Как управлять коллективом, который принимает указания руководства в штыки

341
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Вы сможете ежемесячно получать от сотрудников предложения по улучшению бизнеса, мотивировать персонал работать в два раза эффективнее без материальных поощрений, снизить на 48% количество брака на производстве и повысить продажи, прочитав эту статью.

Авторский метод, который я разрабатывал 20 лет, управляя различными коллективами, помогает внедрить в компании масштабные изменения и при этом минимизировать сопротивление подчиненных.

Визуализируйте негативные результаты и нивелируйте сопротивление подчиненных

На подготовительном этапе изменений сфокусируйте внимание сотрудников на проблемах компании. В зависимости от специфики, это может быть падение продаж, невыполненный план производства, претензии клиентов, атаки контролирующих органов и пр.

Как мы управляем коллективом? Мы каждый день вывешиваем на информационных досках в цехах сведения о ключевых показателях прошедшего дня: количество произведенной продукции, эффективность работы линий и участков, выполнение стандартов качества, процент бракованного товара. Также приводим число претензий потребителей и статистику причин, по которым клиенты недовольны. Мастер участка прикрепляет на доску плановые задания для каждой смены и описывает возникшие проблемы.

Данные отображаем в виде несложных графиков и диаграмм — так, чтобы они были понятны рабочим. Графики дублируются на корпоративном портале. Это первый шаг, чтобы люди задумались и захотели изменить подход к работе.

  • Сплочение коллектива: 34 идеи для тимбилдинга
  • l>

    Разъясните сотрудникам, чем грозят проблемы

    Работники должны не просто узнать о существовании проблем, но и спроецировать на себя возможные негативные последствия. Чтобы достучаться до сотрудников, мы записали четырехминутное видеообращение руководства. В ролике участвуют директора по производству и по качеству, технический директор и директор завода. В начале клипа кратко говорится об истории и достижениях предприятия. Затем руководители описывают производственные проблемы и рассказывают, что будет дальше, если эти трудности не устранить. Последствия для завода — падение объема производства и потеря ключевых клиентов; для отдельных работников — резкое снижение зарплаты из‑за простоя мощностей, а затем кадровые сокращения. Эту запись мы каждый день крутим в столовой во время обеда. Добавляем к ней ролики по охране труда и бережливому производству. В общей сложности в течение дня работники просматривают каждое видео по два-три раза.

    Вселите уверенность, что трудности преодолимы, и продемонстрируйте свое умение управлять коллективом

    Обратите внимание на работников, которые остались безучастны к общему волнению. Тем, кто не испугался, безразлична судьба компании. Начинайте готовить им замену.

    Тех сотрудников, которых встревожило возможное мрачное будущее, следует успокоить. Покажите людям путь, по которому нужно двигаться. Убедите в том, что у фирмы есть необходимые ресурсы.

    Руководители подразделений в нашей компании, демонстрируя свое умение качественно управлять коллективом, провели собрания, на которых объяснили сложившуюся ситуацию еще раз и рассказали, какие методы организация использует, чтобы выбраться из ямы. Суть сообщения такова: «У нас есть все, чтобы решить проблемы. В прошлом завод уже выходил из критических ситуаций. У нас есть специалисты для этого. Помните, как Мария Алексеевна и Игорь Юрьевич в прошлом году модернизировали технологию и мы смогли увеличить объемы на 15%? Справимся и теперь».

    В вашей речи должны присутствовать три нюанса:

    • отсылка к прошлым победам с конкретным описанием, что и когда сделали и почему это помогло;
    • перечисление имен людей, которые причастны к успехам;
    • упоминание о том, что с таким сплоченным коллективом и такой волей к победе все получится и на этот раз.

    Директора готовили тексты для собраний, репетировали, как эти встречи проводить. Я делал отдельные презентации для рабочих и для руководителей (образец документа).

    Как управлять коллективом, который принимает указания руководства в штыки

    Соберите предложения работников

    Теперь позвольте сотрудникам поучаствовать в решении проблем предприятия. Это снизит сопротивление подчиненных при реализации принятых решений.

    На информационных стендах мы разместили ящики для предложений. Попросили сотрудников высказаться, как они видят будущее развитие компании, чем могли бы помочь и что необходимо изменить на их рабочем месте или в рабочем процессе. Пообещали, что лучшие предложения воплотим в жизнь.

    Ежедневно по вечерам я и мои замы открываем ящик и читаем записки. Те предложения, которые заслуживают внимания, анализируем и берем для реализации. Идеи визуализируем на доске. Указываем имя и фамилию автора, перечень действий, которые он предложил: как сэкономить средства компании — пошагово, как ускорить производство — с цифровыми выкладками и графиками. Некоторые рабочие захотели освоить смежные специальности, чтобы профессионально вырасти и при этом избавить компанию от поиска новых сотрудников.

    Руководителям могу дать два совета. Вовлекайте весь персонал, чтобы не осталось «темных углов». Во-первых, сотрудники не почувствуют себя изгоями, даже если их отдел не затронут изменения. Во-вторых, уборщик, курьер или вахтер способны предложить идею, которая не пришла бы вам в голову.

    Чтобы люди занимались этим охотнее, используйте соревновательный подход. Наградите самых активных участников. Я рекомендую использовать нематериальную мотивацию. Мы вывешиваем фотографию победителя на доске почета, вручаем ему кружку с логотипом компании и благодарственное письмо от директоров. Это мелочи, но для сотрудников — честь. Если поощрить деньгами, в следующий раз люди согласятся что-то делать только за плату.

    Покажите сотрудникам, что от них зависят управленческие решения

    Помимо «личного зачета», мы устраиваем командные соревнования. Визуализируем результаты подразделений, составляем план мероприятий, распределяем задачи по срокам. Важно показать людям, что они не зря старались. Поэтому и на личные, и на командные предложения директора отвечают письмом на стенде. Информация о принятых идеях актуализируется раз в неделю. Руководители объясняют, какие из них приняли и почему. Если уже есть приказы руководства по внедрению изменений, вывешиваются и они. Сотрудников благодарят за помощь. Люди видят заинтересованность руководства, убеждаются, что предложения действительно рассматривают. Это становится дополнительным мотиватором, повышает значимость проекта и результатов.

    Важная новость для подписчиков!

    Организуйте «быстрые победы» и создайте героев

    Если штат компании небольшой и нет явных активистов, понадобится так называемая раскачка. Героев придется придумать. Если после объявления конкурса прошла неделя, а сотрудники не рвутся с предложениями, соберите инициативную группу из сторонников изменений. В нее могут входить от пяти до десяти лояльных сотрудников. Сгенерируйте пару-тройку предложений и подайте идеи «вниз» через эту группу. Публично похвалите участников, остальных призовите действовать активнее. После первого толчка люди раскачиваются: им тоже хочется услышать похвалу.

    Результаты

    Как изменилась ситуация после того, как мы стали по-другому управлять коллективом? За месяц эксперимента директора получили от подчиненных 120 предложений. В проекте участвовали 56 сотрудников, из них 48 — рабочие. На реализацию приняли 33 идеи. Несколько предложений внедрили сразу, благодаря чему победили три причины убытка: неправильный распил, повреждение шкурки и нарушение технической обработки. Первый показатель снизился в два раза, второй — на 36%, третий уменьшился в 3,5 раза. Количество брака упало на 48%.

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Коммерческий директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 45%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль