Анализ персонала в организации: от подбора до развития

76
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Развитие компании не может происходить отдельно от развития ее коллектива – новые станки или новые стратегии требуют перемен в сознании тех, чьими руками производится труд. Поэтому важно одновременно с аналитическими мероприятиями, касающимися финансовой сферы предприятия, регулярно проводить и анализ персонала организации. Успешность дальнейших действий компании напрямую зависит от его результатов.

Зачем нужен анализ управления персоналом в организации

Система управления предприятия состоит из двух подсистем:

  • Внешняя подсистема отвечает за производство, сбыт товаров или услуг и управление финансовыми активами.
  • Внутренняя подсистема контролирует микроклимат в коллективе и отвечает за управление персоналом.

Анализ системы управления персоналом в организации позволяет произвести объективную оценку собственных ресурсов, а также дает базовую информацию для построения стратегических прогнозов, связанных с внешней средой.

Для проведения исследования необходим комплексный подход: одновременное изучение внутренней и внешней сред фирмы.

Анализ деятельности персонала организации предполагает исследование кадрового функционала и его соответствие корпоративной культуре. Изучение деятельности компании с технологической, организационной, финансовой и кадровой точек зрения позволяет определить потенциал коллектива, уровень его мотивации, годовой выработки и эффективности руководящего состава. Таким образом, система управления представляется в виде графика с четким делением на сильные и уязвимые области.

Результатом анализа внешней среды является совокупность выявленных угроз, стратегических возможностей развития, обзор результативности работы управленческих кадров. Данные, полученные в результате внешнего и внутреннего анализов, становятся основой для формирования представления об общем информационном поле, создания генеральной стратегии и нового сценария по управлению сотрудниками.

Существует несколько подходов к проведению кадрового анализа персонала организации:

  • научный – сугубо теоретический аналитический процесс, оперирующий данными, собранными из отчетности за прошедший период, результаты требуют проверки посредством практического применения;
  • методологический – результат совмещения научного подхода и практических исследований, дает конкретные результаты;
  • исследовательский специализируется на выявлении новых возможностей, которые можно извлечь из существующих ресурсов;
  • системный – подразумевает комплексный анализ деятельности организации, в том числе работы сотрудников.

Метод проведения анализа определяют исходя из цели иссследования. Как правило, предпочтение отдается методологическому подходу, поскольку полученные с его помощью результаты являются наиболее полными, точными и подходящими для формирования стратегии дальнейшего развития организации.

Методы анализа эффективности персонала в организации

Как мы уже выяснили, анализ эффективности использования персонала организации позволяет определить уже проявившиеся сложности системы управления персоналом, предотвратить возникновение возможных проблем, обрести полноценную базу об информационном пространстве, окружающем предприятие. Техники проведения этого исследования условно подразделяются на следующие группы:

  1. Приемы, основанные на использовании интуиции и фундаментальных экспертных знаний.
  2. Выводы, сформулированные посредством экономического и математического моделирования.
  3. Комплексный подход, являющийся смешением техник первых двух групп.
  4. Аналитическая работа с информационными потоками.
  1. Приемы, относящиеся к первой группе анализов, отличаются использованием преобладающего объема нетрадиционных методик и небольшого количества фактологических данных. Тем не менее исследования именно этого типа на протяжении долгого времени являются основой решения задач по управлению работниками. Рассмотрим основные методы анализа системы управления персоналом организации, относящиеся к этой группе исследований.
  • Метод «мозговой атаки».

Коллектив экспертов осуществляет разработку вариантов решения задачи посредством интуитивного анализа. Основой для аналитической базы становится предельное количество высказанных вслух мнений. После отбора наиболее удачных идей производится построение стратегий, рассчитанных на формирование той или иной реакции у целевой аудитории. Основная задача экспертов – рассчитать событийную цепочку «акт-целевое следствие», которая станет эффективной на практике и решит возникшую проблему.

Существует несколько разновидностей данного анализа:

  • прямая мозговая атака;
  • обсуждение в формате комиссии;
  • обмен точками зрения, регламент которого зависит от формата проведения.
  • Метод сценариев.

Сценарное прогнозирование основано на написании нескольких представлений о предмете обсуждения. В материалы входит полная проработка и четкая последовательность событий и их результатов, которые приводят к решению поставленной задачи. Данный анализ позволяет более глубоко, чем в предыдущем случае, исследовать проблему, а также подключить статистические и экономические данные.

  • Метод экспертных оценок.

Эта методика основана на удаленном опросе специалистов или экспертов по проблемной тематике. Техника сбора «общественного мнения» эффективна при проведении SWOT-анализа – определении слабых и сильных сторон организации, угроз по отношению к ее деятельности, а также возможностей развития.

  • «Дельфи».

Метод цепочки последовательных опросов, в которых задействованы анонимные, не связанные друг с другом эксперты. Суть данного анализа – минимизировать воздействие фактора человеческих взаимоотношений, симпатий и антипатий, присутствующего при проведении конференции или мозгового штурма. Основной задачей организаторов является обработка мнений, построение на их основе стратегий и использование отобранных материалов для повторного опроса. Проведение «Дельфи» является процессом трудоемким, поэтому этот тип исследования используется редко.

  • Метод «деловых игр».

Основан на имитации по заданным параметрам процесса решения проблемы. Участники исследования занимаются решением задачи в реальном времени, наблюдают за динамикой развития событий и проводят обучение младших коллег в условиях имитированных «боевых действий». Поскольку уровень погруженности в условия задачи является максимальным, данный метод признан наиболее эффективным из всех вышеперечисленных техник области интуитивного поиска.

  1. Исследования, основанные на экономическом и математическом моделировании, специализируются на построении прогнозов в рамках предварительно заданных алгоритмов. Перед началом экономического анализа персонала организации производятся математические расчеты, которые координируют исследователей в ходе дальнейшей работы. Точность данного метода достаточно высока, единственным недостатком является привязанность к рамкам заданных алгоритмов и отсутствие возможности прогнозирования изменения обстоятельств.

Модель представляет собой совокупность схем и графиков, отображающих реальность, задающих координаты исследования.

К наиболее используемым подходам относят:

  • Сетевой метод. Он направлен на построение взаимосвязей между производственными задачами, определение порядка и сроков их выполнения.
  • Имитационное динамическое моделирование. Сложная модель полностью имитирует внутреннюю структуру системы управления. Данный анализ направлен на выявление возможных сбоев рабочего процесса.
  1. Синтез интуитивных методик и точного моделирования является наиболее популярным на данный момент. Он позволяет минимизировать недостатки обеих методик – добавить точности интуитивным методам, вдохнуть душу и творческий поиск в результаты математических расчетов. Здесь нельзя выделить какие-либо основные методы смешения, каждое предприятие выбирает наиболее удачное сочетание под свои задачи.
  2. Аналитическая работа с информационными потоками нацелена на определение источников документации, фиксирование процессов передачи данных, систематизацию функциональных нагрузок, которые создают отдельные элементы структуры. Результат работы становится базой для математического моделирования и не используется в качестве единственного источника для построения стратегии.

Анализ потребностей организации в персонале

Планирование является основой стратегии, направленной на уверенное функционирование организации. Одной из его задач является поддержание необходимого состава и количества трудовых ресурсов. Выявить необходимость в наборе, обучении или увольнении персонала, определить цикличность появления свободных должностей разного уровня позволяет анализ потребностей организации в персонале.

Заблаговременное предусматривание изменений в штате организации состоит из трех этапов.

Этап 1. Проведение анализа собственных ресурсов компании.

Определяется, насколько качественно имеющиеся кадры обслуживают интересы организации, подлежат ли они сохранению или увольнению. Особое внимание концентрируется на таких финансовых показателях, как обороты и прибыль.

Этап 2. Проведение анализа потребностей в персонале за определенный промежуток прошлого периода.

Планирование предстоящей необходимости в найме персонала, обоснованное коэффициентами прошедшего периода.

Этап 3. Принятие решения.                        

Нередко решение, которое будет принято, зависит не от результатов исследования, а от кадровой политики предприятия – от склонности к постоянному обновлению «крови» или сохранению штата.

Решения могут быть следующими:

  • сокращение;
  • переобучение штата;
  • набор новых сотрудников.

Рассмотрим наиболее популярные способы выявления потребности в персонале:

  • Метод фотографирования рабочего дня.

Составляется список персональных обязанностей и фиксируется время, затраченное работником на выполнение каждого действия. Это позволяет измерить эффективность сотрудника, наличие лишних совершаемых им операций, потребность в его присутствии в офисе, возможность добавления ему задач других коллег при сокращении штата.

  • Метод расчета согласно нормам обслуживания.

Норма обслуживания складывается из стандарта дневной выработки работника, установленного организацией, и сведений, содержащихся в СанПиН, СНиП и ГОСТ. Соотнесение закрепленных норм с точными планами объема работы в ближайшем будущем позволяет рассчитать число персонала на конкретный временной период.

  • Метод экстраполяции.

Данная техника позволяет создать модель внешней и внутренней сред предприятия на несколько лет вперед, опираясь на современные показатели. Прогнозирование проводится с учетом таких показателей, как рост цен, государственная политика в отрасли и ее развитие, внешнеполитические изменения и др. Использование методики экстраполяции актуально только в условиях внутриполитической и экономической стабильности. В России этот вид анализа для долгосрочного прогнозирования не подходит.

  • Компьютерная модель определения потребности в персонале.

Среди глав отделов и иных внутренних структур организации производится сбор статистических сведений и иных отчетностей, на их основании создается компьютерная модель, прогнозирующая необходимость наличия определенного числа специалистов и низкоквалифицированных рабочих в рамках определенного временного периода. Эта недавно разработанная техника способна полностью удовлетворить интересы крупных организаций, но в России применяется нечасто, поскольку требует приглашения аналитиков, владеющих данной моделью, и больших расходов.

Но произвести точный расчет потребности в персонале позволяют специальные формулы. Перед этим требуется определить цели, например:

  • сокращение сотрудников, спровоцированное уменьшением производственных объемов;
  • добор персонала по причине расширения производства;
  • аудит сотрудников и выявление естественной необходимости в их замене при тех же производственных объемах.

Важно, чтобы причины для смены производственных мощностей были достаточно весомыми, поскольку в связи с расширением или уменьшением работы изменяется нагрузка на персонал. Расчеты производятся с учетом экономии количества персонала при увеличении выработки.

Анализ численности персонала организации рассчитывается следующим образом:

Чспл = Чбп х Iq + Э,

где Чспл – плановая среднесписочная численность персонала, Чбп – среднесписочная численность персонала в базисном периоде, Iq – индекс изменения производственных мощностей в плановом периоде, Э – общее изменение исходного количества персонала, которое вычитается при уменьшении и прибавляется при увеличении значения по отношению к предыдущему периоду.

Этот метод расчета подходит для организаций с размеренной динамикой производства.

При резком изменении производственных объемов или для анализа возрожденных организаций используют прямую технику выведения среднесписочного числа сотрудников:

Чспос = Чяв х Ксп,

где Ксп – коэффициент среднесписочного состава, Чяв – нормативная численность рабочих для выполнения сменного задания по выпуску товара.

Необходимое количество вспомогательных сотрудников рассчитывается по тому же принципу:

Чспвс = nвс x S x Ксп,

где Чспвс – списочная численность вспомогательных сотрудников, nвс – число рабочих мест вспомогательных рабочих, S – суточное количество смен.

Определить плановую явочную численность вспомогательных сотрудников при наличии прописанных норм обслуживания несложно: для этого необходимо общее количество рабочих объектов (с учетом количества смен) разделить на норму обслуживания.

Как правило, нормативы закрепляются на основе среднеотраслевых показателей, но никто не запрещает ввести собственные.

Анализ подбора персонала в организации

Определить качество найма персонала можно с помощью набора определенных показателей. При анализе каждого признака рассматривают смежные факторы, что позволяет дополнительно установить общее качество функционирования методики формирования коллектива.

1. Выполнение планов набора персонала (наем заявленного количества людей в заданный временной отрезок) – установочный коэффициент, который дает широкое представление о качестве ряда факторов.

При наличии практики стратегического планирования в организации показатель выполнения определяется, исходя из плана, поставленного перед службой рекрутинга, и степени его выполнения. При отсутствии планирования основой для проведения расчетов становится временной показатель поиска одного кандидата.

В случае невыполнения плана или затрачивания слишком большого количества времени на подбор каждого кандидата в анализ включается исследование смежных факторов, отраженных в следующих поставленных вопросах:

  • Насколько реалистичны цели, поставленные перед рекрутером, и сроки, в которые необходимо закрыть вакансию? На подбор представителя высшего управленческого звена надлежит выделять больше времени, чем на поиск рядовых работников.
  • Существует ли у рекрутера четкое понимание, кого, собственно, он ищет? Определить сущность искомого кандидата помогает опросник с описанием требуемых характеристик и функционала, перечень должностных обязанностей, беседа с главой отдела, для которого подбирается сотрудник.
  • Реалистичны ли требования к кандидатам? Важно учитывать, что профильный специалист может обладать смежными талантами, но не обязан. Его услуги также имеют свою конкурентную цену: чем специфичнее кандидат, тем дороже он будет стоить.
  • А что с бюджетом на подбор? Сейчас отыскать и удержать достойного специалиста стало крайне непросто. Организации всеми силами стараются представить себя в качестве хорошего работодателя и заманить к себе ценных сотрудников, для чего распространяют о себе положительную информацию на телевидении, радио, в печатных СМИ и на носителях визуальной рекламы. Найти редкого специалиста без использования внешнего рекрутинга или хорошего хедхантера практически невозможно, поэтому важно быть готовыми не только предложить кандидату хорошую зарплату, но и потратить на его поиск солидную сумму.

2. Общий показатель текучести кадров.

Данный параметр не является главным для определения качества трудоустройства персонала, но для микроклимата компании «оборот» сотрудников представляет серьезную проблему. Поэтому данный показатель в качестве маркера эффективности набора людей с серьезными намерениями на достойную оплату также включают в анализ организации работы с персоналом.

Коэффициент текучести определяется следующим образом:

КТ = Количество уволившихся за месяц/общее количество сотрудников в середине месяца х 100

Предположим, в прошедшем месяце организацию покинуло 50 человек, а численность сотрудников на момент середины месяца составляла 1000. При таких условиях КТ равняется 5 %.

Также существует формула, которая позволяет подсчитать только те увольнения по собственному желанию, которые можно было избежать (И). Берем общее число уволившихся (КУ), вычитаем из него неизбежные увольнения (НИ), такие как переезд в другой город, декретный отпуск, выход на пенсию. Получаем выражение:

И = (КУ – НИ)/С х 100,

где С — количество всех сотрудников на момент середины месяца.

Продолжим расчет: предположим, что из 50 кадров (КУ) было 10 (НИ) при С = 1000, в таком случае число текучести сотрудников по уходам, которых могло бы не быть (И), равно:

(50 – 10)/1000 х 100 = 4 %

Так можно вывести норму плановой текучести кадров в организации.

При использовании данного коэффициента для составления аналитики необходимо следить не только за количественными, но и за качественными характеристиками ушедших работников. Для обозначения явления, при котором из организации уходят «слабые» работники, используют термин «функциональная текучесть». Она является положительным показателем, поскольку позволяет сократить затраты на малоэффективные единицы коллектива.

3. Показатель текучести кадров среди сотрудников, проработавших в компании месяц/полгода/год.

Данный показатель следует рассматривать отдельно от общего числа уволившихся – это позволит объемно рассмотреть процесс производимого подбора, определить его достоинства или выявить скрытую проблему. Также важно различать уход сотрудника по собственному желанию и его увольнение по просьбе руководителя.

К примеру, в прошлом месяце восемь человек были приняты в разные отделы организации. Две недели спустя один сотрудник был уволен, а на третьей неделе ушел второй, но уже по собственному желанию. Следовательно, на начало следующего месяца из восьми новобранцев продолжило работать шестеро, количество ушедших составило 25 %. Данную цифру необходимо зафиксировать и рассматривать в динамике совместно с аналогичными показателями за несколько месяцев. Только так можно исключить момент случайности и получить наиболее объективные результаты, на основе которых допустимо делать выводы.

Аналогичный анализ можно проводить не только в общей форме по всем сотрудникам организации, но и в частной – по статистике текучести в разных отделах. Выявление отдела повышенной текучести позволяет найти проблему, кроющуюся либо в рекрутинге, либо во внутренней политике отдела. Дальнейшее наблюдение за динамикой оттока сотрудников покажет, удалось ли организации победить эту сложность или необходимо провести какие-либо дополнительные изменения. Решение проблемы также оказывает благотворное воздействие на бизнес-процессы, смежные с работой рассматриваемой структуры.

4. Показатель соотношения роста затрат на поиск и подбор к росту прибыли.

Этот параметр позволяет проконтролировать, как отражается на прибыли появление в штате нового сотрудника. Его можно использовать в совокупности с другими показателями, собранными по принципу «действие - прибыль от данного действия».

Рассказывает практик

Анализ качества работы персонала в организации

Светлана Алаева
генеральный директор компании «Максфит», Тверь

Руководитель отдела оценивает качество работы своих подчиненных – это его обязанность. На протяжении месяца он проводит выборочное прослушивание телефонных разговоров персонала, изучает видеоматериалы тренингов, а также совещается с коллегами, чтобы составить наиболее объективную оценку. Например, сотрудники ресепшен и продавцы посещают клиентские групповые тренировки, чтобы составить впечатление о работе инструкторов, соответствуют ли они стандартам клуба. Хорошо работающий инструктор привлекает клиентов и побуждает их к продлению клубной карты, что положительно сказывается на количестве бонусов у отдела продаж. Поэтому продавцы заинтересованы в том, чтобы рассказывать о работе инструкторов подробно и достоверно.

Также руководитель ведет бланк проверок каждого сотрудника, в нем плюсами отмечает правильные решения, ставит минусы в случае нарушения стандартов, пишет комментарии. В конце месяца подводим результаты. В случае возникновения вопросов разбираем ошибки вместе с сотрудником, при необходимости пересматриваем аудио- и видеоматериалы.

Каждый критерий оценки действий работника обладает своим весом и своей «вилкой» баллов. К примеру, вес показателя «по работе с кассовым аппаратом и программой ПК» равен 10%, оценка проводится методом трех баллов. Если весь месяц работник зарабатывает по этому показателю только плюсы, он получает три балла, полный набор минусов дает, соответственно, ноль. При составлении общей оценки баллы, собранные по каждому показателю, умножаются на его вес. Затем мы складываем итоговые оценочные значения всех критериев и вывешиваем месячный рейтинг в зоне для сотрудников.

Анализ мотивации персонала в организации

Отличительной чертой данного исследования является участие всего коллектива фирмы в его проведении. Безусловно, возглавляет процесс Генеральный Директор, а также руководители всех внутренних структур. Посредством сотрудничества менеджеров по персоналу с руководящим составом регулярно проводится срез системы мотивации, а также ее коррекция.

Анализ системы мотивации персонала в организации проходит в три этапа:

Этап 1. Сбор информации.

В анализе используются сведения об организационно-экономических признаках предприятия. Значительное мотивирующее влияние на персонал оказывают финансовые показатели, поскольку их стабильность или улучшение означает благополучие сотрудников, их финансовую и физическую защищенность. Помимо этого, организация, обладающая высокими показателями экономической деятельности, имеет больше возможностей для стимулирования подчиненных и побуждения их к эффективному труду.

Этап 2. Составление характеристики методов мотивации персонала.

Проводим сбор характеристик мотивационных методов и определяем их эффективность. Для осуществления анализа мотивации и стимулирования персонала организации используются такие методы, как:

  • техника разделения целого на части, или метод декомпозиции;
  • сопоставление различных событий, явлений и фактов, или прием аналогий;
  • нормативный способ;
  • функционально-стоимостный срез;
  • экспертно-аналитический метод;
  • принцип совершенствования;
  • системный анализ;
  • морфологический анализ.

Получить достоверные сведения об эффективности действующей мотивационной системы можно путем наблюдения за динамикой изменений таких показателей экономической деятельности, как текучесть сотрудников, производительность труда и рентабельность.

Отдельную пользу принесет опрос персонала – социальный аудит. Кому, как не самим сотрудникам, лучше знать о существующих стимулах и их действенности.

Этап 3. Анализ мотивации персонала.

Результаты, собранные на предыдущем этапе, становятся основой аналитических исследований мотивационной системы – элементов, которые не побуждают к повышению эффективности труда и не влияют на положительное отношение к самой организации, следовательно, не производят должного эффекта. Выработанные в результате анализа меры по устранению недостатков также подлежат оцениванию по критериям оптимальности и эффективности.

Над воплощением контрмер по воодушевлению сотрудников к работе «на общее дело» и «во имя клиентов» необходимо осуществлять постоянный контроль – проводить регулярный мониторинг мотивированности, контролировать качество собираемых сведений.

Итоги анализа должны ясно отражать воздействие мотивационных мероприятий на результативность труда, а также соответствие полученных показателей данным планирования.

Рассказывает практик

Как составить опросник вовлеченности персонала

Александра Зенирова,
директор по персоналу ЗАО «Компания Тройка Сталь», Москва

Одно время я работала в организации, занимающейся стройкой. Руководители дали задание провести оценку вовлеченности персонала в рабочий процесс. Для проектной работы я собрала глав отделов, занимающихся продажами, доставкой, бухгалтерией, информационными технологиями и финансами предприятия. Также участником анализа стал один из владельцев организации. Проект включал в себя три стадии.

Этап 1. Договорились, что мы считаем вовлеченностью

Я собрала с каждого участника по три определения такого понятия, как «вовлеченность персонала». Ответы разделились на три типа:

  • занятие любимой работой, увлеченность;
  • ощущение причастности к команде и активное взаимодействие с коллективом;
  • осознанная солидарность с ценностями организации.

На основе этих трех типов сформировали опросный лист из 15 вопросов. Некоторые из них отражены в таблице ниже.

Анализ персонала в организации: от подбора до развития

Этап 2. Установили критерии оценки и желаемые значения

Мы предоставили следующие варианты ответа:

  • нет (–2 балла);
  • скорее, нет (–1 балл);
  • не знаю (0 баллов);
  • скорее, да (1 балл);
  • да (2 балла).

Баллы, полученные за ответы в каждой категории, суммировались. Работник мог набрать от –10 до 10 баллов.

После этого были определены значения показателей для отделов и среднеарифметический показатель для всей организации. В качестве планового был выбран диапазон от 7,7 до 10 баллов. Также было выделено три области значений:

  • зеленая (от 6 до 10 баллов) – оптимальный результат;
  • желтая (от 2 до 5 баллов) – допускается коррекция посредством вмешательства, результат может негативно влиять на качество и скорость работы предприятия;
  • красная (от −10 до 1 балла) – необходимо срочное вмешательство, поскольку данное значение является крайне низким.

Результаты анализа выявили нахождение в желтой зоне показателя «интеграция в компанию» (5,2 балла).

Этап 3. Повысили значение показателя вовлеченности

С целью улучшения показателя «интеграция в компанию» были предприняты следующие меры:

  • Открытые еженедельные производственные обсуждения. К примеру, мы провели в отделе продаж обсуждение методов взыскания задолженностей с заказчиков, которые не вносят плату на протяжении периода более трех месяцев; рассмотрели возможности по улучшению клиентского обслуживания с целью увеличения среднего чека; рассмотрели прототипы новых шаблонов информации, предназначенных для контрагентов и т. д.
  • Открытые доклады по итогам недели о достижениях каждого отдела.
  • Еженедельное обновление материалов, сообщающих о развитии проектов компании, достижениях сотрудников и отделов, факультативных мероприятиях, изменениях в трудовом законодательстве, льготах и т.д.
  • Ежедневные летучки в каждом отделе. Постановка задач на грядущий день, обсуждение сложностей предыдущего дня, раздача срочных поручений.
  • Регистрация организации в качестве участника профильной выставки, привлечение персонала к проведению мероприятия.

Через два месяца мы провели срез еще раз, он показал улучшение показателей по каждому из трех направлений в диапазоне от 0,1 до 0,3, что считается незначительным. Зато производительность труда за тот же период выросла существенно (на 15 %).

Анализ обучения персонала в организации

На повышение эффективности сотрудников оказывает положительное воздействие не только мотивация, но и различные виды обучения, для которого необходимо регулярно проводить мониторинг. Он может осуществляться в форме статистического анализа, наблюдения, самоотчета, тестирования и других методов. Традиционно он проходит следующим образом: по завершении курса занятий слушатели оценивают образовательный процесс по следующим критериям:

  • насколько он соответствовал потребностям и представлениям обучавшихся;
  • использовались ли инновационные техники обучения;
  • какие современные средства обучения были применены;
  • есть ли связь между образовательным процессом и должностными обязанностями;
  • соответствовали ли раздаточные материалы (например, карточки) должному уровню, качеству;
  • было ли количество слушателей в группе оптимальным;
  • как был подготовлен процесс обучения с точки зрения его организации;
  • оценка квалификации педагогов и т. п.

По каждому из перечисленных пунктов выставляются баллы, из которых формируется общая оценка удовлетворенности пройденным образовательным процессом.

Более распространенными и часто используемыми являются нетрадиционные способы определения качества обучения сотрудников:

  • модель Дональда Киркпатрика;
  • техника Джека Филлипса;
  • Мак Ги: проведение бипараметрической оценки;
  • анализ качества образования на основе оценочных комплексов BSC, KPI;
  • способ оценки Блума.

Метод почетного профессора университета штата Висконсин Дональда Киркпатрика впервые был описан в его книге «Четыре ступеньки к успешному тренингу». Анализировать обучение он предлагает в четыре последовательных этапа, или уровня. В книге указано, что существует линейная связь между этапами, с ростом уровня также увеличивается трудоемкость, глубина анализа, повышается ценность обретаемой информации. Пропускать какой-либо из уровней категорически запрещено, поскольку это скажется на достоверности итоговых сведений. Уровни Дональда Киркпатрика выглядят следующим образом:

1. Оценка удовлетворенности потребителей – первый уровень.

Второе название этого этапа – reaction, или реакция слушателей на наполнение тренинга. Отношение к урокам является значимым.

Прежде всего, оно влияет на качество восприятия информации. Положительный настрой, с точки зрения Киркпатрика, не обладает прямой связью с восприятием информации, в отличие от негативного настроя он гарантирует, что тренинг не принесет знаний, следовательно, средства на него будут потрачены впустую.

Во-вторых, обмен впечатлениями доходит до руководства и оказывает влияние на то, будет ли курс продолжен или проведен в других группах.

2. Изменение установок – второй уровень.

Иначе этот этап называется learning – научение, или повышение качества знаний, оттачивание навыков, изменение установок по итогам образовательного курса. По утверждению Киркпатрика, поведение персонала в результате тренингов изменится только в том случае, если научение состоялось, т.е. произошла смена установок, улучшились знания.

3. Оценка степени изменения поведения (ehavior) сотрудников – третий уровень.

Определяем, стало ли другим и насколько поведение участников после прохождения тренинга. Если оно остается неизменным, это не является прямым показателем неэффективности тренинга, указывает профессор. Возможно, что научение состоялось, позитивная реакция была получена, а поведение осталось неизменным из-за несоблюдения необходимых для этого условий. Поэтому отсутствие положительной поведенческой динамики не является сигналом для остановки образовательного цикла.

4. Изучение результатов (results) – четвертый уровень.

Результатом считается весь комплекс изменений, связанных с пройденным обучением. К данному комплексу относят улучшение таких показателей, как производительность, качество работы, рост продаж, уменьшение текучести кадров и количества несчастных случаев. Принципиальной позицией Киркпатрика является привязка понятия об улучшении к области действий, а не финансов.

С точки зрения профессора, проведение мероприятий четвертого уровня является самым сложным и дорогостоящим по сравнению с предыдущими этапами. Также для получения наиболее достоверных результатов предлагаются следующие действия:

  • создание контрольной группы, которая не будет принимать участие в обучении;
  • проведение оценочного среза до и после курсов;
  • при наличии возможности проведение нескольких оценочных срезов в процессе прохождения тренингов;
  • проведение финального тестирования не сразу после окончания учебы, а через некоторое время, чтобы точно узнать, что отложилось в долговременной памяти;
  • сравнение ценности собранных данных и затрат на проведение анализа, поскольку, с точки зрения Киркпатрика, полученные сведения не всегда оправдывают затраты, произведенные на четвертом уровне.

Основатель ROI Institute (ROI – коэффициент возврата инвестиций, затраченных на обучение) Джек Филлипс предлагает для оценки следующие формулы:

  • Эффективность инвестирования в отдел кадров = траты отдела кадров/расходы на основную деятельность.
  • Эффективность инвестирования в подразделение HR = траты, произведенные службой персонала/число сотрудников.
  • Коэффициент отсутствия на рабочем месте = количество неожиданно уволившихся сотрудников + прогулы.
  • Уровень удовлетворенности – это выраженное в процентах количество работников, согласно результатам анкетирования удовлетворенных своей производственной деятельностью.
  • Критерий, выявляющий единство и согласие в организации. Подсчитывается на основе статистических данных по производительности и оценке эффективности труда.

Мак Ги проводит рассмотрение результативности и эффективности обучения, то есть дает бипараметрическую оценку деятельности сотрудников. Он же является автором такого понятия, как производительность обучения. Это состаяние, при котором показатели биометрической оценки принимают оптимальное значение.

При измерении эффективности необходимо принимать в расчет, оттачиванию какого навыка посвящены тренинги.

При необходимости исследовать, удалось ли снизить стоимость бизнес-процесса (получить частный экономический эффект E) при помощи специализированного тренинга, можно ли посчитать успешным обучение, следует использовать следующую формулу.

С = Со – Сt,

где Со – базовая, предшествующая обучению стоимость бизнес-процесса (или любой другой единицы производимой продукции), ден. ед.;

Сt– новая стоимость бизнес-процесса, зафиксированная после проведения тренинга, ден. ед.

При Е ≥ 0 можно говорить об успешности тренинга. Теперь полученные результаты необходимо проанализировать с точки зрения экономической эффективности – вывести чистый частный экономический эффект En,. Он покажет, дал ли тренинг результат, достойный затрат на его проведение. Это достигается путем сравнения двух значений – частного экономического эффекта Е и затрат на обучение Ce.

E= Со– С– С,

При En ≥ 0 можно резюмировать, что значение снижения издержек превышает значение затрат, следовательно, согласно показателю чистого частного экономического эффекта, тренинг признается успешным, цель обучения считается достигнутой.

Этот метод расчетов подходит для среза обучения линейных сотрудников: к примеру, после обучения произошло увеличение скорости и качества обслуживания покупателей, уменьшилось количество клиентских жалоб и ошибок в работе.

При необходимости провести сравнение результативности нескольких параллельных техник обучения или иных действий, которые были призваны повлиять на рост прибыли предприятия, используют формулу показателя доходности dn– выраженное в процентах соотношение чистого дохода к затратам.

d= ((Со– С– Сe) / Сe)) x 100

При dn> 0 признается, что обучение дало положительный эффект, комплекс произведенных действий признается доходным. В ином случае траты на образовательный процесс оправданными не являются.

Анализ развития персонала организации в целом

Нередко доверие менеджерам со стороны собственника является настолько безграничным, что им удается на протяжении долгого времени скрывать существенные провалы, связанные с низкой квалифицированностью отдельных «своих» сотрудников, нелегальной «оптимизацией» средств, якобы потраченных на организацию переподготовки работников, нехваткой внимания на развитие и со многими другими моментами. Проведение исследований позволяет осуществить анализ эффективности управления персоналом организации, собрать полноценное представление как о работе предприятия в целом, так и о деятельности каждой из его внутренних структур и вскрыть проблемные моменты.

Развитие сотрудников дает предприятию возможность предлагать клиентам сервис на высшем уровне, использовать в работе новейшие технологии, повышать прибыльность и противостоять конкурентам. Кроме этого, развитие позволяет «не заскучать» сотрудникам, снижает уровень рутинности, повышает мотивированность и задает хороший творческий азарт к выполнению плана.

Выявление проблем в области совершенствования и обучения, требующих срочного вмешательства, проводится посредством анализа действующей на предприятии системы развития персонала. В него входит:

  • анализ численности и потенциала сотрудников;
  • оценка кадровой текучести;
  • оценка методики выявления потребности в сотрудниках;
  • мониторинг прогнозной, управленческой деятельности и системы планирования;
  • экспертиза технологии рекрутинга;
  • изучение кадровой структуры с точки зрения квалификации;
  • выявление необходимости организации тренингов и мероприятий, связанных с развитием работников.

Для полноценного совершенствования деятельности организации необходимо выявить пробелы в системе развития ее команды. В этом поможет специализированный анализ. Сведения для его проведения собираются по четырем основным направлениям:

  • Насколько развит кадровый потенциал предприятия, каков уровень его квалификации, насколько актуально проведение дополнительной подготовки сотрудников, есть ли потребность подготовки HR-специалистов к проведению стратегических мероприятий и достижению тактических целей по развитию сотрудников?
  • Насколько достоверным будет утверждение, что система развития в управлении персоналом функционирует качественно и эффективно?
  • Есть ли потребность в освоении персоналом новых навыков?
  • Отвечает ли современная система развития команды потребностям стратегического управления? Способствует ли она обеспечению быстрого роста эффективности бизнес-процессов?

Рассказывает практик

Система оценки персонала, которая наглядно показывает весь потенциал развития сотрудников

Ольга Скоробогатова
директор по персоналу и управлению брендом группы компаний «Оргпром», Екатеринбург

Наша организация приветствует совмещение специалистами профильно-должностных обязанностей с ведением дополнительной деятельности на благо предприятия. Такими сотрудниками с уникальными компетенциями наш штат укомплектован практически на 40 %. К примеру, менеджер по работе с клиентами также занимается преподаванием и ведением проектов, осуществляющих развитие производственных систем. Некоторые коллеги параллельно развивают государственно-частные отношения.

Мы поставили задачу составить общую картину всех способностей членов команды. Для этого была разработана матрица в формате Excel, которая позволила провести оценку человеческих ресурсов, находящихся в распоряжении организации, спланировать их ротацию и обрести личную характеристику каждого члена коллектива. В характеристику были включены следующие компетенции:

  • владение базовыми корпоративными нормами;
  • поведение в соответствии с принципами кайдзен;
  • успешное поддержание деловых связей и отношений;
  • техническая компетентность;
  • культура управления;
  • совершенствование процессов;
  • искусство маркетинга и удовлетворенность клиентов;
  • ведение проектов;
  • обращение с базовой документацией, компетентность в вопросах права и принципах ведения учетной деятельности.

Анализ проводится каждый год, перед празднованием дня рождения организации. Каждый сотрудник в файле Excel самостоятельно дает оценку своим достижениям по шкале от 0 до 5. Затем он согласовывает содержание аттестационного бланка с руководителем, после чего направляет файл к нам. На все действия сотрудник тратит 2-4 часа.

Согласно индивидуальным параметрам эффективности работников, мы определяем своевременность и выраженный в процентном значении объем реализации плановых работ по итогам недели, квартала и года. Матрица содержит внутреннюю разбивку: функции, присущие отдельным параметрам, подлежат отдельной оценке по той же балльной шкале от 0 до 5.

Работник взаимодействует с параметрами посредством проставления баллов, они обладают следующими смысловыми значениями:

  • 0 – не владею или не знаю;
  • 1 – знаю исключительно с точки зрения теории;
  • 2 – обладаю начальным опытом по выполнению несложных операций;
  • 3 – справляюсь уверенно как с легкими, так и со сложными операциями;
  • 4 – владею выполнением операций в совершенстве, провожу обучение им коллег, занимаюсь разработкой новых компетенций;
  • 5 – полное содержание описания балла «4» плюс провожу клиентское обучение.

Проведением оценки результативности труда занимаются индикаторы персональной эффективности, анализирует компетенции специализированная матрица. В результате мы получаем график с указанием всех компетенций работника (см. рис.1). Затем данные выносятся на обсуждение комиссии, которая проводит оценку потенциала и возможного карьерного роста специалиста, также предоставляется слово и самому сотруднику. В составе аттестационной комиссии обязательно присутствует член отдела, пользующегося услугами аттестуемого. Собранные в процессе обсуждения рекомендации и предложения фиксируются в протоколе встречи, далее их выполнение отправляется под личный контроль руководителя.

Пример: на рисунке 1 оценивается предрасположенность к работе исполнительным директором, директором по взаимоотношениям с ключевыми клиентами или директором по развитию практики.

Анализ персонала в организации: от подбора до развития

После проведения аттестации всего штата производится построение общего графика с расположением каждого члена коллектива согласно набору компетенций (см. рис. 2). Прежде происходит итоговое оценивание индивидуума по критериям Y и X.

1. Ось Y демонстрирует динамику годового развития. Расчет производится, исходя из расширения компетенций человека, реализации улучшений и личного вклада в развитие других сотрудников. Для каждой должности составляется индивидуальная формула. Например, для определения «вклада в развитие других сотрудников» используются ответы на вопрос: «Какой сотрудник оказал наиболее мощную поддержку для роста моей успешности?». Частота упоминания каждого имени фиксируется, после чего отображается на общем графике.

2. Ось X отражает эффективность, дисциплинированность работника, его способность к самоорганизации, соблюдение им кодекса организации и соответствие должности – иначе говоря, эта ось посвящена базовым параметрам работника.

Анализ персонала в организации: от подбора до развития

Использование в аналитической работе данного графика довольно популярно, поскольку он достоверно и наглядно отображает рейтинг штатных единиц, для получения сведений руководителю не требуется систематизировать какие-либо аналитические данные самостоятельно.

Важная новость для подписчиков!

Информация об экспертах

Ольга Скоробогатова, директор по персоналу и управлению брендом группы компаний «Оргпром», Екатеринбург. Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького, факультет социальной психологии Гуманитарного университета в Екатеринбурге. С 2000 по 2006 год работала в ИД «Абак-Пресс» руководителем направления «Управление», обозревателем деловых журналов «Директор», «Деловой квартал», «Техсовет». С 2006 года работает в ГК «Оргпром».

Александра Зенирова, директор по персоналу ЗАО «Компания Тройка Сталь», Москва. Окончила факультет социальной психологии Московского открытого социального университета, прошла обучение в Русской школе управления по специальности «Директор по персоналу». Работала в сфере управления персоналом в юридической и производственной компаниях, а также в ресторанном бизнесе.

Светлана Алаева, генеральный директор компании «Максфит», Тверь. Окончила Тверской педагогический институт по специальности «Учитель физкультуры». Двенадцать лет занималась художественной гимнастикой. С 1998 по 2010 год преподавала на факультете физической культуры в Тверском государственном университете. В клубе работает с 1996 года, с 2001-го – Генеральный Директор; в этом же году создала и возглавила общественную организацию «Федерация аэробики».

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль