7 стоп-фраз, которые разрушают диалог

2990
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Есть фразы, которые кажутся нам совершенно обычными. Мы не придаем особого значения, когда их произносим. Однако, они, действуя на подсознательном уровне, разрушают диалог с собеседником. Если вы хотите общаться с пользой и удовольствием, не произносите этих фраз. В статье мы их перечислили и дали советы, чем их можно заменить.

Рассмотрим 7 привычных стоп-фраз, которые разрушают диалог и создают неприятное впечатление у собеседника.

По материалам Библиотеки «Главная мысль».

«Нормально»

Слово «нормально» – новый вид ответа на любой вопрос. Такой ответ мы даем на вопросы, которые, как нам кажется, собеседник задает из вежливости. «Как у тебя дела?» – «Спасибо, все нормально». Действительно, часто подобные вопросы задают не с целью узнать, что у вас происходит. Однако не исключено, что собеседник проявляет к вам искренний интерес. Попробуйте в следующий раз на вопрос «Как дела?» ответить развернуто. По реакции собеседника вы поймете, чего он ждал – краткого или длинного ответа. Если тема ему интересна, то он задаст дополнительные вопросы.

Как быть, если ваш собеседник говорит вам «нормально»? Вежливо предложите свою помощь: «Ты сказал, что все нормально, но я чувствую, что ты расстроен. Могу я чем-то помочь?» Если у вас близкие отношения с собеседником, можно произнести такую фразу: «Может, я что-то не то сказал или сделал?» Так вы положите начало диалогу и поможете собеседнику тем, что выслушаете его проблему и поможете найти выход из ситуации.

Совет. Корректируйте свой лингвистический стиль, чтобы важную информацию, которую вы хотели бы получить, никто не маскировал под словом «нормально».

«Но»

Слово «но» обесценивает все, что было сказано до этого. Оно уничтожает комплименты и приятные чувства, которые возникли от первых слов. Чтобы избежать негатива, автор предлагает перенести вторую часть предложения в начало. Так мозг собеседника воспримет и запомнит последнее, что вы скажете, то есть положительное утверждение. Приведем примеры.

Нет!

Да!

Мне очень понравился спектакль, спасибо за билеты, но оркестр играл слишком громко

Оркестр играл слишком громко, но спектакль мне очень понравился – спасибо за билеты

Я очень доволен проделанной работой, но не могли бы вы придерживаться графика по каждому проекту

Постарайтесь работать быстрее, чтобы укладываться в сроки, но в целом я доволен выполненной работой

Последний, четвертый, квартал стал крайне успешным: наши продажи выросли благодаря публикациям биографий знаменитостей, но нам предстоит потрудиться, чтобы выполнить годовой план

Придется потрудиться, чтобы выполнить годовой план, но последний, четвертый, квартал стал крайне успешным: наши продажи выросли благодаря публикациям биографий знаменитостей


Мы всего лишь переставили местами части предложения – и как изменился смысл. Еще один способ сгладить «но», заменить его союзом «и». Это крошечное слово устранит неприятный осадок. К примеру, вы решили озвучить свое мнение о работе человека. Чтобы оно было позитивным, скажите: «Ты сделал все хорошо, и если добавишь Х, то будет еще лучше».

Совет. Если вы хотите вставить «но», то перестройте предложение, чтобы позитивный элемент не потерялся. Вам понадобится время, чтобы изменить привычку, но результат превзойдет ваши ожидания!

«Должен»

Каждый из вас замечал, когда он что-то должен сделать, то возникает напряжение. Например: «Ты должен найти персонального тренера»; «Ты должен подыскать другую работу». Такие мысли вызывают тревогу. Причина в том, что слово «должен» лишает вас самостоятельности, отсюда – сопротивление. Возможно, все пошло с детства, когда родители на ваш вопрос «Почему я должен это делать?», отвечали – «Раз я сказал, что должен, значит, должен». Аналогично чувствуют себя ваши собеседники, когда слышат слово «должен»: «Софи, ты должна научиться отвечать на звонки клиентов, которые поступают напрямую к нам». Никто не любит, когда ему указывают, что он должен или обязан делать.

Чтобы снизить негатив, замените «должен» другими словами. Например, «можешь» или «мог бы»: «Я мог бы проверить, нет ли вакансий в новой клинике, которая открывается в июне» или «Я мог бы потренироваться 30 минут…». Подобные формулировки избавляют от напряжения и тревоги, а также позволяет мысленно контролировать ситуацию.

Совет. Помимо «должен» есть еще несколько конфликтных слов: обязан, необходимо, нужно. Чаще используйте вместо них «мог бы» – и увидите, как изменится реакция собеседников.

«Никогда»

«Никогда» – одно из тех слов, которые созданы, чтобы втянуть вас в неприятности. Поэтому когда собеседник слышит это слово, то он сразу занимает оборонительную позицию. Мало того, он пытается убедить вас в том, что вы не правы.

Например:

Руководитель: «Ты никогда не приходишь вовремя».

Подчиненный: «Неправда. Два раза на этой неделе я точно пришел вовремя».

Чтобы направить беседу в позитивное русло, постарайтесь подбирать слова таким образом, чтобы исключить обвинительный тон. Допустим: «Вы запаздываете с отчетами последнее время. Может быть у вас возникли какие-то проблемы?»

Совет. Будьте осторожны с категоричными словами. Помимо «должен» к ним относятся слова: «все», «каждый», «никто», «всегда». Они вынуждают людей сражаться со всем миром, вместо того чтобы сосредоточиться на замечании. Кроме того, они способы поставить вас в неловкую ситуацию. Так, однажды журналист Дэвид Фрост брал интервью у политика. Тот сказал: «Иногда мне кажется, что все в этом мире ненавидят меня». Журналист среагировал моментально: «Нет, нет. Вы слишком строги к себе. Еще не все в этом мире знают вас».

«Честно говоря»

Есть фразы, которые вызывают дискомфорт на подсознательном уровне. Это: «честно говоря», «если честно», «по правде сказать», «откровенно говоря» или просто «честно». С точки зрения психолингвистики, это «эмоционально заряженные» слова. Они лишние. Научные исследования показали, что когда люди демонстрируют свою честность, как товар в витрине, с самого начала общения, во многих случаях они собираются соврать. Иногда эти слова становятся отговоркой.

Совет. Даже если вы хотите использовать эти слова с благими намерениями, лучше все же исключить их из речи. Иначе собеседник начнет внимательно приглядываться к вам – не врете ли вы.

«Нет проблем»

Если вы общаетесь с приятелем или другом, то фраза «нет проблем» уместна. А вот на работе она может привести к недопониманию. Допустим, вы пришли в ресторан, заказали суп и вам не дали ложку. Вы просите официанта принести прибор. Когда он это делает, вы говорите вежливо «Спасибо», а в ответ слышите «Нет проблем». Звучит не слишком вежливо, поскольку ложка в ресторане – вообще не должна быть проблемой.

Или, допустим, вы менеджер. Вам надо сделать замечание подчиненному – указать на ошибку. «Так, Дмитрий, не могли бы вы в будущем проверять каждый счет дважды, прежде чем отправлять?» – «Нет проблем». Вряд ли это тот ответ, которого вы ждете. Если бы не было проблем, то и разговора не было бы. В официальных ситуациях использовать эту фразу уместно, только если вас просят сделать намного больше, чем ожидается.

Совет. Когда вы говорите «нет проблем», акцент падает на слово с негативным подтекстом. Вместо «нет проблем» используйте слова с позитивным смыслом: «с удовольствием» или «рад помочь». Даже «не за что» считают достаточно вежливым вариантом ответа на благодарность.

«Нужно поговорить!»

Еще одно словосочетание, которое вызывает отрицательные эмоции и заставляет собеседника сжаться – «Нужно поговорить!» Каждый знает, что такая фраза не несет ничего хорошего. Используйте другие слова, например: «На пару слов. Есть сейчас время или потом поговорим?», «Нужно кое-что прояснить. Можем сейчас поговорить?» Так вы с самого начала повиляете на ход общения, ослабив защитную реакцию собеседника.

Совет. Иногда фразу «Нужно поговорить!» можно использовать в положительных ситуациях, чтобы вызвать у человека эмоциональный подъем. Допустим, вы хотите сообщить сотруднику о повышении зарплаты. Напишите ему – «Нужно поговорить!» Скорее всего, тот будет ожидать чего-то плохого. Однако когда вы сообщите радостную новость, то человек испытает двойной подъем, во-первых, что разговор был позитивным, во-вторых, что ему поднимают зарплату.

О других фразах, которые надо исключить из лексикона, а также о том, как стать приятным собеседником, читайте в обзоре по книге Джеймса Борга «Секреты общения. Магия слов», представленном в Библиотеке «Главная мысль».

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль