Как разработать брендбук: этапы, правила, примеры

1169
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Брендбук — это обязательный документ в любой компании, для которой важны ее имидж и статус. С его помощью можно решить многие вопросы: начиная от регулирования отношений с дистрибьюторами до защиты лица и престижа компании, а также создания новых способов позиционирования организации.

Брендбук (brandbook) — самый главный стратегический документ, который содержит в себе всю информацию о бренде: начиная от описания концепции и философии предприятия, стратегии позиционирования и заканчивая самыми мелкими нюансами для создания фирменного стиля.

Брендбук нужен для того, чтобы сформировать бренд с учетом всех необходимых элементов: миссии, целей, задач бренда, правил разработки составляющих фирменного стиля, логотипа и вариантов наружной рекламы.

Одной из задач брендбука является также формирование корректного отношения работников к бренду, составление кодекса поведения сотрудников, создание имиджа предприятия в глазах клиентов.

У брендбука есть ряд задач, которые не имеют возможности быть решенными иначе. К примеру:

  • Создание грамотного позиционирования и всестороннего освещения бренда, который будет продвигаться.
  • Корректное и культурное использование фирменного стиля. Брендбук помогает осуществлять контроль слаженности коммуникаций, начиная с визитных карточек и заканчивая вывесками, которые были выполнены дизайнерами за немалые суммы денег. Другими словами, имея под рукой брендбук, секретарь, не специализирующийся на дизайне, сможет легко проверить изготовленные материалы на соответствие закрепленным стандартам.
  • Введение единых стандартов фирменного стиля на всем предприятии и оптимизация корпоративных отношений и культуры. Сотрудники организации информируются о том, как носить специальную форму, какие в компании существуют письменные бланки, и для каких они служат целей, какими изображениями можно пользоваться при работе с внутренней документацией.
  • Все внешние связи и коммуникации объединяются при помощи брендбука, что помогает клиентам узнавать ваше предприятие среди множества других подобных.
  • Если ваша работа построена на основе дилерской сети, то брендбук — это неотъемлемая часть вашего бизнес-процесса. Благодаря ему становится проще оформлять точки продаж и работать с системой производства товара на местах.
  • Брендбук может помочь торговой марке повысить уровень своей узнаваемости за счет стандартизированного позиционирования, стать более заметной на фоне компаний-конкурентов, что будет способствовать повышению уровня продаж.

Чаще всего предприятия решают создать в следующих случаях:

  • Национальный или международный бренд. Если компания работает и развивается в пределах не одного региона, а нескольких или даже в нескольких странах, создание брендбука просто необходимо. Он облегчит работу в области маркетинга и рекламы, позволит сохранить и правильно использовать все графические элементы вашей торговой марки.
  • Поручение проведения маркетинговых или рекламных мероприятий сторонним организациям. Для того чтобы маркетинговые и рекламные услуги аутсорсинговых агентств могли быть выполнены четко и правильно, вы должны предоставить специалистам четкое техническое задание, содержащее все необходимые требования и правила оформления рекламной продукции. Имея в организации фирменный брендбук, сделать это значительно проще и быстрее.
  • Расширение деятельности компании. Брендбук минимизирует ваши временные затраты, необходимые для обучения новых сотрудников. Благодаря брендбуку они смогут самостоятельно ознакомиться с главной идеей предприятия и особенностями использования корпоративной атрибутики. Кроме того, брендбук может быть полезен в случае, если вы будете открывать филиалы и точки, — работать с графическими элементами брендбука будет легко и просто.

Мнение эксперта

Брендбук можно использовать для позиционирования компании на рынке

Елена Виноградова,
руководитель отдела маркетинговых коммуникаций компании BOYARD

Наша компания поставила перед собой на 2011 год довольно смелые задачи: выйти на лидерские позиции рынка, увеличить поле дистрибуции товара, поднять уровень прибыли. Для достижения поставленных целей в маркетинге всегда необходим рывок. Возникает необходимость улучшить позиционирование нашего бренда среди целевой аудитории, к которой относятся:

  • компании по производству мебели, работающие в средней ценовой нише,
  • компании-посредники между нашим предприятием и производителями.

Для того чтобы оценить ситуацию, нам необходимо было собрать данные из разных источников о том, как воспринимается наш бренд: для этого мы опрашивали клиентов на выставочных мероприятиях и раздавали анкеты для обратной связи. Когда нам стало понятно, в чем наши преимущества, а в чем недостатки, была разработана система мероприятий по улучшению восприятия нашей марки.

Разработка корпоративного стиля и создание брендбука как раз и было одним из важных шагов в этой системе.

Нам необходимы были изменения в цветовом оформлении рекламных материалов. Взамен серому цвету, который присутствовал в большом количестве в наших информационных материалах, нужно было подобрать более живые и яркие цвета, чтобы они «продавали».

Серый цвет символизирует надежность и стабильность, но в плане продаж он неэффективен. Для оптимизации корпоративного стиля мы обратились в специальное агентство. Так появился наш фирменный брендбук, в котором отразились требования и стандарты, которых должны придерживаться как собственные сотрудники предприятия, так и партнеры (если речь идет об оформлении рекламы, выставочных пространств и стендов):

  • как использовать логотип. К примеру, на красном фоне всегда размещается логотип белого цвета. Здесь же указаны и другие требования, касающихся размеров, цветов и т.д.;
  • как оформлять деловые документы;
  • как оформлять печатные и сувенирные материалы (на какие поверхности и предметы может быть нанесен логотип);
  • как именно следует писать логотип (к примеру, только латиницей или только заглавными буквами).

Согласно установленному стилю, мы оформили все полиграфические и рекламные материалы. Функция контроля выполнения всех требований касаемо корпоративного стиля и его использования клиентами была поручена региональным менеджерам. Они также работали с недостатками, если такие выявлялись.

Мнение эксперта

Брендбук стал настольной книгой для нашего предприятия

Петр Полинковский,
коммерческий директор компании «Пакс-металл», Сходня (Московская область)

Четыре года назад мы решили начать работу по созданию собственного бренда. То были не лучшие времена: наш товар был популярен, а о нас ничего не знали. В связи с этим на рынке появились многочисленные подделки нашей продукции. Товар низкокачественного уровня стал продаваться якобы от нашего имени через небольших посредников (недобросовестные конкуренты использовали сокращения ШРМ, ШАМ).

У более солидных конкурирующих компаний также не наблюдалось четко выверенной стратегии ведения конкурентной борьбы. Несмотря на то, что мы опережали их по объемам выпускаемой продукции, они просто начали «давить» нас. А когда конкуренция становится более жесткой, маленькая известность нашего имени превращается в огромный недостаток. Чтобы удержаться на плаву, нужно было срочно увеличивать число своих потребителей, сделав о себе громкую заявку.

Мы обратились к услугам консалтингового агентства для разработки идеи по созданию брендбука. Вместе со специалистами был разработан фирменный стиль, выбраны корпоративные цвета для логотипа и модели окраски фирменного транспорта. Брендбук также содержал информацию о том, какие ограничения существуют по использованию логотипа, и какие действия запрещены.

Чтобы воплотить намеченные в брендбуке идеи в жизнь, мы создали команду из шести специалистов. Генеральный директор утвердил все положения брендбука и бюджет для реализации проекта. Наши затраты составили порядка 50 тысяч американских долларов.

Чем отличаются кат-гайд, брендбук и гайдлайн

Документы, которые регулируют работу с брендом, составляют три отдельные книги:

  • Брендбук, о котором было сказано ранее.
  • Паспорт стандартов (гайдлайн). В нем содержатся шаблоны деловых документов, визитные карточки, конверты, папки, иногда образцы для прессы, рекламные и сувенирные материалы.
  • Кат-гайд. В кат-гайде описываются алгоритмы создания корпоративных документов, которые используются на сайтах, в офисах и при взаимодействии с персоналом. Иногда сюда включают также и планы по мерчандайзингу и программы тренингов.

Каждая из этих книг является самостоятельной единицей и имеет ограниченную сферу применения.

Брендбук — это закрытый документ на предприятии, он помогает в решении стратегических задач. Для сотрудников компании часто создают более краткую версию брендбука. Паспорт стандартов необходим для рекламного, маркетингового и полиграфического отделов предприятия. Кат-гайд используется преимущественно подрядчиками и внутри коллектива организации. Все документы отличаются друг от друга по содержанию и предназначены для разной целевой аудитории.

Ситуации, когда востребован весь пакет этих документов, встречаются редко. Чаще задействуется каждая из трех книг по отдельности. Но использование всех трех книг одновременно позволит усилить эффект от интегрирования стандартов для существующего или создаваемого бренда.

С чего начать создание брендбука компании

Фундамент, на который опирается брендбук, — это целевая аудитория. Все усилия, связанные с продвижением и рекламой бренда, направлены в конечном итоге на покупателей.

Главная задача брендбука — рассказать конечному потребителю, что из себя представляет ваша торговая марка, что она может привнести в жизнь клиента, какие изменения в лучшую сторону. Однако прежде необходимо определить саму целевую аудиторию, понять ее основные черты, нюансы, особенности, представления, ожидания, пожелания.

Есть различные виды моделей, по которым можно формировать бренд. Модель 4D — одна из самых распространенных. В соответствии с ней бренд должен учитывать восприятие потребителя с четырех ракурсов:

  • Функционал. Почему покупателю выгодно сотрудничать с вашей маркой? Какую пользу он получает от вашего продукта?
  • Психология. Сфера эмоций и чувств: что ощущает потребитель во время планирования покупки, обретения и расставания с продуктом?

Какое значение имеет эффект «потерянной игрушки» и повторного приобретения?

  • Социология. Каким должен быть потребитель, который готов купить ваш товар. Какое влияние ваша марка окажет на статус покупателя?
  • Духовность. Какие блага, кроме материальных, получает клиент, приобретая ваш товар? Какая духовная составляющая есть у вашего бренда?

Так как брендбук содержит точное описание корпоративного стиля и всех его особенностей, крайне важно контролировать выход полиграфического брака. Если же брендбука у компании нет вовсе, это будет всегда приводить к искажению стиля.

Что входит в брендбук: основные разделы

  • Стратегия бренда

В этом разделе кратко разъясняется содержание бренда. Часто читатели брендбука не уделяют пристального внимания этой информации и переходят сразу к изображениям, однако информация о важных составляющих бренда должна присутствовать у руководителей предприятия непременно: сюда будет входить история возникновения компании, ее миссия, ценности, принципы сотрудничества и работы с партнерами и клиентами, описание особенностей целевой аудитории и образ конечного потребителя. 

  • Особенности коммуникации

Неповторимость и уникальность бренда заключаются во многом в коммуникативных особенностях, в том, какой именно тон выбран для осуществления коммуникации. Стиль позиционирования может быть разным: простота и открытость, доступная и игровая форма взаимодействия или же, напротив, изысканность, элитарность, привилегированность бренда. Такие нюансы определяются раз и навсегда и требуют четкого соблюдения в дальнейшем использовании на мероприятиях по продвижению марки.

Сюда относятся даже специальные слова, выражения, термины, слоганы, грамматические правила — описывается все тщательно, для того чтобы последующее воспроизведение было точным и безошибочным, а также для грамотного проведения ребрендинга, если он потребуется.

  • Логотип

Логотип — это одна из самых важных составных частей фирменного стиля. Правилам его применения нужно уделять особо пристальное внимание. У некоторых предприятий существуют даже специальные книги с правилами работы с логотипами — логобуки.

В брендбуке всегда должны присутствовать:

  • варианты логотипа (с пояснительной надписью и без);
  • примеры шаблонов с указанными пределами размеров логотипа;
  • перечисление всех допустимых фонов и поверхностей, на которых может размещаться логотип, и варианты его расположения;
  • цвета, которые могут быть использованы вместе с логотипом в одном рекламном продукте;
  • вариант логотипа, применяемый для самых маленьких размеров;
  • основной вариант логотипа — для стандартных рекламных материалов, а также два дополнительных – для адаптивной верстки сайтов (для планшетов и смартфонов). Адаптивные версии не позволят потерять узнаваемость бренда.

  • Цветовая гамма

Для того чтобы ваш логотип правильно отображался при печати и в интернет-пространстве, снабжайте специалистов, работающих с логотипом, информацией о цифровых значениях в форматах CMYK и RGB. Также необходимо указать параметры PANTONE для всех цветов, которые присутствуют в оригинальном образце логотипа. Брендбук содержит информацию о первичных и вторичных цветах.

  • Шрифты

Опишите в вашем брендбуке фирменные (необходимы для печати, элементов наружной рекламы и изготовления сувениров) и системные шрифты (для оформления онлайн общения с клиентами). Оформление заголовков и текстов должно быть унифицированным.

В брендбуке подробно перечисляются все характеристики используемых шрифтов: цвет, гарнитура, начертание, кегль, кернинг и интерлиньяж.

  • DOS and DON’TS

Здесь продемонстрированы примеры приемлемых и неприемлемых вариантов использования логотипа и корпоративного стиля. Такая наглядная информация облегчает работу специалистам по маркетингу и дизайну.

  • «Охранное поле» логотипа

«Охранное поле» — это своеобразная зона защиты логотипа, то расстояние от самого лого, которое всегда должно оставаться незанятым какими-либо другими графическими или текстовыми элементами. В этом разделе можно найти образцы того, как логотип может располагаться по отношению к элементам фирменной графики на материалах рекламного назначения.

  • Стиль фотографий

Здесь определяется стиль фотографий, который может быть использован в рекламных целях: описывается фон, передний план, приемлемые темы изображений, особенности стиля, принципы подбора фотографий для упаковки и рекламы.

  • Шаблоны макетов

В этом разделе хранятся образцы элементов фирменного стиля: различные визитные карточки (персональные и корпоративные), фирменные бланки для документов, дизайн для презентаций, особенности оформления корпоративного транспорта, выставочных стендов и обстановки торговых помещений. Такие шаблоны оказывают большую поддержку специалистам по дизайну, сводят их возможные промахи к минимуму.

  • Обзорный слайд

Обзорный слайд объединяет в себе все элементы визуальной коммуникации и составляющие корпоративного стиля, он необходим, когда на предприятии существует множество источников рекламы. При помощи этого слайда осуществляется контроль раскрытия идеи бренда через визуальные средства в сочетании с оригинальными образцами рекламоносителей.

  • Чек-лист

При помощи чек-листа осуществляется проверка, насколько соответствуют характеристики рекламных материалов визуальным константам бренда.

От чего зависит содержание брендбука

Содержание брендбука (его структура и объем) строится в соответствии с кругом задач, стоящих перед вами, и направлением деятельности предприятия. К примеру, фирменный стиль небольшой юридической компании уместится в один пакет документации, а фирменный стиль магазина кроме всех важных документов содержит и другую информацию:

  • данные по спецодежде работников, трудящихся в торговых помещениях,
  • бейджи с именами персонала,
  • различные бланки для заказов,
  • кассовые и приходные ордера.

По объему брендбук также может быть разным: для всего предприятия он, как правило, больше, для одного бренда — меньше.

В большинстве случаев создается один объемный брендбук, содержащий в себе разные тематические разделы (по оформлению продуктов, созданию модулей рекламы и пр.). Если же бренд, для которого необходимо создать брендбук, является крупным и очень своеобразным, с яркой индивидуальностью, то в таких случаях создается отдельное руководство.

На содержание брендбука оказывает большое влияние направление деятельности предприятия. К примеру, торговым компаниям необходимо разрабатывать дизайн указателей цен, чеков, униформы сотрудников, интерьер входной группы торгового помещения, в некоторых случаях ведется также работа по созданию стандартов мерчандайзинга.

Для торгово-развлекательных центров необходимостью является разработка визуальных особенностей указателей, карт, брошюр, при помощи которых посетители торгового центра могут ориентироваться в нем. Нелегкой задачей для торговых центров является размещение рекламных материалов арендаторов: с одной стороны, они являются самостоятельными единицами торгового процесса, с другой стороны, должны вписываться в общую концепцию самого торгового центра, который воспринимается посетителями как единое целое.

По этой причине расположение всех рекламных материалов на территории торговых центров требует детальной и тщательной проработки.

Для ресторана необходимо продумать образцы сувенирной продукции (ручки, зажигалки, пепельницы, стаканы), особенных деталей интерьера и одежды, буклетов, салфеток и способов оформления карт или книг меню.

У крупных производителей тоже наблюдаются свои отличительные черты по созданию брендбука. Для таких компаний важно продумать не только варианты рекламы в СМИ и на общественном транспорте, но и способы оформления фирменного транспорта, а также выставочного оборудования и упаковочных материалов.

Структура брендбука может разрабатываться по-разному. В основном, изменения структуры брендбука происходят из-за задач, поставленных перед компанией. Например, если рассмотреть брендбук корпорации и брендбук отдельного продукта, можно увидеть и разницу в объеме документа, и в способе создания.

Брендбук — это закрытый документ, он помогает решать задачи стратегического характера и предназначен для лиц, управляющих компанией. Нередко для персонала создается специальная версия меньшего объема, чем оригинал. Паспорт стандартов необходим для того, чтобы предоставлять его в случае такой необходимости специалистам по рекламе, маркетингу или в полиграфический отдел предприятия. Это и есть поле применения паспорта стандартов.

Кат-гайд используется, в основном, подрядчиками и некоторыми сотрудниками компании, занимающими ответственные должности. Таким образом, все три документа предназначены для разных целей и задач, имеют разное содержание.

Мнение эксперта

Что включается в типовой брендбук магазина

Наталья Фаустова,
генеральный директор retail branding company ADLIBITUM, Москва

В брендбуке магазина отражаются все типовые варианты оформления:

  • потолка и стен;
  • торгового оборудования;
  • осветительных приборов;
  • вывесок;
  • витрин;
  • навигации — важной части внутренней атмосферы торгового помещения, помогающей покупателям ориентироваться в широком ассортименте товаров и создающей особое настроение при помощи эмоциональных элементов и трансляции образа бренда.

В брендбуке разрабатываются и фиксируются все составные корпоративного стиля и элементы оформления торговых помещений, включая тщательное описание применяемых технологий и материалов с указанием габаритов и системы масштабирования. С этими данными легко запускать в работу новые торговые точки и филиалы, расходуя минимальные средства на услуги специалистов по дизайну.

Поэтапная разработка брендбука компании

Этап 1. Брифинг и постановка задачи

Перед тем как приступить к работе, творческая группа получает техническое задание. Оно содержит в себе описание задач фирменного блока как главной составляющей корпоративного стиля. В этот период работаем над определением целей и задач разработки фирменного стиля, а также обсуждаем пожелания и ограничения по результатам предстоящей работы.

Этап 2. Создание концепции

На этом этапе к совместной деятельности приступают специалисты по маркетингу и дизайну. Их работа длится, как правило, около двух недель, на протяжении которых и определяются идеи и концепции корпоративного стиля. Каждая из концепций является неповторимой. За ее основу берется оригинальный знак, который дополняется особенностями шрифта и цветовыми элементами.

Отбираются три самых эффективных концепции, создается презентация, которая демонстрируется заказчику. Показывается, как каждая концепция работает на разных носителях: например, визитная карточка, фирменный бланк, оформление входной группы.

Таким образом, уже сама презентация дает представление о том, как именно будет жить бренд, и какие концепции будут работать в нем наиболее эффективно.

Этап 3. Развитие и финализация

После того как одна из концепций дизайна утверждена, проводится работа по установлению логической взаимосвязи всех составных частей внутри фирменного стиля, формулируются правила их применения. Это этап разработки корпоративного стиля в зависимости от ситуаций его использования. Специалисты по дизайну работают над созданием образцов носителей фирменного стиля, по окончании чего готовится их печать. Серьезные корректировки по поводу этапов работы могут быть внесены в брендбук в соответствии с направлением деятельности компании.

Одновременно с этим ведется работа по созданию практического руководства по применению корпоративного стиля, разрабатывается электронная презентация, а также печатное издание. Всего выпускается несколько экземпляров. Печатная книга (в отличие от электронной версии) выполняет роль собрания эталонов, с которыми можно сверяться, работая с различными элементами, составляющими стиль бренда.

Сколько стоит брендбук

Итоговая стоимость разработки брендбука будет зависеть от того, сколько именно составляющих стиля будут созданы, поэтому цена брендбука каждый раз будет отличаться. Для крупной корпорации и небольшой производственной компании они будут очень разными и по объему, и по содержанию.

Брендбук для корпорации будет регулировать стандарты оформления деловых документов, концепции дизайна магазинов, внутрикорпоративный культурный кодекс и многие другие нюансы. Брендбук отдельной марки меньше по объему, однако в нем есть свои особенности: важное внимание будет уделяться созданию упаковки, сюжетов рекламы и различных других элементов продвижения бренда.

Стоимость брендбука

7 правил, как разработать эффективный брендбук компании

Правило №1. Нужно с самого начала понимать назначение брендбука и не путать его с тем, чем он не является.

Основная его цель — рассмотрение сути бренда. Не стоит уделять все внимание внешнему виду логотипа, его способам размещения, думать о том, стоит ли менять название продукта, и какими должны быть ограничения в области применения бренда.

Если вы понимаете суть бренда, вы сможете представить основную идею компании, раскрыть, в чем ее миссия, продемонстрировать уникальность марки. Необходимо владеть полной информацией обо всех достоинствах и недостатках бренда, чтобы умело подчеркнуть его оригинальность и грамотно продвигать продукт под именем этого бренда на рынке.

Старайтесь не сотрудничать с такими специалистами, которые примешивают к концепции бренда те элементы брендбука, которые не имеют никакого отношения к сути и главной идее бренда.

Правило №2. Брендбук не должен быть большим по содержанию.

Брендбук не должен быть похож на энциклопедию. Обычно среди ожиданий клиентов присутствует мнение, что объемный брендбук может более эффективно повлиять на продвижение и развитие предприятия. Чем больше брендбук, тем больше полезной и актуальной информации в нем. В результате таких представлений брендбук получается трудным для восприятия, сложным для чтения и понимания, партнеры используют его неправильно.

Руководитель отдела продаж переходит на более активный режим работы без выходных для того, чтобы проработать весь объем и осмыслить содержание брендбука. Из-за невозможности уяснить все правила сразу (в связи с их большим количеством) принимается решение следовать только некоторым из них. Такой подход не может оказать положительного влияния на развитие бренда.

Во избежание подобного казуса не стремитесь создать слишком объемный брендбук. Тщательно разберите для начала, какие именно задачи должен решать брендбук, для кого создается ваш продукт. Брендбук — это не руководство по ведению вашего бизнеса, нет какой-либо единой формы изложения информации в брендбуке. Брендбук компании всегда будет оригинален и неповторим, так он будет отражать реальные потребности конкретного бренда.

На следующем этапе важно донести до клиента, что большой объем брендбука не является его преимуществом, а скорее наоборот. И наконец, разработать брендбук, отвечающий интересам и потребностям компании, правила которого будут просты и понятны.

Правило №3. Многие клиенты, обращаясь к брендмейкерам, думают, что брендбук снизит расходы на развитие и распространение бренда на рынке.

Так рассуждает подавляющая часть клиентов. Но это не так. Брендбук сам по себе не гарантирует продвижение вашего бренда на рынке. Брендбук — это не реклама, это сборник рекомендаций по работе с корпоративным стилем. Создав брендбук, заказчик в любом случае должен будет заниматься полноценным продвижением и позиционированием своего бренда на рынке в соответствии с рекомендациями, описанными в его фирменном брендбуке, вкладывая в эти процессы средства и ресурсы.

Правило №4. Брендбуком нужно уметь управлять.

Для наиболее эффективной реализации идей, описанных в брендбуке, необходима строгая иерархия посвящения в его содержание. Брендбук — это закрытый документ, полное содержание которого открыто исключительно для лиц, управляющих компанией. Работа разграничивается по разным направлениям: одни сотрудники занимаются гайдлайном продукта, задача других – катгайд.

Специалистам по продажам нет необходимости изучать информацию, предназначенную для дизайнеров. Полной информацией владеет бренд-менеджер. Весь материал четко распределяется по отделам и группам соответствующих специалистов, это способствует более быстрой и эффективной реализации идей и элементов брендбука.

Правило №5. Брендбук не должен быть сложным для понимания сотрудниками компании заказчика.

Брендмейкеры должны умело обращаться с информацией, которая находится в брендбуке. Работая со специалистами компании и донося до них концепции брендбука, важно сохранять ясность, четкость и структурированность. Не стоит углубляться в слишком специфичные термины, сложные формулировки. Все, что нужно, — это предельно четко и подробно разъяснять стратегию продвижения бренда для отдела продаж.

В работе с дизайнерами искусство брендмейкера будет заключаться также в простом и понятном изложении своего видения по поводу рекламы. Каждая группа, получив информацию из брендбука, обязана досконально уяснить эти сведения. В случае если какой-либо из отделов не справляется с информацией, и затруднено понимание данных в целом, это может привести к промедлению в процессе реализации идей, содержащихся в брендбуке.

Правило №6. Руководство по фирменному стилю должно быть качественно продумано.

Главное условие для создания эффективного и правильного брендбука — он должен быть актуальным, отвечать всем требованиям своей аудитории. Специалисты, работающие с брендбуком, должны четко понимать, в чем же заключена его суть. На первых этапах брендмейкеры выясняют целевую аудиторию бренда и ее особенности, затем изучают саму компанию с ее преимуществами и недостатками.

Следующим шагом идет само описание брендбука. Авторы рассматривают, в каком направлении компания будет лучше всего развиваться, какие для этого необходимы изменения, какие следует принять меры, шаги, действия, как разрабатывать стратегию продвижения продукта на рынке, чтобы поддерживать спрос на него на высоком уровне.

Каждый из элементов брендбука должен быть подвергнут строгой и объективной проверке. На этапе создания брендбука приветствуются изменения, дополнения, корректировки.

Правило №7. В руководство по фирменному стилю нужно обязательно вносить айдентику.

Брендбук в отсутствии айдентики является неэффективным.

Как выглядит правильно разработанный брендбук: примеры известных компаний

  • Lufthansa

Пример брендбука Lufthansa

Год основания — 1953, Кёльн, Германия

В 2011 году была издана книга об изменениях в крупной авиакомпании Lufthansa. Сегодня эта компания известна во всем мире, основана она была в 1926 году, стиль компании создавался в 60-е годы. Автор уникального стиля компании — немецкий графический дизайнер Отл Айхер. Кстати, интересно, что именно он занимался разработкой дизайна для Олимпиады в Мюнхене.

Работу Айхера относят к одним из лучших корпоративных стилей, которые были разработаны в ХХ веке. Книга под названием Lufthansa and Graphic Design: Visual History of an Airline рассказывает о динамике развития айдентики компании на протяжении многих лет ее существования. В книге можно найти и гайдлайн, который был создан Айхером в 1963 году.

  • British Airways

Пример брендбука British Airways

Год основания — 1974, Уотерсайд, Англия

В компании British Airways брендбук и гайдлайн соединены: в этой книге можно найти разъяснение ценностей бренда, его краткую историю и рекомендации по применению составляющих айдентики этого бренда. Правила, как применять логотип, корпоративные цвета и шрифты, подробно представлены и занимают основной объем книги: на 100 страницах вы найдете множество таблиц и подробных разъяснений.

  • NASA

Пример брендбука NASA

Год основания — 1958, Вашингтон, США

Брендбук для специалистов NASA 1976 года содержит различные правила, которых необходимо придерживаться в процессе работы над созданием материалов (буклетов, брошюр), которые рассказывают о космическом транспорте, фирменных автомобилях и экипировке космонавтов.

  • Montreal Olympics

Пример брендбука Montreal Olympics

Год проведения — 1976, Монреаль, Квебек, Канада

Логотип для Олимпиады в Монреале был создан дизайнерами Жоржем Юэлем и Пьер-Ивом Пеллетье, его называют в числе самых успешных, также как и символику Олимпийских игр в Мюнхене и Мехико. Существует и гайдлайн 1976 года, который и по сей день является вожделенной целью для многих коллекционеров, равно как и сувениры с Олимпиады в Монреале.

  • I Love NY

Пример брендбука I love NY

Год основания — 1977, Нью-Йорк, США

Мало кто знает о том, что этот ныне широко известный логотип в прошлом был элементом масштабной акции для привлечения туристов, которая проводилась в Нью-Йорке во время экономического кризиса. В 2008 году по поводу перезапуска кампании был выпущен брендбук I Love NY, в котором можно найти историю ее основания и развития, ценности и стремления, анализ аудитории и манифест.

Вы также можете увидеть в данном издании различные элементы стиля I LOVE NEW YORK.

  • Braun

Пример брендбука Braun

Логотип Braun, подкупающий многих своей простотой и лаконичностью, знаком многим специалистам по дизайну. Интересно, что этот логотип остается неизменным на протяжении очень долгого времени. Создан он был в 1934 году, в 1952 году подвергался некоторым изменениям. Одна из ценностей компании – оставаться верными своему корпоративному стилю.

Так, одно из руководств для персонала, изданное в 1989 году, говорит о том, что реклама техники Braun должна быть скромной и лаконичной.

  • McDonaldland

Пример брендбука McDonaldland

Год основания — 1940, Оак Брук, США

В 1970-е годы был придуман и показан публике вымышленный мир под названием McDonaldland, жителями которого были Рональд Макдональд и другие герои. Есть специальная книга McDonaldland Specification Manual, в которой точно прописано, как именно должны выглядеть персонажи этой компании, и какие цвета допустимы при использовании на рекламных продуктах или материалах.

  • NEXT

Пример брендбука Next

Год основания — 1985, Калифорния, США

Логотип компании NEXT был создан популярным дизайнером и творческим директором Полом Рэндом в 1986 году как отклик на просьбу Стива Джобса. Рэнд придумал logo-book, в которой были описаны идеи и мысли дизайнера, а также рекомендации по использованию логотипа. Джобс был в восторге от этой книги, дарил ее как сувенир на память.

  • Coca-Cola

Пример брендбука Coca-Cola

Год основания — 1886, Атланта, США

Брендбук компании Coca-Cola содержит историю возникновения бренда, его философию, главная идея которой заключается в наслаждении жизнью и счастьем. В этом брендбуке можно увидеть редкие логотипы компании, такие как, например, логотип, выпущенный к дате 125 лет со дня основания или к American Music Awards.

В брендбуке вы также найдете основные стилеобразующие элементы, слоганы, термины, которыми пользуются в компании, образцы для наружной рекламы, корпоративного транспорта и точек реализации напитка.

  • Apple

Пример брендбука Apple

Год основания — 1976, Купертино, США

Очень подробное руководство-гайдлайн для компаний, реализующих товары от бренда Apple. Описываются правила оформления интернет-магазинов, постеров для наружной рекламы, прочих материалов, имеющих отношение к реализации товаров от Apple. Данный гайдлайн также содержит перечисление часто встречающихся ошибок, которые допускают посредники компании в цепочке продаж.

  • Nike

Пример брендбука Nike

Год основания — 1964, Портленд, США

Отличный пример лаконичности и ясности брендбука — это руководство Nike Football (2012). Три слова передают основные ценности компании: Inspiration. Innovation. Enablement. Брендбук содержит также 11 дизайн-заповедей Nike Football с комментариями к каждой из них, представлены образцы применения логотипа и корпоративных шрифтов, требования к фотоматериалам для рекламы.

Основная же часть брендбука — это фотографии популярных футболистов и спортивной формы Nike.

Информация об экспертах

Елена Виноградова, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций компании BOYARD. Елена Виноградова в 2005 году окончила Уральскую академию государственной службы, в 2009-м прошла курс «Управление маркетингом и продажами» в Калининградском институте международного бизнеса. С 2004 года работала в телекоммуникационной группе «Мотив», с 2007-го по 2011-й — руководитель департамента PR- и event-мероприятий. С 2011 года — в нынешней должности. BOYARD — производитель мебельной фурнитуры, реализует продукцию на рынках России, Казахстана и Белоруссии. Компания основана в 2002 году. Головной офис — в Екатеринбурге, филиалы — в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Минске. Штат — 200 человек.

Петр Полинковский, коммерческий директор компании «Пакс-металл», Сходня (Московская область). Основанная в 1991 году группа компаний «ПАКС-металл» на сегодняшний день является безусловным лидером рынка металлической мебели. Организация предлагает самый широкий выбор продукции для любых целей. За 20 лет успешной работы компании название торговой марки «ПАКС-металл» стало для партнеров и клиентов синонимом гарантии качества, надежности, комфортного и взаимовыгодного сотрудничества.

Наталья Фаустова, генеральный директор retail branding company ADLIBITUM, Москва. ООО «АДЛ». Год создания: 1995. Услуги: комплексный ритейл-брендинг и проектирование торгово-развлекательных центров, магазинов и розничных сетей различного профиля. Ведение проекта от разработки концепции позиционирования бренда, названия, фирменного стиля до дизайн-проекта и авторского надзора за реализацией объекта под ключ. Клиенты: сети «Седьмой континент», «Азбука вкуса», «Перекресток», Vinberry, «Пекарти», «Огни столицы», «Тарелочка» и другие. Более ста выполненных проектов в России.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль