Воровство в торговле: как остановить злоумышленников и возместить ущерб

137
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Атавова Амина
главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Кражи не всегда связаны с низкой зарплатой. Психологи провели массу исследований и выяснили, что некоторые люди генетически склонны к воровству. Они будут красть, даже если вы предложите им комфортные условия работы. Полностью пресечь воровство нельзя, но минимизировать риски для компании возможно. Рассмотрим, как это сделать.

Почему воровство менеджеров остается безнаказанным

Если ваша компания понесла убытки по вине сотрудника, последний обязан возместить ущерб. При этом, если сумма ущерба превышает месячный оклад работника, взыскать деньги можно только через суд (ст. 233 и 241 ТК РФ). Но сделать это сложно, если фирма заранее не позаботилась о правильном оформлении документов.

Многим компаниям не удается получить материальную компенсацию из‑за того, что сотрудники отдела кадров допускают одну из четырех ошибок, которые описаны ниже.

  1. Договор о полной материальной ответственности заключают со всеми сотрудниками без исключения. Однако материальную ответственность несут лишь работники, которые трудятся в должностях, перечисленных в постановлении Минтруда от 31.12.2002 №85.
  2. Отдел кадров не контролирует дальнейшую судьбу коллективного договора о полной материальной ответственности. Документ теряет юридическую силу, если состав коллектива меняется наполовину или приходит новый руководитель. Если это случилось, договор надо перезаключить. В противном случае взыскать при необходимости ущерб с сотрудника не получится.
  3. Работник распоряжается материальными ценностями, передачу которых компания не зафиксировала документально.
  4. Работодатель включает в полную материальную ответственность упущенную выгоду (неполученные доходы), что противоречит законодательству (ст. 238 ТК РФ).

Как договор об индивидуальной ответственности поможет прекратить воровство

Сохранить товар и выручку компании поможет договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Заключить его можно, если сотрудник:

  • достиг 18 лет;
  • обслуживает или использует денежные, товарные ценности или иное имущество (ст. 244 ТК РФ).

Прежде чем заключить договор, нужно определить, за какой товар (товарно-материальные ценности) и в каком объеме отвечает работник. К примеру, если доступ к кассе есть только у одного сотрудника, следовательно, он несет полную ответственность за нее. Если у вас, допустим, трудятся посменно два продавца, договор о полной индивидуальной ответственности можно заключить с каждым из них. При этом в должностных инструкциях вам необходимо зафиксировать обязанности каждого работника. Укажите виды работ, например: продажа товаров, прием денежных средств от клиентов, оформление и выдача дисконтных карт магазина и пр. Не забудьте, что сотрудникам нужно вручать товарно-материальные ценности под отчет и предоставлять изолированное помещение для их хранения и продажи.

Если вы обнаружите недостачу товара, зафиксируйте ее в акте приема-передачи. Регулярная инвентаризация снизит риски. Однако учитывайте при этом, что сотрудники могут быть в сговоре друг с другом и не оглашать недостачи, которые они обнаружили при пересменке. Когда недостача достигнет внушительной суммы и укрывательство станет очевидным, придется обращаться в суд. Поэтому к инвентаризации привлекайте проверенных сотрудников.

Мнение эксперта

Премируйте менеджера за каждого клиента, чтобы предотвратить воровство

Юрий Горожанкин,
генеральный директор компании «Металлторгмебель»

Чтобы менеджеры не воровали, предложите им премии за каждого привлеченного клиента. При этом поставьте условие: продавец получит премию только в том случае, если занесет информацию о покупателе в базу компании. Кроме того, заведите централизованную базу данных по товарам, в которой отражаются поступления продукции и каждая продажа. Это затратно, но воровство в торговле сократится, а вы компенсируете вложения.

Можно использовать такой метод: каждого продавца сделать кладовщиком на его торговой точке. Таким образом, он будет нести материальную ответственность за весь товар. Если дело дойдет до суда, сотрудник проиграет. Схему допустимо использовать, если продавцы оформлены по трудовой книжке.

Если смотреть в будущее, то я бы посоветовал руководителям нанять кадровика, который проводил бы тестирование при приеме на работу и определял склонность людей к махинациям.

Когда заключать договор о коллективной ответственности

Если вы не можете разграничить ответственность работников за причиненный ущерб, поручите отделу кадров заключить договор о коллективной ответственности. В статье 245 ТК РФ указано, что такую ответственность вводят, когда сотрудники совместно выполняют работы, связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой переданных им ценностей.

К примеру, в розничных супермаркетах доступ к товарно-материальным ценностям есть у всех сотрудников, а ответственность несет только администратор. Такая схема неизбежно приводит к хищениям. Администратор зарабатывает больше, чем линейный персонал, поэтому руководители штрафуют его. Однако, взыскав необоснованно крупную сумму, можно подтолкнуть администратора к краже. Поэтому справедливо привлекать к ответственности весь коллектив.

Какие бывают воры в компании: три типа

«Несуны». Такие сотрудники уносят домой мелочи: запчасти, старый принтер, канцтовары, бумагу. Во многих организациях такие потери не учитывают, а зря. «Несунам» начинают подражать другие сотрудники. Если один человек выносит одну пачку бумаги в год, его коллеги могут своровать полтонны бумаги. Некоторые «несуны» потом пробуют себя в более серьезных кражах. Так что не смотрите снисходительно на воровство таких менеджеров.

«Похитители». Воруют более ценные вещи, чем «несуны»: товары или деньги. Обычно «похитители» — это кладовщики, продавцы, кассиры, водители и пр. Например, в одной сети АЗС операторы приобретали дисконтные карты, которые дают скидку на товары. Когда сотрудники оформляли чек покупателю, то проводили своей картой через считыватель, чек пробивался на меньшую сумму, а оператор брал с покупателя деньги полную стоимость. Разница шла в карман. Руководитель узнал о схеме, когда один из клиентов потребовал чек, увидел обман и написал жалобу.

«Бизнесмены». Эти сотрудники воруют постоянно, обладают правом подписи или печати. Например, главный инженер завода по производству автомобильных запчастей договаривался с крупными клиентами о поставках товара по необходимой им цене. Благодарные заказчики помогли купить инженеру две квартиры со скидкой 50% и автомобиль бизнес-класса. Уличить вора смогли, когда один из клиентов пожаловался на вымогательство взятки. Чтобы предотвращать такие ситуации, постоянно общайтесь с ключевыми покупателями и проверяйте отпускные цены на продукцию.

«КД» по материалам открытых источников

Что делать, если вы поймали менеджера на воровстве

Если вы поймали вора и хотите возместить убытки, действовать нужно по правилам.

  1. Создайте комиссию, которая определит размер причиненного ущерба (ст. 247 ТК РФ).
  2. Проведите проверку, которая позволит установить размер убытка и причины, по которым он возник. Сумму ущерба определяют по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но она не может быть ниже стоимости имущества, зафиксированной в балансе, с учетом степени износа (ст. 246 и 247 ТК РФ).
  3. Потребуйте от работника письменное объяснение. Если он откажется, составьте соответствующий акт.
  4. Потребуйте возместить причиненный ущерб (ст. 248 ТК РФ).
  • Если убыток не превышает средний месячный заработок сотрудника, издайте указ о возмещении ущерба не позднее месяца со дня, когда вы окончательно установили размер ущерба.
  • Если виновный согласился добровольно возместить убыток, зафиксируйте это письменно под подпись работника с указанием срока погашения ущерба и суммы. Можете предусмотреть выплату с рассрочкой.
  • Если сотрудник отказался возмещать ущерб добровольно или сумма причиненного убытка превышает его средний месячный заработок, обратитесь в суд.
  • Если работник настаивает на том, чтобы передать взамен равноценное или исправленное имущество, вы вправе отказаться от предложения.

Как снять стресс и восстановить силы после конфликта

Если после напряженного разговора с подчиненным вы чувствуете психологическую или эмоциональную усталость, нужно с этим бороться. Если не предпримете меры, со временем может развиться синдром эмоционального выгорания. Восстановить силы и снять напряжение после общения со скандальными сотрудниками помогут четыре способа.

Три пятерки. Назовите пять цветов, которые вы видите в данный момент, затем — пять звуков, которые слышите. Потом опишите пять ощущений своего тела. В конце упражнения хлопните в ладоши перед своим лицом, если возможно. Так вы переключите внимание с негативных эмоций на нейтральные.

Обратный счет. Закройте глаза, сделайте глубокий быстрый вдох и медленный выдох. Повторите десять раз. Затем представьте электронное табло с цифрой 30 и начните обратный отсчет. На каждый вдох минус единица. Дойдя до нуля, вернитесь к обычному ритму дыхания, откройте глаза.

Письмо в никуда. После неприятного разговора напишите все, что вы думаете о собеседнике и ситуации, не стесняясь в выражениях. Перечитайте письмо и порвите, мысленно отпуская ситуацию.

Что вижу, о том и думаю. Опишите, что видите вокруг, по принципу «что вижу, то пою». Либо выберите один объект и описывайте его объективные признаки.

«КД» по материалам журнала «Кадровое дело»

Важная новость для подписчиков!

Как прекратить воровство: 6 дополнительных мер

Правовые методы. Любую недостачу рассматривайте как ЧП. Создайте в коллективе атмосферу нетерпимости к ворам. Каждый сотрудник должен знать: если его поймают на воровстве, он будет наказан (его ждет штраф, увольнение, уголовная ответственность).

Организационные методы. Чтобы эффективно бороться с воровством, ведите учет товаров на всех этапах продвижения. Внедрите систему коллективной и индивидуальной ответственности и не забывайте о негласных источниках информации. Главное — не забывайте о ежедневном контроле.

Программно-аппаратные и технические методы. Для подбора персонала (особенно в ювелирных магазинах, антикварных салонах) используют психологические тесты, полиграфы, методы психозондирования. Последние два способа проверки можно применять только с письменного согласия работника.

Популярны также системы видеонаблюдения. Однако они чаще помогают «расколоть» вора, нежели предупредить кражу.

Система депремирования. Например, если инвентаризация покажет, что отсутствует товар, отпускная цена которого составляет 1 тыс. руб., а себестоимость — 200 руб., пусть сотрудники магазина платят не 200 руб. на всех, а 1 тыс. Тогда смысл воровать пропадает: украв товар, продавец сможет реализовать его максимум за 1 тыс. руб. К тому же появится и коллективная ответственность.

Товарные матрицы. Сделайте срез продаж, который позволит вам автоматизировать поставки. К примеру, вы знаете, что раз в неделю получаете товар в количестве 120 штук. Однако за неделю удается реализовать только 100. Значит, в следующий раз надо заказать 90. Если не будет товаров «про запас», у сотрудников не останется возможности красть. Кроме того, так проще считать товарные остатки и можно сэкономить на хранении продукции на складе.

Такой подход не предотвратит продажи из‑под полы, но поможет вывести их из тени (мы привозим только необходимое количество товара, и воровать просто нечего). Кроме того, предприимчивых сотрудников надо жестко наказывать: штрафовать, увольнять.

Чтобы было проще работать с автоматизированным учетом продаж и быстро формировать товарные матрицы, можно использовать терминалы (POS) или аналогичные системы.

Мнение эксперта

У нас сотрудник украл 30 тыс. руб.

Александр Астрейко,
операционный директор торговой сети «Вестер»

У нас был случай: руководитель службы внутреннего контроля, просматривая архивные записи камер видеонаблюдения, обнаружил, что контролер и продавец-кассир воруют деньги. Схема такая. Кассир выбирал из стоящих в кассу людей клиента с крупной покупкой или дорогостоящим товаром. Просканировав товары, называл сумму, принимал деньги, отдавал сдачу, но чек при этом не закрывал. Следующему в очереди покупателю продолжал сканировать товар уже по открытому чеку. Затем, ссылаясь якобы на технический сбой, обращался к своему напарнику (контролеру) и просил отменить позиции в чеке. Тот, имея доступ к кассовому аппарату, отменял предыдущие позиции. Покупателю отдавали чек, а деньги от прошлого клиента оставляли себе. Общая сумма кражи — 30 тыс. руб. Сотрудников мы уволили, ущерб от воровства возместили.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль