text
Коммерческий директор

Договор поставки заключен, но поставщик настаивает на изменении ассортимента. Что делать?

  • 30 августа 2017
  • 333
юрист
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com

Действующий с 2009 года Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (обычно именуется «Законом о торговле») во многом перекроил взаимоотношения торговых сетей с поставщиками продовольственных товаров, особенно с учетом поправок, внесенных в него в июле 2016 года.

Но многие вопросы по, казалось бы, давно изученному тексту, продолжают оставаться в центре внимания торговых сетей, а особенно – небольших региональных торговых сетей, не обладающих значительной рыночной властью. Хотя не секрет, что, пользуясь драконовскими штрафами для сетей, некоторые поставщики в определенной степени злоупотребляют сложившимся доверием.      

В практике торговых сетей неоднократно возникают случаи, когда поставщики продовольственных товаров, с которыми уже заключен договор поставки на определенный срок, с указанием определенных наименований продовольственных товаров и цен указанных товаров, обращаются к торговой сети до истечения срока действия заключенного договора поставки с требованием изменения условий договора поставки, в частности изменения перечня поставляемых товаров (в сторону его увеличения, в том числе – значительного увеличения), либо с требованием изменить цены поставляемых товаров (в сторону их увеличения), при этом сопровождая свое требование угрозами обращения в Федеральную антимонопольную службу.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Узнать подробнее >>

Угрозы, как правило, сопровождаются ссылками на положения статьи 13 Закона о торговле в той части, в которой они запрещают сети и поставщику совершать действия, ограничивающие доступ на товарный рынок. С учетом угрозы миллионных штрафов за нарушение этого положения Закона о торговле, коммерческий директор иногда вынужден соглашаться на приобретение тех товаров, в которых он не заинтересован, особенно с учетом нерешительной позиции юридической службы сети.

Комментарий ФАС относительно внесения изменений в наименования и количество поставляемых товаров

Получение указанных требований дезорганизует сложившиеся взаимоотношения со всеми поставщиками продовольственных товаров определенной категории, зачастую заставляя торговую сеть приобретать продовольственные товары на невыгодных для себя условиях. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», описывая порядок заключения договоров поставки, не упоминает о взаимоотношениях поставщика и покупателя после его заключения на определенных условиях.

Поэтому необходимо было получить разъяснение ФАС России о том, вправе ли поставщик продовольственных товаров требовать после заключения договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть на определенный срок с указанием конкретного перечня товаров внесения изменений в наименования и стоимость поставляемых товаров, а также о порядке действия покупателя продовольственных товаров в случае получения указанного требования.

В письме Федеральной антимонопольной службы № АГ/52342/17 от 31.07.2017 г. «О рассмотрении обращения Елаева А.А.» антимонопольный орган остановился на некоторых вопросах взаимодействия торговой сети и поставщика в том случае, если договор между ними уже заключен. Фактически, разъяснения ФАС касаются применения норм Гражданского кодекса и определению приоритетности тех или иных положений Закона о торговле и Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от приведенного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Важно!

Закон о торговле устанавливает лишь следующие императивные нормы в отношении взаимоотношений сети и поставщика: статьей 9 Закона о торговле регламентированы права и обязанности торговой сети и поставщика продовольственных товаров в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров, статьей 13 Закона о торговле установлены антимонопольные правила для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, статьей 14 Закона регламентированы вопросы ограничения приобретения и аренды торговыми сетями дополнительных площадей торговых объектов. Таким образом, можно сделать вывод о том, если какое-либо условие прямо не предусмотрено законом, то применяются положения договора, в том числе – в отношении порядка внесения в ассортимент новых товаров.

При этом при рассмотрении споров между сетью и поставщиком надо учитывать не только положения Закона о торговле, но и положения Закона о защите конкуренции. Если поставщик обладает признаками субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, то к нему в полной мере применимы также положения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которыми запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту пересмотра условий договора и принятие невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. К таким относятся экономически или технологически не обоснованные или прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента, Правительства или уполномоченных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества (имущественных прав), а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован.

Таким образом, ФАС России делает обоснованный вывод о том, что если торговая сеть усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства в деятельности поставщика, выраженного в направлении в адрес торговой сети обращения об изменении наименования и стоимости поставляемых товаров, то данная торговая сеть вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, составленным в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.

Рекомендации по внесению изменений условий договора поставки

Порядок составления заявления предусмотрен частями 1 и 2 Закона о защите конкуренции. В частности, оно должно содержать сведения о заявителе, сведения о нарушителе антимонопольного законодательства, а также описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований и перечень прилагаемых документов. Если к заявлению невозможно представить документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства, то необходимо указать причину невозможности предоставления указанных докказательств, а также место их нахождения.

В целом, в случае обращения поставщика, с которым вы раньше договорились о других условиях работы, с требованием изменения условий договора поставки в части матрицы или цен, желательно все действия оформлять в письменном виде, а на каждое действие или предложение поставщика давать вежливый ответ о том, что договор уже заключен, и стороны обязаны исполнять именно его. Сеть не обязана «по первому чиху» поставщика что-либо менять в условиях сотрудничества, особенно если эти условия касаются тех товаров, в которых сеть не заинтересована.

Стоит помнить, что штрафы за нарушение положений Закона о торговле и Закона о защите конкуренции распространяются не только на сети, но и на поставщиков. И, если поставщик явно злоупотребляет своими правами, то лучше предупредить его жалобу в ФАС своей жалобой, ведь тогда ему будет сложнее доказать, что именно вы были причиной его незаконных действий.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.