«Вместо чтения новостей утром лучше сделайте зарядку»: вред пропаганды или зачем нужно критическое восприятие информации?

1061
Грибов Андрей
автор книги «Как заработать миллиард или интеллектуальный капитал предпринимателя 2.0», генеральный директор компании «КиберПлат»
Общественное мнение – заведомо ложное мнение, так как большинство людей полные идиоты.

Эдгар Аллан По

Именно общественное мнение часто заставляет человека руководствоваться не разумом, а принципом «так, как все». Он полагает, что «большинство всегда право» и этим уже совершает ошибку. Предприниматель, не осознающий факта, что большинство людей в обществе принимают экономические решения под воздействием экономической пропаганды, обречен на разорение.

Общественное мнение необходимо анализировать, постоянно делая поправку на пропаганду. Пелевин писал: «Собака смотрит на палку, а лев — на того, кто ее кинул. Кстати, когда это понимаешь, становится намного легче читать нашу прессу...»

И если убивать, грабить, воровать неприемлемо по внутренним убеждениям, то, несмотря на нахождение в той или иной социальной группе, где могут быть свои понятия о добре и зле, необходимо не только понимать вред для здоровья, который приносят, например, алкоголь, никотин, горные лыжи, дзюдо и прыгание «хто не скаче, тот москаль». Необходимо поступать не так, «как все», а так, как правильно, честно и справедливо.

Чтобы быть успешным, в своих поступках надо сверяться не с общественным мнением, а с внутренними убеждениями и критическим мышлением, которое часто принимают за скептицизм. Наполеон говорил: «Человек высшего порядка бесстрастен по своей натуре: его хвалят, его порицают, мало что имеет для него значение, он прислушивается только к голосу своей совести». 2500 лет назад Сократ учил: «Уже не так-то должны мы заботиться о том, что скажет о нас большинство, а должны заботиться о том, что скажет о нас тот, кто понимает, что справедливо и что несправедливо, – он один, да еще сама истина. Таким образом, неправильно, будто мы должны заботиться о мнении большинства относительно справедливого, прекрасного, доброго и им противоположного».

Надо сказать, что эгоцентричность любого человека приводит к самообману, и не только самого глупого. В пример приведу анекдот. Мужчина едет домой по Кутузовскому проспекту в Москве по встречной полосе. Звонит домой и просит жену накрывать на стол. Она ему говорит: «Будь осторожнее, по радио передали, там по Кутузовскому кто-то по встречной полосе едет». Он отвечает: «Ты не поверишь! Их тут тыщи, тыщи!». Очевидно, что глупые люди, не имеющие критического мышления, самообманываются гораздо чаще умных.

В кинофильме «Гараж», который Эльдар Рязанов снял в 1979 г., показан процесс принятия решения по исключению из кооператива именно тех людей, кто больше всего сделал для строительства этого самого кооператива. Директора НИИ, который сократил сроки строительства внутри строительного бюрократического аппарата, и директора рынка, которая обеспечила кооператив недостающей строительной техникой и стройматериалами.

Для этого достаточно было назвать их «блатными» и изобразить в неприемлемом для общества виде. Сын директора НИИ показан в демонстративно дорогой сингапурской кожаной куртке, а директор рынка вообще вся одета вызывающе хорошо для этого собрания. Отношение их к «коллективу» также было неприемлемым для большинства: сын директора смотрел на всех с пренебрежительным видом, а директор рынка не скрывала своего отвращения к этому бестолковому и не способному к результативной деятельности обществу. И в социалистической, стадной системе координат этого оказалось вполне достаточно для неправедного решения. Коллективное решение о лишении их имущественных прав было принято не исходя из результатов труда, которые, кстати говоря, были намного серьезнее, чем у остальных. Их (остальных) заслуги и были-то в выходах на малоэффективные из-за строительного непрофессионализма «субботники» и ночные дежурства. Нет, решение было принято просто из личной неприязни, чистого ресентимента неэффективных глупцов, пишущих псевдонаучные методики выведения морозоустойчивых обезьян, к эффективным умным менеджерам.

Этот фильм отлично иллюстрирует тот факт, что общество познается по его ресентименту к резко отличающимся по эффективности и трудолюбию индивидуумам.

Принимая решение, нельзя слепо следовать мнению большинства. Большинство всегда заблуждается - по той простой причине, что глупых людей намного больше, чем умных. И это глупое большинство как просто не умеет мыслить, так и легко попадает под влияние массовых мошенников из СМИ. Отсюда вывод: решение, принятое большинством, не может вести к успеху. «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». – Денис Фонвизин. Из этих предпосылок возникает один из главных выводов этой работы: Думая не так, как все, – добиваешься успеха. И зарабатываешь много больше всех. Намного больше. И если у IBM девиз «Думай!», то девиз Apple – «Думай иначе».

Я предлагаю вам новый девиз: Находи ошибки во мнении большинства и поступай правильно. «Стив Джобс был столь успешен именно потому, что не доверял исследованиям рынка и фокус-группам – когда людей спрашивают о том, чего они хотят, – и следовал за собственным воображением. Он считал, что люди не знают, чего хотят, пока он не даст им то, чего они хотят на самом деле» (Талеб Нассим Николас «Антихрупкость»).

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Коммерческий директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 45%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль