной продукции во Франции в денежном выражении составил €67 млрд, площадь обрабатываемых земель — 28,8 млн га, или 53,3% территории метрополии. Общий вклад сельского хозяйства и пищевой промышленности в ВВП страны равен 3,1%.

В стране реализуется Единая сельскохозяйственная политика ЕС, основанная на применении мер по контролю над ценами и субсидиями. Контролем занимаются два органа Министерства сельского хозяйства Франции: Агентство по услугам и платежам (Agence de Services et de Paiement) и «ФрансАгриМэр» (FranceAgriMer).

С 2000 по 2010 год количество предприятий ежегодно сокращалось на 3%, площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий — на 0,33%. Наблюдается тенденция к укрупнению агропредприятий: сегодня 50% из них являются фермерскими хозяйствами размером до 20 га, но на них приходится менее 5% обрабатываемых площадей.

В 2012 году Франция вырастила 5,5 млн тонн овощей, в том числе в защищенном грунте. Общая площадь теплиц составляет 10 тыс. га, из которых две трети выделены под овощные культуры и одна треть — под декоративные растения. Лидерами являются регионы Прованс — 3,1 тыс. га теплиц, Аквитания — 1 тыс. га, Лангедок-Руссильон — 0,95 тыс. га.

Источник: Франко-российская торгово-промышленная палата

 

Информация об авторе и компании


Татьяна Реутова окончила Российский государственный аграрный заочный университет в 1995 году по специальности «агроном». Создала в компании новое направление: поставки субстрата для выращивания растений в защищенном грунте.

«Агропром-МДТ» предоставляет сервис растениеводческим компаниям. Организация создана в 1995 году, имеет сеть из 19 представительств. В центральном офисе работают 80 сотрудников. Основные клиенты — российские агрофирмы. Официальный сайт —www.agromdt.ru

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль