Российский интернет-рынок под серьезной угрозой. Как выжить и сохранить свои позиции?

1330
Законодательные инициативы государства, направленные на усиление контроля пользовательской активности и контента в интернете, вызывают беспокойство у многих участников ИТ-индустрии. Компании опасаются негативной реакции рынков. Какие возможности сохраняют, теряют и приобретают организации?
Российский интернет-рынок под серьезной угрозой. Как выжить и сохранить свои позиции?
Фото: www.kommersant.ru

В этой статье вы прочитаете
  • Как развивается российский интернет-рынок и почему он под угрозой
  • Какие тенденции ожидают нас в будущем году
  • Как подстроиться под предстоящие изменения и сохранить свои позиции 

Как развивается российский интернет-рынок и чего ожидать от бизнеса в будущем? О плюсах и минусах госурегулирования, - в этой статье. 

Российский интернет-рынок под угрозой

Кирилл Варламов, директор, Фонд развития интернет-инициатив

По данным нашего фонда, рынок инвестиций в 2013 году показал значительный рост — и по количеству сделок, и по объему вложений. По итогам прошлого года стало понятно, что на рынке присутствуют около пяти тысяч стартапов, причем сам рынок за последний год серьезно изменился: бизнес стал лучше понимать, какой должна быть компания на предпосевной, а какой — на посевной стадии, каковы запросы инвесторов. В стартап-индустрии появился комплексный подход, она перестает быть случайной и приобретает нормальные рыночные признаки, свойственные любой другой отрасли: управляемые риски, предсказуемый процент дохода от инвестиций.

Анализ мировых рынков показывает, что модель инвестиций в расчете на стоимость компании применима только в США; ни в Израиле, ни в странах Европы, ни в России она не работает. У нас невозможно вложить средства и вырастить компанию для последующей продажи; только если она потенциально стоит миллиард долларов, ее можно будет продать — на американском рынке. В России работает дивидендная модель: создается актив, который приносит прибыль — 30, 40, иногда 50%. Российский сегмент интернета — это рынок, который может обеспечить хороший доход. Кроме того, важно, что на российском рынке немало институтов развития, фондов с государственным и негосударственным участием. Им следовало бы координировать свою деятельность, лучше представлять ее последствия: учитывать возможности дальнейшего развития как компаний — победителей конкурсов, привлекших инвестиции, так и проигравших участников. Фонд развития интернет-инициатив рассматривает положение компаний и до получения наших инвестиций, и после.

В настоящее время все уникальные игроки российского интернет-рынка — и поисковик, и почтовые сервисы, и многие другие — оказываются под серьезной угрозой. У них есть шансы выжить и сохранить свои позиции на рынке, но для этого многое нужно сделать, в том числе государству. Необходимы законодательные инициативы, в частности в области инвестиций. Сейчас законодательство не обеспечивает защиты инвесторов на ранних стадиях — от команды или от других инвесторов.

Вмешательство государства необходимо и в кадровой сфере. На рынке труда не хватает специалистов — квалифицированных программистов, которые могли бы работать в ИТ-компаниях. Минкомсвязь занимается этой проблемой, уже увеличен набор абитуриентов на ИТ-специальности в вузы, но недостаточно: нужно вдвое-втрое повысить набор, чтобы обеспечить потребности растущего рынка.

Российский интернет-рынок как среда уникален

Сергей Плуготаренко, директор, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)

Кадровая проблема затрагивает любой бизнес, связанный с интернетом: сейчас около 1,3 млн работников заняты в ИТ-сегменте, при этом экосистема интернет-зависимых рынков создает примерно 5 млн вакансий. Главная проблема — обучить достаточное количество необходимых специалистов и удержать их в России.

Другой актуальный вопрос — это государственное регулирование. В РАЭК при значительной экспертной поддержке Минкомсвязи разрабатывается проект, который поможет развивать интернет-рынок России. Мы не торопимся его завершать, потому что 2013 год ознаменовался беспрецедентным вниманием государства к регулированию интернета и его отдельных сегментов. Так что трудно говорить о долгосрочной стратегии, не учитывая как российскую, так и общемировую специфику. Необходимо лучше понимать, насколько возможно в нынешних реалиях такое стратегическое планирование развития отрасли и насколько экономика должна зависеть от него — или же при планировании развития отрасли должны преобладать экономические механизмы.

Российский сегмент интернета как феномен, как среда уникален и претендует на то, чтобы называться национальным достоянием Российской Федерации, каким в свое время была космическая промышленность. Во-первых, среди отечественных игроков есть все системообразующие компании: поисковик, почтовая служба, представители электронной коммерции, сразу две социальные сети, которые удерживают большую часть локальной аудитории и не позволяют аналогичным глобальным сервисам укрепиться в России, не дают им занять более 50% аудитории, трафика, финансовых ресурсов. Эти сервисы — наша гордость. Во-вторых, численность интернет-аудитории, читающей по‑русски, намного превышает те почти 70 млн пользователей, которые проживают на территории РФ. Эта аудитория включает жителей СНГ, а также наших соотечественников за рубежом, многие из которых даже писать по‑русски не умеют, но читают. Так что необходимо делать упор на развитие рунета в нашем национальном восприятии, подчеркивать эту идею.

К 2020 году уровень проникновения интернет-рынка в России достигнет 85%    

Алексей Басов, вице-президент, ОАО «Ростелеком»

По результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», более трети россиян (37%) никогда не пользовались интернетом; вместе с тем 49% респондентов заходили в Сеть в течение последних суток. Это яркий показатель разрыва в образе жизни населения: половина взрослых жителей страны уже не представляют своей жизни без интернета, а еще треть не знают, что это такое. Это означает, что всем — и государству, и провайдерам, и интернет-компаниям, предоставляющим контент и сервисы, — в ближайшие годы есть над чем работать: необходимо дать трети граждан страны физическую возможность доступа в Сеть и познакомить их с возможностями интернета, которые повысят качество их жизни. По прогнозу Леонида Делицына и фонда «Общественное мнение», к 2020 году (при выполнении провайдерами своих планов) уровень проникновения интернета в России достигнет 85%.

Сначала интернет создавался технарями для себя. Система www + html позволила наполнить его сайтами, и для структурирования активно растущего информационного пространства потребовались каталоги. Последние эволюционировали в поисковики, когда стало понятно, что в интернете «уже есть вся информация» и с ней надо работать. В определенный период целью интернет-пользователей был именно поиск.

Параллельно развивались средства коммуникации, что привело к господству социальных сетей, к тому, что в интернете «уже есть все люди». Соцсети привлекли в интернет даже тех, кому не было дела до поиска или почты: им важнее было найти одноклассников, с которыми не виделись много лет.

Сейчас мы подошли к точке, когда при наличии «всех людей» и «всей информации» Сеть воспринимается как данность, как электричество и горячая вода в квартире; важными становятся сервисы для повышения уровня жизни, для создания цифровой инфраструктуры государства и общества.

Российский интернет-рынок растет, станет больше не только денег, но и рабочих мест

Александр Панов, генеральный директор, RU-СENTER

Сейчас появляются новые домены в российском сегменте интернета, такие как .дети, .москва и .moscow. Эти зоны будут составлять конкуренцию национальным доменам .ru и .рф. Любое новое доменное имя — это в первую очередь сильное средство маркетинговой коммуникации, инструмент продвижения своего бренда в жизнь. А с появлением новых доменных имен общее число веб-сайтов, общее количество пользователей, общий объем денег в этом сегменте вырастут. Новые доменные зоны будут способствовать развитию доменного рынка в целом и росту благосостояния всех его участников — тех, кто управляет доменной зоной .ru, поддерживает техническую инфраструктуру, создает сайты. Это значит, что российский интернет рынок растет, и что станет больше не только денег, но и рабочих мест.

Что касается роли государства, главная его задача — не регулирование как таковое (хотя оно и необходимо), а обеспечение выполнения законов Российской Федерации, в том числе в Сети. Как бы власти ни пытались фильтровать нежелательный контент, технологии развиваются быстрее, чем ведется законотворческая деятельность. Важно повышать уровень интернет-образования и интернет-грамотности, создавать дополнительные образовательные курсы, обеспечивать возможность работы в интернете в школах и высших учебных заведениях. Только тогда влияние этого сегмента на экономику государства будет положительным и облегчит нашу жизнь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль