text
Коммерческий директор

Опасные сотрудники: находим тех, кто убивает ваш бизнес

  • 14 февраля 2017
  • 4626
генеральный директор компании «Форос Аудит»
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com

Эта статья расскажет, как отсеять опасных людей на этапе приема в компанию, подскажет, как уволить проблемного сотрудника без неприятных последствий, и поможет подобрать надежных подчиненных.

Три года назад из‑за скандала, который устроили работники, мы поменяли систему подбора персонала. Теперь исключаем заведомо опасных сотрудников.

Устраиваясь на работу, каждый человек стремится:

  • повысить самооценку;
  • обеспечить семью;
  • примкнуть к социальной группе;
  • разбогатеть.

Когда одна из целей преобладает над остальными, формируется четыре типа: беспредельщик, фермер, умный и бедный, проныра (таблица).

Опасные сотрудники: находим тех, кто убивает ваш бизнес

В качестве подчиненного подходит только «умный и бедный». Это скромный человек с социальными и моральными ограничениями. Такой сотрудник не ворует, если только его не вынуждают к этому экстремальные условия. «Умные и бедные» нуждаются в принадлежности к социальной группе и ждут, что решения будут принимать за них. Поэтому они с легкостью мирятся с ролью подчиненных.

Остальные три типа ставят свои интересы на первое место, а работодателя считают «дойной коровой». Они наносят компании урон: от мелких хищений до увода клиентов и бизнеса.

Опасный сотрудник №1. Фермер

Это мелкий собственник, который работает на себя, а не на компанию. Главная мотивация — обеспечить семью. Трудится хорошо, но постоянно требует увеличения зарплаты. Выжимает из вашего бизнеса максимум знаний, а затем уходит и уводит клиентов.

Чем опасен: если не получает желаемого повышения зарплаты, начинает проводить часть сделок в обход кассы, брать откаты. Может попытаться добыть инсайдерские сведения.

Как распознать. На собеседовании упомянет, что мечтает о своем бизнесе, или расскажет о собственном деле. Сразу спросит о зарплате. Если дать тестовое задание, кандидат поинтересуется, оплачивается ли оно. Работающий в компании «фермер» первым идет за зарплатой и узнает, будет ли она в срок. Регулярно просит повышения оклада, уточняет суммы отпускных, больничных, премий и удивляется, почему получает так мало.

Как обезвредить. Не принимать в штат, а поручать работу по проекту или подряду. Обяжите «фермера» вести переговоры по рабочему телефону Сообщите, что звонки записываются. Предупредите, что за нарушение регламента грозит штраф и выговор. Если «фермер» ведет дела на стороне, он откажется от таких условий либо начнет чаще отлучаться. Это напрямую укажет, что сотрудника с плохими профессиональными и личностными качествами пора увольнять.

Пример. Один из работников во время испытательного срока проявил себя как посредственный бухгалтер, но талантливый переговорщик. Мы перевели его в отдел продаж. Когда внедрили CRM-систему и стали записывать телефонные разговоры, сотрудник попросился обратно в отдел бухучета. Через месяц мы выяснили, что дела с одним клиентом он вел в обход компании за наличную оплату. Узнали об этом, когда заказчик пожаловался на ошибки в бухотчетности. С сотрудником расстались.

  • Стили лидерства – искусство управления властью
  • l&g t;

    Опасный сотрудник №2. Беспредельщик

    Такой сотрудник лишен моральных рамок, понимает только силу. Отслеживает ошибки начальства, чтобы потом использовать. Для достижения цели готов пойти на шантаж и воровство.

    Как распознать. На собеседовании поставьте стул у дальней стены. Если «умный и бедный» попросит разрешения взять его и присядет на край, то беспредельщик свободно распорядится стулом и устроится в расслабленной позе, пытаясь сократить дистанцию и перейти на «ты». Если беспредельщик вежлив, его выдаст перехват инициативы: он начнет задавать много встречных вопросов, отвечать вопросом на вопрос, перебивать.

    В компании беспредельщика легко вычислить по жалобам о неоцененности и обидам. От сотрудника с подобными плохими качествами вы услышите претензии и даже ультиматумы: «Почему этим выплатили премию, а мне нет?», «Почему мне не дали повышение?», «Если вы не поднимете мне зарплату, я уйду (пожалуюсь в трудовую, налоговую)».

    Как обезвредить. Не берите беспредельщика в штат. Если обнаружили его в компании, проверьте, правильно ли кадровик оформил документы при трудоустройстве. Следите, чтобы беспредельщик ежемесячно расписывался в ведомости о получении зарплаты, — так вы обезопасите себя от жалоб подчиненного. Фиксируйте опоздания и неисполнение обязанностей, оформляя за это выговор. Так наберете компромат, который позволит уволить сотрудника по статье. Беспредельщик мстителен. Прежде чем сообщать об увольнении, закройте ему доступ к сетевым папкам и поменяйте пароли, чтобы он не мог «слить» информацию.

    Пример. Сейлз после двух лет работы стал требовать, чтобы его назначили руководителем отдела продаж. Я поставила ему условие: взять на себя материальную ответственность. Он отказался и уволился. В первый год работы зарплату ему выдавали в конверте. Припомнив этот факт, после увольнения сотрудник пожаловался в прокуратуру, что не получал деньги в течение года. Суд встал на его сторону и обязал компанию выплатить компенсацию в размере 120 тыс. руб.

    Опасный сотрудник №3. Проныра

    Самый опасный тип. Он умен и хитер. Имеет прекрасное резюме, умеет произвести впечатление на собеседовании, хорошо работает и стремительно делает карьеру. Хочет разбогатеть за чужой счет, воспринимает бизнес работодателя как собственную добычу. Не уважает руководство, но старается втереться в доверие.

    Как распознать. При первом контакте вычислить проныру сложно, поэтому нужен испытательный срок. В работе его выдают три признака. Первый — ложь, которую можно выявить, сравнив отзывы прошлых работодателей и рассказ соискателя. Второй — лесть в общении с начальством: «Давайте я помогу вам надеть пальто», «Вы самый замечательный руководитель» и пр. Третий признак — стремление переложить обязанности на других. Все три критерия отличают и только что принятого проныру, и того, кто давно работает.

    Как обезвредить. Вы можете отсеять такого кандидата, но можете и принять: проныра приносит хороший результат, пока нет лазеек в системе контроля. Разграничьте доступ при помощи CRM. При премировании акцентируйте, за что поощряете. Не допускайте стремительного карьерного роста. Если предлагаете повышение, не давайте свободы, требуйте регулярной и подробной отчетности. Охраняйте инсайдерскую информацию. Если проныра поймет, что поживиться нечем, уйдет сам.

    Пример. Сотрудник успешно прошел собеседование, быстро обучился и заключал крупные сделки. Через год предложил свою кандидатуру в качестве одного из учредителей. Фирма расширялась, требовались средства, и мы согласились. А спустя несколько месяцев компанию пришлось разделить пополам: работник ушел, забрав 50 % клиентов.

    Три правила, которые помогут вам исключить вредных для бизнеса работников

    Я выработала собственный алгоритм приема на работу, который исключает риск взять в штат опасных сотрудников. Он состоит из трех этапов.

    Ограничение аппетитов. Публикуя вакансии, указываем уровень зарплаты с пометкой «до…». Формулировка «от…» привлекает жадных людей. Кроме того, используем CRM, так что каждый работник получает доступ к своей части работы.

    Мы создали схему карьерного роста внутри компании. В ней десять ступеней. С каждой обязанности растут, а ответственность повышается. При этом допустимый объем ошибок меньше. Независимо от ступени, сотрудник может заработать 10 % от личных продаж.

    Получив такую таблицу, работник думает неделю и сообщает руководству, до какой ступени готов дойти и в какие сроки. Эти данные вносятся в его личную карьерную таблицу, а дальше руководитель контролирует развитие подчиненного.

    Конкуренция. Выбирая сотрудника для работы в соцсетях, остановились на четырех кандидатах. Предложили условия: месяц испытательного срока, оклад делим на четверых, возьмем в итоге одного. Работа удаленная, поручения передавали по скайпу, а данные хранили на облачном диске. Одного претендента отсеяли сразу, уличив во лжи. Человек сказал, что проживает в Москве, хотя жил в Воронеже, о чем узнали из соцсетей. Второй оказался типичным «фермером». В день зарплаты позвонил утром и спросил, во сколько придут деньги. В конце месяца мы выбрали «умного и бедного». В этот день соискатель, которого мы не взяли, заблокировал доступ к облачному диску и удалил гендиректора из администрации сообществ в соцсетях. Он оказался беспредельщиком.

    Работа по договору подряда. Новых сотрудников на период испытательного срока оформляем по договору подряда. Если за этот месяц не возникает проблем, принимаем в штат.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 5 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.